– Сегодня «Арт-Овраг» известен во всем мире, к вам приезжают знаменитые художники (достаточно вспомнить прошлогодний визит в Выксу Эрика Булатова), у вас множество премий. Горожане гордятся своим фестивалем. С чего начиналась история фестиваля?
– Выкса — город патриархальный, образовавшийся вместе с заводом более 260 лет назад. Как определили урбанисты, здесь сложившийся слободской уклад жизни. Они же сразу четко декларировали: «Вы живете здесь — мы приехали на время. Если вы хотите что-то изменить — мы можем вас научить, но делать за вас ничего не будем». Только так можно было сломать стереотип первых фестивалей, что придут «добрые дяди» и все сделают сами, даже если местным это не понравится.
Выкса — это прежде всего завод. В советские времена на нем работали около 20 000. В городе вместе с районом — 90 000 жителей. Каждая вторая или третья семья связана с производством. С приходом новых собственников в начале 2000-х был построен один уникальный завод, потом второй. Закупили современное оборудование, стали выпускать трубы большого диаметра для таких грандиозных проектов, как «Северный» и «Южный поток». Для того чтобы побеждать в тендерах — а в них участвуют крупнейшие японские и европейские компании, — нужно соответствовать высоким стандартам. Когда приезжают оценочные экспертные комиссии, они смотрят не только на конечный продукт (соответствует ли он техническим требованиям и т.д.), но и на безопасность, культуру производства, квалификацию людей. Когда завод достиг нового уровня технологического развития, у собственника, естественно, возник вопрос: выходит человек за рамки заводской проходной, и что он там видит? На работе у него современное оборудование, высокие задачи, общение с ведущими в мире специалистами. А в городе — скучная, примитивная жизнь. И для того, чтобы ее наполнить смыслом и качественно изменить, пришлось приложить усилия. Нужны были новые общественные пространства и культурные события, чтобы люди чувствовали себя не хуже, чем жители крупных городов и областных центров.
По данным социологов, треть молодых людей уезжает из моногородов, так как им становится тесно в провинции. Чтобы их удержать, наличия работы и зарплаты недостаточно.
Необходимо формировать интересную культурную политику. Обычно все сводится к проведению Дня города, ярмарки или мероприятий, связанных с народными промыслами. Но мир изменился. Люди хотят раздвигать горизонты, пополнять свой багаж новыми знаниями и впечатлениями. Так в 2011 году в Выксе родился «Арт-Овраг». Вначале мы себя позиционировали как фестиваль современного искусства….
– Современное искусство далеко не всегда встречает понимание. Например, проект «Пермская культурная революция» вызвал множество споров и был свернут.
– Любая интервенция без постоянного содержательного диалога с властью и местными жителями приводит к краху. Поэтому интервенция — это не про нас. Мы понимали: погрузить в нашу патриархальную среду большое количество неведомого, не совсем понятного, да еще и иноземного искусства — большой риск.