– Сегодня «Арт-Овраг» известен во всем мире, к вам приезжают знаменитые художники (достаточно вспомнить прошлогодний визит в Выксу Эрика Булатова), у вас множество премий. Горожане гордятся своим фестивалем. С чего начиналась история фестиваля?
– Выкса — город патриархальный, образовавшийся вместе с заводом более 260 лет назад. Как определили урбанисты, здесь сложившийся слободской уклад жизни. Они же сразу четко декларировали: «Вы живете здесь — мы приехали на время. Если вы хотите что-то изменить — мы можем вас научить, но делать за вас ничего не будем». Только так можно было сломать стереотип первых фестивалей, что придут «добрые дяди» и все сделают сами, даже если местным это не понравится.
Выкса — это прежде всего завод. В советские времена на нем работали около 20 000. В городе вместе с районом — 90 000 жителей. Каждая вторая или третья семья связана с производством. С приходом новых собственников в начале 2000-х был построен один уникальный завод, потом второй. Закупили современное оборудование, стали выпускать трубы большого диаметра для таких грандиозных проектов, как «Северный» и «Южный поток». Для того чтобы побеждать в тендерах — а в них участвуют крупнейшие японские и европейские компании, — нужно соответствовать высоким стандартам. Когда приезжают оценочные экспертные комиссии, они смотрят не только на конечный продукт (соответствует ли он техническим требованиям и т.д.), но и на безопасность, культуру производства, квалификацию людей. Когда завод достиг нового уровня технологического развития, у собственника, естественно, возник вопрос: выходит человек за рамки заводской проходной, и что он там видит? На работе у него современное оборудование, высокие задачи, общение с ведущими в мире специалистами. А в городе — скучная, примитивная жизнь. И для того, чтобы ее наполнить смыслом и качественно изменить, пришлось приложить усилия. Нужны были новые общественные пространства и культурные события, чтобы люди чувствовали себя не хуже, чем жители крупных городов и областных центров.
По данным социологов, треть молодых людей уезжает из моногородов, так как им становится тесно в провинции. Чтобы их удержать, наличия работы и зарплаты недостаточно.
Необходимо формировать интересную культурную политику. Обычно все сводится к проведению Дня города, ярмарки или мероприятий, связанных с народными промыслами. Но мир изменился. Люди хотят раздвигать горизонты, пополнять свой багаж новыми знаниями и впечатлениями. Так в 2011 году в Выксе родился «Арт-Овраг». Вначале мы себя позиционировали как фестиваль современного искусства….
– Современное искусство далеко не всегда встречает понимание. Например, проект «Пермская культурная революция» вызвал множество споров и был свернут.
– Любая интервенция без постоянного содержательного диалога с властью и местными жителями приводит к краху. Поэтому интервенция — это не про нас. Мы понимали: погрузить в нашу патриархальную среду большое количество неведомого, не совсем понятного, да еще и иноземного искусства — большой риск.
Фото: Пресс-служба Объединенной металлургической компании (АО «ОМК»)
– Какими были первые шаги?
– Мы изначально приглашали известных художников, социологов, культурологов, чтобы исследовать молодежную субкультуру. Нельзя было игнорировать брейк-данс, хип-хоп, различные экстремальные виды спорта (BMX, воркаут, скейтбординг и паркур). В 2011 и в 2012 годах фестивали проходили так: мы удовлетворяли молодежные запросы с их представлением об идеальном отдыхе. Приглашали в Выксу художников, как западных, так и российских. Их арт-объекты стали визитной карточкой города. Например, известный венгерский скульптор Габор Соеке создал шестиметровую деревянную скульптуру единорога. Вдохновением ему послужила история рода Баташевых (основателей выксунских заводов), чей герб был украшен этим мифическим животным.
Но были произведения, которые не прижились. В 2012-м известный американский архитектор Джон Пауэрс открыл деревянную скульптуру «Большой Джини». Спустя несколько недель ее сожгли. Помню один из комментариев: «Гостям города, как правило, показывают не свою глупость, а достопримечательности. Выксе, конечно, и так есть чем гордиться, но как повышается статус провинциального города в глазах приезжего, да и в собственных, когда можно произнести: “Приезжайте летом — у нас тут международный фестиваль проводят. Джон Пауэрс, ну, знаете, тот, что из Нью-Йорка, башню построил”».
– Какие еще уроки вам преподал «Арт-Овраг»?
