Архитектура и урбанистика
06 августа 2020
4 минуты
Поделиться

Я памятник себе воздвиг под копирайтом

Как правильно использовать фотографии городских символов в коммерческих целях

Я памятник себе воздвиг под копирайтом

Иллюстрация: IPQuorum

Памятники в городских скверах и на площадях порой могут оказаться не просто культурным достоянием, а объектами, защищенными авторским правом. Именно поэтому использовать фотографии с ними можно только при определенных условиях. Это подтвердил очередной случай, который произошел в конце мая в Екатеринбурге. Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) в судебном порядке доказала неправомерность использования фотографии екатеринбургским издательским домом «ФестХэнд». Изображение памятника с фигурами основателей Екатеринбурга – Василия Татищева и Георга Вильгельма де Геннина – было размещено в путеводителе по Свердловской области, изданном в 2017 году в специальной серии «Репейник. Цепляйся к лучшему». Аналогичные иски, связанные с коммерческим использованием изображений памятников, практически ежедневно поступают в российские суды. Мы узнали, в каких случаях использование фотографий с памятниками в коммерческих целях считается правомерным и как обезопасить себя от ситуации, которая произошла с екатеринбургским издательским домом.

Судебный процесс по делу о фотографии памятника начался в декабре прошлого года. В качестве третьих лиц к делу были привлечены крупный книжный магазин «Дом книги» и автор скульптуры Петр Чусовитин. УПРАВИС, защищая интересы скульптора, потребовала от «ФестХэнд» 20 тыс. рублей за фотографию памятника. Иск рассматривал Арбитражный суд Свердловской области. Он признал, что фотография в путеводителе нарушает исключительное право на произведение, однако удовлетворил претензию частично и снизил сумму компенсации с 20 тыс. до 10 тыс. рублей.

Во время рассмотрения иска ответчики, отстаивающие невиновность издательства, уверяли, что раз памятник является объектом садово-паркового искусства, значит, его можно считать общественным достоянием, а изображения с ним использовать в свободной форме. В действительности любой памятник становится общественным достоянием спустя 70 лет со дня смерти автора, и только в этом случае его можно применять в коммерческих целях без согласия правообладателя. На присвоение этого статуса не влияет, к какому виду искусства (садово-парковое или изобразительное) относится памятник, пояснил руководитель отдела по работе с плательщиками УПРАВИС Алексей Кисточкин.

 Если изображение памятника или другого произведения является основным объектом использования или применяется с целью получить прибыль, такой случай требует согласования с правообладателем – об этом говорится в статье Гражданского кодекса «Свободное использование произведений, постоянно находящихся в месте, открытом для свободного посещения». Также обязательно следует указывать имя автора и название произведения.

«Предположим, вы делаете селфи или фотографируете своих друзей на фоне памятника. Несмотря на то что монумент не является основным объектом композиции, такая фотография требует согласования с правообладателем и выплаты вознаграждения, если вы планируете использовать ее в коммерческих целях – к примеру, выпускать открытки», – объяснил Кисточкин.

Так как «ФестХэнд» использовал фотографию памятника непосредственно с целью извлечь прибыль, нет сомнений, что он должен был получить согласие на применение изображения. Причем получать его следовало не у администрации города, а у правообладателя скульптуры, то есть у Петра Чусовитина. «Если бы скульптор оформил договор об отчуждении авторских прав, тогда бы администрация города смогла бы распоряжаться монументом по своему усмотрению, а издательствам приходилось бы получать разрешение у администрации. Но в данной ситуации исключительное право сохранилось за автором. Более того, у Чусовитина есть договор авторского заказа, где в последнем пункте четко прописано, что использование любого изображения памятника должно осуществляться с соблюдением авторских прав», – заявил Кисточкин.

По словам эксперта, для получения согласия на использование изображения нужно запросить у автора скульптуры расписку, а лучше оформить лицензионный договор с указанием места и цели применения объекта. «В документе следует указать, в каком виде будет использован объект авторского права. Если это книга, то нужно указать ее тираж и дату выпуска. С автором рекомендуется оговорить соблюдение неприкосновенности произведения», – отметил эксперт.

Представитель УПРАВИС также добавил, что случай с екатеринбургским издательством не уникален. В Арбитражном суде Свердловской области, Пермского края и Ульяновской области всего рассматриваются пять исков, связанных с правомерностью использования изображений памятника, по двум из которых приняты решения в пользу автора и УПРАВИС. Фотографии с нарушением исключительных прав на произведение были опубликованы, как и в случае с памятником Татищеву и де Геннину, в путеводителях, а также на открытках. Так, к примеру, екатеринбургской компании «Евразия», которая занимается поставкой сувениров, и ульяновской кондитерской фабрике «Волжанка» предъявлены иски за неправомерное использование изображения монумента на коробке с конфетами.

Памятник основателям Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину расположен на площади Труда в исторической части Екатеринбурга. Его установили в честь 275-летия города, который свердловчане отмечали в августе 1998 года.

 

Автор: Алла Смирнова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Архитектура и урбанистика
29 октября 2024

Дмитрий Наринский: «Я бы сравнил архитектора со сценаристом, который стоит у истоков творения»

Архитектура и урбанистика
11 июля 2023

Город живет счастьем своих людей

Архитектура и урбанистика
20 июня 2023

Искусство жить: как выстроить сотрудничество между девелоперами и художниками

Архитектура и урбанистика
15 сентября 2022

Сотворение МИРА: как в центре Суздаля появилась точка сборки современной культуры и традиционного уклада

Архитектура и урбанистика
15 июля 2022

Городу и миру: зачем девелоперам современное искусство

Архитектура и урбанистика
21 июня 2022

Дизайн для государства, или Как развернуть самолет

Архитектура и урбанистика
16 июня 2022

Оксана Бондаренко: «Летающее такси может стать привычным явлением на улицах города»

Архитектура и урбанистика
08 февраля 2022

Город от ума: как будет выглядеть пространство завтрашнего дня

Архитектура и урбанистика
22 декабря 2021

Дорога — «цифре»

Архитектура и урбанистика
25 ноября 2021

Искусство быть «Оврагом»