С 3 по 7 июля в Москве в Московском инновационном кластере «Ломоносов» прошел четвертый форум «Российская креативная неделя». Форум стал пространством для диалога о будущем креативных индустрий в России, об актуальных трендах и запросах рынка, экспорте, обучении и т. д. Всего в рамках деловой программы состоялось более 100 мероприятий. Одним из главных событий стало выездное заседание комиссии Госсовета по направлению «Культура», темой которого было выбрано переосмысление народных художественных промыслов. Эксперты обсудили, как продвигать НХП и при этом не потерять их идентичность, а также какие меры необходимы для дальнейшего развития отрасли.
А в день открытия «Российской креативной недели» в пространстве «Нептун» прошла панельная дискуссия «Креативный город и комфортная городская среда как значимый фактор для креативного класса». Спикеры обсудили, что такое креативный город, как творческие индустрии могут участвовать в формировании комфортного пространства для жизни, какие меры помогают властям удерживать и развивать креативный класс на местах.
Разговор модерировал директор АНО «Центр территориального развития Удмуртской Республики» Вячеслав Правдзинский.
Фото пресс-службы Российской креативной недели
Ольга Вовк, заместитель директора дивизиона «Городская экономика» в Агентстве стратегических инициатив, объяснила, как комфортная среда и развитая инфраструктура помогают привлекать в города креативный «капитал». По ее словам, по всей стране до сих пор остро стоит запрос на высококвалифицированные кадры. Именно поэтому одной из задач властей остается повышение привлекательности регионов для трудоспособных граждан. Как это сделать и зачем?
Ольга Вовк рассказала, что в 2022 году дивизион «Городская экономика» в рамках программы «Новая миссия городов» провел исследование о требованиях студентов к выбору постоянного места жительства. В опросе участвовало 33 000 человек. На первом месте (по 59%) оказались высокая оплата труда и комфортная городская среда.
В 2021 году специалисты ВШЭ составили рейтинг 20 наиболее креативных городов России. Ольга Вовк указала, что у всех городов из списка высокий индекс качества городской среды. Чтобы показать, как это работает, она привела в пример Республику Саха (Якутия). Сегодня это единственный регион Арктической зоны России (АЗРФ), который показывает стабильный прирост численности населения. Увеличивается и рождаемость, и количество трудоспособного населения, которое вносит существенный вклад в развитие региона.
— Если мы посмотрим, что в последние годы произошло с Якутией, то увидим развитие креативных индустрий. В Якутии стартовала киноиндустрия, фильмы собирают беспрецедентную выручку, — поделилась Ольга Вовк. — Правительство региона проводит политику удовлетворения запросов креативного класса.
Рост трудоспособных граждан приносит регионам экономическую выгоду. В 2022 году в бюджет Иркутской области поступило более 1 млрд налоговых отчислений — такой показатель Вовк объясняет работой 130-го квартала Иркутска, который существенно изменил экономическое пространство в городе.
— Креативная индустрия дает больший вклад с точки зрения высокооплачиваемых рабочих мест, потому что требует не массового труда, а уникального, — сказала она. — Это совершенно другие отчисления НДФЛ, а НДФЛ — единственный налог, который в чистом виде остается на территории города.
Генеральный директор Тюменского агентства развития креативных индустрий Алексей Краев поделился опытом поддержания и развития креативного сектора в регионе. По его словам, стратегия Тюмени — не удерживать, а привлекать творческий класс.
— Таланты будут мигрировать всегда. К нам приезжают работать люди, в том числе и из более креативных мест, — объяснил он. — Наша задача — создать условия, чтобы таланты хотели приезжать. Это совсем другой подход.
Для того чтобы создать такие условия, городские власти Тюмени уделяют большое внимание развитию образовательной среды. Наличие учебных заведений высокого класса — ключевой фактор для миграции активной молодежи в регион.
Другая важная часть этой стратегии — система запускающих проектов. В Тюмени традиционные отрасли становятся локомотивами для креативных индустрий. Тюменская область — один из самых крупных нефтегазовых регионов страны. Городские власти используют это и выстраивают экосистему креативных индустрий вокруг компаний по добыче и переработке сырья.
Однако основным принципом работы Тюменского агентства развития креативных индустрий Алексей Краев называет развитие системы управления в городе. По его словам, контроль извне помогает создать условия, в которых креативные индустрии и городские пространства работают наиболее эффективно. В качестве примера Алексей Краев привел открытие улицы Дзержинского в историческом центре города. Он утверждает, что благодаря налаженной системе управления событиями и резидентами креативных пространств улица Дзержинского остается привлекательной для горожан и туристов и выдерживает конкуренцию с торговыми центрами в качестве места проведения досуга.