– Мы не сразу пришли к тому, что путь к успешному фестивалю лежит через вовлечение людей, что они должны стать соавторами фестивальных проектов. Например, можно привезти из Москвы труппу, раззвонить, что хореограф — лауреат многочисленных «масок». Но в городе это может не найти понимания. Поэтому спустя три года мы принципиально изменили подход к подготовке и проведению фестиваля. Как раз тогда с нами начал работать архитектор Олег Шапиро. Теперь во многих проектах участвуют горожане. Если это перформанс, то приезжает художник, заранее объявляет набор и вместе с жителями готовит спектакль. Например, в одном из наших первых танцевальных перформансов «В поисках воды» выксунцы работали с действующими солистами известных мировых театров и танцевальных коллективов. Для всех пятидесяти волонтеров это был первый опыт танца в стиле site-specific art.
К строительству скейт-площадки, площадки для паркура активно привлекались местные: они знали, что делают это для себя. Так же мы подошли к устройству арт-дворов. Урбанисты, психологи, социологи активно работали с жителями, чтобы понять, чего они хотят. За эти годы мы обустроили 11 дворов, а желание участвовать в проектах выразили более семидесяти.
– Арт-дворы — дорогой проект?
– Да. Потому что нам была нужна не просто стандартная детская игровая площадка со сценой или катком. Мы стремились сделать именно то, что нужно людям, но при этом привнести нечто, что с эстетической точки зрения будет отличать это место от традиционного провинциального дворика. Появились инициативные группы, которые сейчас самостоятельно проводят мелкий ремонт, ведут переговоры с администрацией, выступают с инициативами, ищут гранты. Так наш фестиваль в значительной степени изменил городское пространство, привычки.
Почему из 70 заявок мы отобрали 11? Это были те, кто был готов включиться в работу, а не ждать, что кто-то придет и изменит их жизнь к лучшему. К тому же у русского человека есть такая особенность: пока он не сделает что-то своими руками, беречь он это не будет.
– Из других регионов за передачей опыта обращаются?
– Конечно. Когда я выступал в Сколково, ко мне подошел мэр одного города и предложил провести подобный фестиваль. Пришлось ему объяснять, что мы не устраиваем праздник ради праздника. «Арт-Овраг» — это не День города и не разовая пиар-акция, а колоссальная работа над изменением психологии и поведения людей. Это требует времени и системы.
– Итак, вначале было обустройство молодежной среды, потом вы пошли во дворы. Какой шаг был следующим?
– Решили заинтересовать людей среднего и старшего поколения. Например, в Выксе в Совете ветеранов состоит 23 000 человек. Это очень активные люди.
Один из фестивалей проходил 22 июня. На брусчатке главной городской площади меловыми красками нанесли карту Выксы 1940-х годов. В память о тех, кто погиб во время Великой Отечественной войны, горожане зажгли 6355 свечей. Люди приходили всей семьей. В финале в небо выпустили белые воздушные шары, а затем желающих пригласили на «Вальс «на память», чтобы как бы продолжить выпускной бал 1941 года.
В патриархальном городе отношение к традициям особенное, и это нельзя игнорировать. Именно поэтому в последние годы мы позиционируем себя как «фестиваль городской культуры».
– Используете как-то наследие Владимира Шухова?
– Шухов работал в Выксе в конце XIX века, построил водонапорную башню и один из цехов на территории завода. Они послужили источником вдохновения для московского художника Петра Виноградова. Работа «Про.Елка» в 2014 году стала лауреатом премии Сергея Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве».
– Люди приняли свой новый уклад?
– Конечно, есть те, кто считает, что промышленный город и современное искусство несовместимы, но большинство поддерживает наши проекты. Люди испытывают чувство гордости, когда в город приезжают их родственники, друзья и видят перемены: появилась прекрасная набережная, выдающиеся скульптурные композиции, классные граффити.
У нас появились антикафе, библиотека, совмещенная с арт-пространством, где проходят выставки, встречи с интересными людьми, лекции. Повестка формируется по запросу жителей города, прежде всего молодых. Уже три года работает арт-резиденция. Мы в этом году получили премию Cosmoscow (как институция года).
– Что происходит в арт-резиденции?
– Одна из первых участников Елена Ковылина создала портреты овощных и фруктовых культур. Апогеем стал перформанс на выксунском рынке, где она продавала живопись по галерейным ценам. Эту акцию она впоследствии неоднократно повторяла, в том числе на Даниловском рынке и в Московском манеже. Художник-исследователь Елена Сакирко создала проект, посвященный улице Ленина. Более 60 людей из 19 городов стали частью одной общей улицы. Типовое название как условное обозначение случайным образом соединило ее жителей из самых разных городов.
