В пресс-центре международной медиагруппы «Россия сегодня» прошёл круглый стол на тему «Вклад российских архитекторов и инженеров в мировую культуру. Задачи и способы сохранения памятников архитектуры».
Значение российских архитекторов и инженеров для мировой культуры — тема многогранная. Сам по себе их вклад в эту сокровищницу очевиден. И не только благодаря великим мастерам прошлого — Матвею Казакову, Василию Баженову, Фёдору Шехтелю, Константину Тону и многим другим. Гиперболоидные конструкции Владимира Шухова. Не имеющий стен Московский цирк на проспекте Вернадского, возведённый по проекту Якова Белопольского и Ефима Вулыха. Останкинская телебашня Николая Лебедева — первое сооружение подобного назначения и масштаба из железобетона. Примеры можно множить. Для профессионалов всё это очевидно. Поэтому участники круглого стола сосредоточилось на более острой проблеме — сохранении архитектурного наследия и его популяризации.
Архитектурное наследие защищено законодательно. Основа основ — 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия РФ» и «Положение о государственной историко-культурной экспертизе». Кроме того, Россия присоединилась к ряду мировых и европейских конвенций в этой области. Однако в любом законодательстве самое важное — его соблюдение.
«Поиск баланса интересов государства, общества, бизнеса и институций, занимающихся сохранением, продвижением и популяризацией наследия, — процесс постоянный, — считает директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева Наталья Шашкова. — Нужны не новые законодательные инициативы, а условия для неукоснительного соблюдения существующих. Наша недавняя потеря — Каланчёвский путепровод. Не все предложения, озвученные в рамках согласования проекта реконструкции путепровода, были реализованы. В частности, предполагалось, что после реконструкции на подпорную стенку, обращённую к Комсомольской площади, будет возвращена подлинная щусевская облицовка. Этого сделано не было. Более того, на официальных ресурсах встречались рассуждения о том, что нынешний образ путепровода — это возвращение к первоначальным замыслам архитектора, что не соответствует действительности. В перспективе у нас — предстоящая реставрация цирка на проспекте Вернадского и вопрос о сносе здания СЭВ на Новом Арбате».
По мнению Шашковой, наиболее уязвимой частью нашего архитектурного наследия являются сооружения эпохи советского модернизма: «Общество ценит архитектуру Петербурга XVIII века, северное деревянное зодчество, древнерусскую архитектуру Пскова и Новгорода, Владимира и Суздаля. Даже авангард уже дождался признания. Но наследие целого ряда эпох ещё не воспринято обществом как ценность и не взято под охрану. Сделать это необходимо, поскольку в архитектуре, с одной стороны, наиболее ясно, чётко и честно проявляется наш культурный код, а с другой — она продолжает нас формировать здесь и сейчас».
Наталья Шашкова привела два примера того, как сложилась судьба замечательных сооружений эпохи модернизма. Дворец пионеров на Воробьёвых горах получил полноценную научную реставрацию, а не просто капремонт. А Российская академия хореографии, бывшее училище при Большом театре, в результате организованного на спонсорские деньги ремонта лишилась системы вентиляции, разработанной специально для такого специфического учебного заведения, — и теперь в балетных классах либо душно, либо сквозняки гуляют. Как специалист по железнодорожной архитектуре Шашкова не могла не высказаться и о том, как варварски эксплуатируются здания вокзалов, являющихся объектами культурного наследия федерального значения, — Ленинградский и Казанский в Москве, вокзал в Сочи и многие другие, где ради размещения торговых точек и пунктов досмотра разрушаются авторские интерьеры и искажаются фасады. «Решение может быть только одно, — уверена Шашкова, — строгое исполнение охранного законодательства. При этом недостаточно просто сохранить объект наследия. Речь о создании комплексных охранных зон, исключающих неблагоприятное окружение памятников, препятствующее их восприятию. Лишь в этом случае можно говорить о том, что мы всё сделали достойно».
Замалчивание достижений России в любых областях на Западе стало нормой. Не так давно в Великобритании вышло издание, посвящённое великим инженерам мира со времён Сократа. Русским инженерам в толстенном томе посвящено всего два разворота: один — Сергею Павловичу Королёву, второй — Владимиру Григорьевичу Шухову. В работе круглого стола принял участие вице-президент фонда «Шуховская башня» Сергей Арсеньев. «Памятник» Шухову, — считает Сергей Вячеславович, — стоит в каждом населённом пункте мира, где есть хотя бы одна цистерна. Именно он придумал резервуар цилиндрической формы с переменной толщиной стенки. До него для нефти, воды и прочего использовались прямоугольные ёмкости. Ну, а если серьёзно, то изобретения Владимира Григорьевича сегодня копируют такие авторитеты, как британец Норман Фостер или голландец Рем Колхас, кстати, лауреаты престижной Притцкеровской премии. А у нас в стране к его наследию относятся с потрясающим равнодушием.
Для сохранения архитектурного наследия всё шире используются цифровые технологии. Чаще всего применяют лазерное сканирование, дающее точность до 10 мм. Но самый эффективный метод — фотограмметрия, позволяет создать копию с точностью до миллиметра, включая цвет и фактуру поверхностей. В 2009 году при содействии РАН на средства инженерных фондов из Австрии, Германии и Швейцарии под руководством профессора Цюрихского университета Армена Грюна, ведущего специалиста в этой области, была выполнена полная фотограмметрия башен на Шаболовке и в Полибино. Стоимость проекта составила 2,5 млн евро. Результаты хранятся, как вы понимаете, не в России. А состояние башни на Шаболовке продолжает ухудшаться. На ней не были проведены даже антикоррозийные работы. О реставрации речь не идёт. А сейчас в 50 метрах от башни собираются возводить жилые коробки сопоставимой высоты. Вид на памятник будет утрачен безвозвратно. Одно дело, когда архитектурный шедевр оказывается в зоне боевых действий, как это случилось с Аджигольским маяком под Херсоном. И совсем другое, когда он просто гибнет на глазах посреди процветающего мегаполиса.