О том, как эффективно вовлекать в развитие инфраструктуры города креативные индустрии, рассказал и директор-координатор социокультурных программ ВЭБ.РФ Олег Ракитов.
Уникальный опыт ВЭБ — сознание креативных команд в городах без привлечения федеральных участников из Москвы и Санкт-Петербурга. Проекты, которые запускает ВЭБ в регионах, реализуются благодаря творческим усилиям представителей креативных индустрий на местах. Олег Ракитов обращает внимание, что ВЭБ работает не над организацией фестивалей и праздников, а над долгоживущими проектами, которые помогут развиваться городу и локальным креативным индустриям. Более того: концепции, которые предлагает ВЭБ, рождаются не в кабинетах чиновников. Они стараются привлекать представителей креативных индустрий на самых ранних этапах. Это помогает учесть социокультурный контекст и создать проект, который будет действительно важен и интересен местным жителям.
— Мой личный манифест: «Объединяя бизнес, арт и жителя, давать местам новую силу», — поделился он.
За три года ВЭБ запустила десять таких проектов. Один из них — социокультурный проект «Ближе» на трамвайном маршруте Екатеринбург — Верхняя Пышма. Сегодня это единственный трамвай в России, который соединяет два города. В его реализации участвовала группа коммерческих компаний «Мовиста».
В качестве сопровождения запуска трамвая команда «Ближе» создала аудиогид, которого озвучивают сами жители города. Олег Ракитов отмечает, что таким образом люди начинают вовлекаться в развитие собственного города через креативные сообщества. Например, они сами привлекли к участию в записи аудиогида родившихся или выросших в Екатеринбурге публичных лиц, например автора романа «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова и актера Андрея Рожкова.
Через полгода после запуска проекта местная команда уже самостоятельно запустила поэтические чтения на этом маршруте. Для ВЭБ это важное продолжение истории: их задача — создавать условия, чтобы креативные команды оставались в городе и развивали его.
Взгляд бизнеса на благоустройство города и развитие креативных индустрий предложила Анна Зайкина, сооснователь арт-пространства «Трикотажка Place» в Сергиевом Посаде.
Она рассказала, что проблема Сергиева Посада — это серьезный отток рабочей силы в Москву и другие города. Хотя туристический поток в Сергиевом Посаде большой, это сезонное. Перед командой «Трикотажки» стояла задача сделать город привлекательным как для местных жителей, так и для туристов, и создать новую точку притяжения.
В 2018 году команда «Трикотажки» предложила властям программу развития улицы Карла Маркса в центре города. В рамках проекта нужно было озеленить улицу, осветить ее и сделать свободной для творческих профессий. Денег на реализацию этого проекта у администрации не было, поэтому команда «Трикотажки» приняла решение действовать самостоятельно. Они организовывали фестивали, в рамках которых проходили субботники, ярмарки дополнительного образования, мастер-классы и дегустации. За первый год им удалось осветить и озеленить улицу, привлечь арендаторов и открыть новые заведения.
В 2020 году они запустили арт-пространство «Трикотажка Place» в здании бывшей трикотажной фабрики. Сейчас это пространство работает как кластер. В нем есть коворкинг, кофейня, лекторий, магазин локальных брендов и пространство под аренду и мероприятия. Анна Зайкина отмечает, что эта инициатива вдохновила и других представителей креативных индустрий в города.
Позже команда открыла отель «Трикотажка Дом», в котором проходят творческие резиденции. Благодаря этой инициативе в городе увеличился поток туристов, в частности художников. Следующий проект команды, «Трикотажка ЦЕХ», стал площадкой для работы художественных мастерских.
— Это и наш коммерческий интерес: сделать так, чтобы в Сергиев Посад приезжали не на один день, а на несколько, чтобы сообщество творческих молодых людей в городе росло, а не уезжало на заработки в другие города, — поделилась Анна Зайкина.
Таким образом, стратегия «Трикотажки» — постоянное обновление Сергиева Посада, привлечение частных инвестиций для его развития и повышения туристической привлекательности.
В конце сессии спикеры обсудили, зачем городу думать о развитии креативных индустрий и вовлекать их в создание благоустроенных пространств. Один из ответов на этот вопрос предложил Алексей Краев:
— Город — это люди. Город борется за людей, ждет новых людей. У людей есть базовые потребности и не базовые потребности — они хотят жить красиво и хорошо. Там. где есть окружение, где можно зарабатывать, рожать детей, создавать семьи, учиться и т. д. Для этого мы строим город: чтобы было больше людей и чтобы люди строили город еще лучше.
Автор Маргарита ЗАХАРОВА