Арт-резиденции — это, конечно, не наше изобретение. Но мы, в отличие от прочих, в первую очередь просим, чтобы художники работали с местным материалом и активно вступали в коммуникации с людьми. Тем самым потихоньку и уклад жизни меняется.
– Искусство — страшная сила?
– Я бы сказал, страшно созидательная сила. Благодаря фестивалю в город пришли деньги.
Выкса в последние два года входит в десятку лучших моногородов России по версии Фонда развития моногородов. Главный организатор фестиваля и его движущая сила Ирина Седых понимает: искусство и активная культурная жизнь в городе не могут быть сами по себе.
– То есть главное слово «культура»?
– Конечно. Можно привезти сверхсовременное оборудование, внедрить новые технологии, но, пока не изменится поведение людей, не возникнут новые ценности, ничего не случится. Фестиваль — реальный инструмент, который, пусть косвенно, но помогает повысить эффективность труда и качество жизни людей на производстве. Параллельно с проведением «Арт-Оврага» на заводе мы внедряли производственную систему «Тойоты». Руководству предприятия удалось вовлечь в механизм постоянных улучшений большую часть коллектива. Чтобы осознать масштаб перемен, приведу только одну цифру: за эти годы на заводе реализовано более 100 000 улучшений.
– Ваш перформанс «Страсти по Мартену», ставший прощанием с последней мартеновской печью, был отмечен государственной премией «Инновация-2019». Как появилась идея пригласить на церемонию правнучку Пьера Мартена?
– С Катрин Колганофф мы познакомились несколько лет назад, когда она приезжала в МИСиС. Оказалось, Катрин ни разу в жизни не видела мартеновского производства, так как во Франции его давно нет. Тогда и возникла мысль пригласить ее в Выксу. Катрин преподнесла нам в дар нотное издание оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» с автографом Мартена. Это было очень трогательно.
Что касается непосредственно «Страстей», то мы привлекли талантливого московского хореографа Анну Абалихину. Перформанс прошел в закрытом мартеновском цехе. Смысл действа заключался в том, чтобы показать, как жизнь нескольких поколений была связана с этой эпохой в металлургии. Мартеновское производство всегда ассоциировалось с индустриализацией, новой жизнью, мужеством и романтикой. Вспомните хотя бы фильм «Весна на Заречной улице».
– Но это не единственный опыт: вы ведь и другие цеха стали превращать в арт-объекты…
– Да, мы создали самое большое в Европе граффити на стене действующего цеха. Площадь — 10 800 кв. м. Идея мурала принадлежит художнику Мише Мосту. Его работа вдохновила сотрудников завода и благотворительный фонд «ОМК-Участие» на создание первого в мире индустриального стрит-арт парка. Сегодня муралы стали своего рода вознаграждением: роспись на стене здания получает тот цех, чьи работники показывают наилучшие результаты по итогам года. Пока существует три картины. Последняя — полотно Эрика Булатова на цехе по производству труб большого диаметра.
– Фестиваль обходится заводу в большие деньги.
– Сумма сопоставима с той, которую любое крупное предприятие тратит на корпоративные мероприятия. Только фестиваль дает значительно большую отдачу.
– С планами на будущее определились?
– Надеемся, что через пять или десять лет фестиваль полностью, или почти полностью, будет делаться силами жителей города. А кураторы будут выступать только в роли экспертов. Я на сто процентов согласен со Святом Муруновым, руководителем Центра прикладной урбанистики, что «фестиваль «Арт-Овраг» может и должен стать триггером новой культуры. А для этого в программе необходимы проекты и программы, которые напрямую связаны с созданием и развитием локальных сообществ, местных центров общения и культуры. Горожане должны быть вовлечены в организацию событий, так как они интуитивно чувствуют запрос местных жителей и могут на него ответить». Собственно, по этому пути мы все эти годы и идем. Пусть он не самый легкий, но, на наш взгляд, единственно верный. В этом году за два уикенда фестиваль посетили 14 000 человек. Более 75% сказали, что они и в следующем году готовы приехать в Выксу. И это нас не может не вдохновлять. Но что не менее важно, в этом году соавторами и главными действующими лицами основных фестивальных проектов стали жители города, а это более 350 человек.
Автор: Александр Трушин