Фото ТАСС, фотограф Марина Лысцева
С другими шедеврами Шухова ситуация ещё хуже. Первое в мире сетчатое перекрытие двоякой кривизны, разработанное Шуховым для Выксунского металлургического комбината, объект федерального значения, было разобрано якобы для реставрации на новом месте, которой занимается некая фирма, выигравшая конкурс, несмотря на то что никогда не работала с металлоконструкциями, а занималась исключительно прокладкой кабелей и покраской стен. Ни один из профильных институтов к конкурсу допущен не был. А в штате фирмы ни одного специалиста по металлу нет. Понятно, что нам в итоге предъявят бутафорию. Одну из парных башен на Оке при попустительстве властей разобрали и увезли на баржах в неизвестном направлении, списав всё на проделки бомжей, охотившихся за металлоломом. Вторую башню отстоял Валерий Шанцев, в то время губернатора Нижегородской области. После реставрации она стала местом притяжения — у подножия устраивают фестивали, проводят экскурсии, играют свадьбы. Вот пример того, как великое наследие прошлого можно вписать в нашу сегодняшнюю жизнь».
Профессор МАРХИ Александр Малинов поднял ещё одну важную тему — сохранение исторического облика Москвы: «Время накладывает свой отпечаток на лик любого города. Для Москвы само понятие “исторический облик” сформулировать очень непросто. Какой период принять за основу? Мнения расходятся. Мне ближе всего XVII век, когда она считалась одним из красивейших городов Европы — в институте я все пять лет рисовал панораму Москвы, открывающуюся с колокольни Ивана Великого. Оттуда же смотрел на город и Лермонтов, когда учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Преподаватель словесности задал ему написать очерк. “Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада камней холодных, составленных в симметрическом порядке… нет! у нее есть своя душа, своя жизнь”. От древнего города мало что сохранилось, но и это немногое размывается новостроем. То, что за кремлевскими башнями виднеются небоскрёбы Москва-Сити, — это нонсенс! Не так давно снесли 14-й корпус Кремля, построенный в 30-х годах на месте Чудова и Вознесенского монастырей. Теперь на этом месте пустырь с “археологическими окнами” на фундаменты древних храмов. А ведь их можно было бы восстановить. Да, в начале 1930-х решение о сносе было принято так быстро, что специалисты не успели сделать обмеры, но эту проблему при желании можно было бы решить. И разместить в восстановленных зданиях сокровища музеев Кремля, томящиеся в запасниках, где их никто не видит. Конечно, мы не можем сохранить город таким, каким видели его наши далёкие предки. Но сберечь то, что ещё цело — отреставрировать, вернуть к жизни и сделать так, чтобы прекрасные здания не уродовались соседством безликого новодела, — наша святая обязанность».
В ходе круглого стола был представлен мультимедийный проект РИА «Новости», посвящённый уникальному архитектурному наследию нашей страны, — «Обогнавшие время». Он ориентирован не на специалистов и профессионалов, а на самую широкую аудиторию. Когда речь заходит об архитектурном наследии, как правило, люди интересуются, кто жил или работал в этом здании, какие события в нём происходили, а его создатели и история строительства остаются за кадром. Задача проекта — рассказывать об архитекторах и инженерах, использовании нетривиальных конструктивных решений. Раз в месяц на сайте проекта появляется обширная статья о создании двух архитектурных сооружений — утраченном и ныне существующем. Кроме того, про каждое пишется подкаст, доступный на многих агрегаторах. В специальном приложении размещается инфографика по сохранившемуся зданию, а утраченное восстанавливается с помощью технологий дополненной реальности. Сухарева башня и МГУ, спорткомплекс «Олимпийский» и Новосибирский театр оперы и балета, Вышневолоцкая водная система и Коммунальный мост в Красноярске, шахты «Шахтерская-глубокая» в ДНР и «Кольская сверхглубокая» — открытий чудных будет немало.
Творческий руководитель проекта Артем Буфтяк рассказал о том, почему так важно возродить в обществе интерес к достижениям отечественной архитектуры и инженерии: «Здесь много говорилось о соблюдении законов, защищающих наше культурное наследие. Без контроля со стороны общества это практически невозможно. Но людей, для которых наследие является абсолютной ценностью, пока, к сожалению, не так много, чтобы государство их слышало. Чтобы их стало больше, нужно работать с самой широкой, то есть неподготовленной аудиторией. Язык фактов тут не работает — обычный человек не обладает фундаментальными знаниями в области архитектуры и инженерии, чтобы их оценить. Норман Фостер использует в своих работах решения Шухова — и что? Но если объяснить, почему он их использует, человек узнает, в чём ценность этих решений. Вклад российских инженеров и архитекторов в мировую культуру огромен, но многие о нём не знают, в лучшем случае — недооценивают. Причина проста. Были периоды, когда Россия привлекала большое количество иностранных мастеров, но эти отдельные временны́е отрезки зачастую масштабируют на всю историю страны, чтобы создать впечатление, что наши инженеры и архитекторы ничего особенного не создали. Пришло время восстанавливать справедливость».
Автор: Виктория Пешкова