Архитектура и урбанистика
20 июня 2023
Поделиться

Искусство жить: как выстроить сотрудничество между девелоперами и художниками

Искусство жить: как выстроить сотрудничество между девелоперами и художниками

Фото предоставлено pr-службой группы “Самолет”

Сегодня стало невозможно игнорировать необходимость создавать крепкие связи между бизнесом и креативными индустриями. Российские компании все чаще обращаются к дизайнерам, художникам и галереям, стремясь найти уникальные творческие решения для коммерческих задач. На этот запрос Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы и Агентство креативных индустрий (АКИ) отвечают уже не первый год. 

В рамках этой стратегии в феврале 2023 года появился проект «Арт Фабрика» — программа интеграции современного искусства в общественную среду. Художники предложат заказчикам (застройщикам, девелоперам, муниципальным властям, культурным институциям, отельерам, рестораторам, владельцам офисов и т. д.) творческие проекты, которые помогут создать эксклюзивную концепцию выбранного места. 

Всего в 2023 году в «Арт Фабрике» пройдет два конкурса по приоритетным направлениям: «Паблик-арт» и «Интерьерный арт».

Какую пользу российские компании видят в этом проекте для себя? Чего они ждут от креативных индустрий? С какими проектами будут работать художники? Обо всем этом IPQuorum поговорил с Леоном Пряжниковым, руководителем управления продукта и аналитики группы «Самолет». Компания «Самолет» предложила три задания в конкурсе «Паблик-арт» —  художники должны будут переосмыслить пространства жилищных комплексов «Заречье Парк», «Остафьево» и «Верейская 41».

— Почему вы приняли решение принять участие в проекте «Арт Фабрика»? 

— «Самолет» стремится создавать комфортную, насыщенную возможностями городскую среду и предлагать клиентам лучшие сценарии счастливой жизни. А это не только качественные и красивые дома и линейка инфраструктуры. Нам важно создавать яркие, узнаваемые точки притяжения для всего квартала, в котором хочется жить и куда хочется возвращаться. Поэтому мы давно думали о внедрении паблик-арта в жилые кварталы группы «Самолет» и занимались разработкой подобного проекта. Когда мы узнали, что Агентство креативных индустрий запускает «Арт Фабрику», то решили стать ее частью, так как наши цели совпали.

Мы считаем, что искусство должно быть максимально доступно людям, за ним не нужно ехать на Красную площадь, оно может и должно находиться в непосредственной близости от дома. Как девелопер мы можем способствовать тому, чтобы в новых районах по всей стране появлялись интересные объекты паблик-арта, которые могут быть настоящими произведениями искусства.

Фото предоставлено pr-службой группы “Самолет”

— Прежде вы уже сотрудничали с художниками? 

— «Арт-фабрика» — наш первый опыт сотрудничества с арт-сообществом, но у нас большие планы. Мы ведем работу над целым рядом проектов с галереями и художниками, часть из которых планируем реализовать уже в этом году.

— Как современное искусство может помочь бизнесу?

— Городской арт повышает общий уровень культуры жителей, способствует развитию туризма, делает пространство более привлекательным и разнообразным. Этой весной мы провели аналитическое исследование среди своих клиентов и выяснили: 88% считают, что городу нужны арт-объекты. Также мы установили, что 61% обращают внимание на наличие арт-объектов неподалеку от места жительства при выборе квартиры. Поэтому можно сказать, что городской арт — это в полной мере win-win история и для жителей, и для девелопера.  

— Над какими вашими проектами должны будут работать художники? В чем их особенность и чем эта работа может быть интересна художникам?

— Мы предложили художникам подумать над тремя очень разными проектами — «Заречье Парк», «Остафьево» и «Верейская 41». Этим проектам не хватало художественных доминант.

Фото предоставлено pr-службой группы “Самолет”

— Какой контекст должен будет учитывать художник во время работы над ними?

— Заречье — это место за рекой. Дизайн-код основан на месторасположении, тесно связанном с водой. «Заречье Парк» — это контраст между настроениями стихии, рукотворным и природным. Замкнутая квартальная структура символизирует дачный сад, цветовая гамма, натуральные цвета фасадов напоминает стволы деревьев. В благоустройстве создается гипоаллергенный сад и уделяется детальное внимание озеленению пространства, для того чтобы воссоздать атмосферу уюта и комфорта загородной жизни. Здесь задача со «звездочкой» — создать объект-доминанту на площади выходного дня возле реки и гармонично вписаться в насыщенный план благоустройства квартала.

Для «Верейской 41» объект нужно вписать в довольно насыщенный план благоустройства. То есть он должен гармонично дополнить планируемый ландшафт и стать его доминантой.

Жилой комплекс «Остафьево» имеет строгие архитектурные формы, при этом делается упор на пышное озеленение, натуральные материалы оборудования и естественные цвета фасадных решений. Дизайн-код комплекса, с одной стороны, отражает принадлежность проекта к месту с богатым историческим наследием — рядом расположен государственный музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас». С другой — концепция усадьбы подразумевает максимально комфортные условия обособленного проживания на природе, в окружении ландшафтного парка, садов и аллей.

Каждое из этих творческих заданий — творческий вызов. Для Остафьево нужно разработать объект, который будет расположен на площади выходного дня, этот объект должен стать точкой притяжения для жителей района и туристов, посещающих усадьбу «Остафьево».

— Часто город и природу противопоставляют. Вы же в описании задания, наоборот, предлагаете художникам отталкиваться от природного контекста. Как должны действовать застройщики, чтобы не уничтожить природу, а интегрировать ее в жилое пространство? 

— В своих проектах мы опираемся на природный контекст местности и разрабатываем архитектуру кварталов таким образом, чтобы исходные данные были обрамлены гармоничным архитектурным решением. В «Заречье Парк» мы имеем небольшую реку, берега которой облагораживаем и выстраиваем там прогулочную зону. Цветовое решение фасадов выполнено в естественных оттенках, проект предусматривает пышное озеленение и геопластику, которая визуально имитирует мягкие покатые берега реки.

Дизайн-код «Остафьево» — Усадьба, поэтому здесь мы опирались на строгие архитектурные формы, которые перекликались бы с историческим наследием одноименной усадьбы, расположенной неподалеку. И здесь, опять же, мы работали в природных оттенках, благоустраиваем территории с помощью натуральных материалов и обращаем внимание на озеленение как на неотъемлемую часть загородной, усадебной жизни. 

Фото предоставлено pr-службой группы “Самолет”

 

— Хотели бы вы видеть больше паблик-арта в городах России? Почему это может быть интересно людям, местным жителям? 

— Мы видим, что паблик-арта становится больше, и это здорово. Паблик-арт — это развитие городских пространств, наполнение их смыслами, создание более дружелюбной среды. Примеров паблик-арта существует множество, и, пожалуй, одни из самых ярких — те, которые вписаны в городской ландшафт настолько органично, что как будто существовали в нем всегда (например, Cloud Gate в Чикаго). 

Также особо ценны те объекты, которые решают социальную задачу: например, проект «Арт-прививка» для Морозовской больницы. Мы работаем по всей стране и расширяем географию присутствия — в наших силах расширять и арт-географию.  

— Какое значение проект «Арт Фабрика» имеет для развития бизнеса?

— Мы считаем этот проект очень важным, потому что он является связующим звеном между бизнесом и творческим сообществом. Коллеги из «Арт Фабрики» помогают переводить наш бизнес-запрос на язык, понятный творческим индустриям, и мы с большим нетерпением ждем результатов нашей совместной работы.

 

 

Автор: Маргарита ЗАХАРОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале