Всероссийская платформа ХУДОЖНИКИ/ARTISTS, созданная при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, внимательно следит за ходом проекта «Культурная столица года». Официальный приём заявок закончится 30 июня. С июля члены экспертного совета начнут анализировать заявки, и к середине осени будут отобраны восемь финалистов. 14 декабря на площадке Национального центра «Россия» будет проведена финальная презентация и назван победитель.
Фото Ксении Поздняковой
Проект «Культурная столица года» получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Первым этот статус в 2024 году получил Нижний Новгород. В этом году он перешёл к Грозному, а столицей 2026 года будет Омск. Интерес к конкурсу растёт год от года, и если Омску удалось обойти 25 городов-конкурентов, то за право назваться культурной столицей-2027 борется уже 39 соискателей. Список выглядит весьма внушительно: Архангельск, Астрахань, Великий Новгород, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Вологда, Воронеж, Гатчина, Донецк, Казань, Калуга, Кемерово, Кострома, Курск, Кызыл, Луганск, Махачкала, Нальчик, Новосибирск, Пермь, Петрозаводск, Псков, Рязань, Саратов, Симферополь, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Старый Оскол, Сургут, Сыктывкар, Томск, Тула, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Челябинск, Южно-Сахалинск.
Москва и Петербург в конкурсе не участвуют. Согласно регламенту заявки могут подавать не только столицы регионов, но и города с населением более 200 000 человек на начало текущего года. От одного региона допускается только одна заявка, чтобы все ресурсы можно было мобилизовать в интересах наиболее сильного потенциального участника. Заявки принимает дирекция проекта, затем они оцениваются советом из десяти авторитетных экспертов, имена которых не разглашаются. Город оценивается не только по богатству культурной повестки, но и по тому, как решаются вопросы сохранения культурного наследия, создания инклюзивной среды, как обеспечивается туристическая привлекательность, и по многим другим составляющим. Баллы выставляются по двенадцати критериям, с которыми можно ознакомиться на портале «Культурная столица года». Они суммируются с голосами, которые соискатель набрал в ходе народного голосования. Таким образом, победа в народном голосовании не означает победу в конкурсе. Города, получившие статус культурной столицы, не могут принимать участие в конкурсе в течение пяти лет.
Открывая пресс-конференцию конкурса, заместитель начальника Управления Президента РФ по общественным проектам Александр Журавский отметил роль конкурса в продвижении федеральной повестки на региональный уровень и стимулировании обратного процесса, когда культурные тренды, сгенерированные в регионе, впоследствии масштабируются на всю страну. «Статус культурной столицы повышает туристическую привлекательность как отдельного города, так и региона в целом. В Советском Союзе внутренний туризм существовал как отлаженная система на всех уровнях, от детей и подростков до пенсионеров, и учитывал самые разные потребности. Сейчас мы этот опыт восстанавливаем, и конкурс на звание культурной столицы года во многом этому содействует. Познавательный туризм является сегодня одним из приоритетных направлений. И в этом контексте культурная столица года получает возможность откликаться не только на события в стране, но и в мире. Наша многогранная культура является неотъемлемой частью мировой, и мы должны использовать каждую возможность, чтобы напомнить об этом миру», — подчеркнул Александр Журавский.
Председатель оргкомитета конкурса «Культурная столица года» Николай Новичков рассказал о том, как будет процесс определения культурной столицы 2027 года. «У нас в стране больше тысячи городов, у каждого есть потенциал для того, чтобы стать культурной столицей, так что на ближайшую тысячу лет работы оргкомитету хватит. Несмотря на то что Москва и Петербург не участвуют в конкурсе, они с удовольствием делятся огромным опытом по части отработанных культурных практик, помогают городам-соискателям налаживать сетевое взаимодействие и так далее. Среди претендентов есть города, расположенные в непосредственной близости от ведения СВО. Для них участие в конкурсе на данном этапе предполагает, в первую очередь, получение незаменимого опыта, который пригодится в будущем. Никаких послаблений для них не предусмотрено, но мы с огромным уважением относимся к их решению участвовать в конкурсе, поскольку даже в самое трудное время они не забывают, что сохранение и поддержание культурной жизни в регионе тоже работает на победу и становится залогом скорейшего возвращения к мирной жизни».
В 2025 году культурной столицей стал Грозный. За двадцать лет город неузнаваемо изменился: восстановлено множество исторических зданий, придававших ему неповторимый облик, построены новые гостиницы, концертные и спортивные залы, благоустроены парки. Говоря о значении конкурса, заместитель председателя Парламента Чеченской Республики Аднан Нагаев подчеркнул, что этот проект вносит весомый вклад в процветание нашей страны: «Россия многонациональна и многоконфессиональна. И от того, насколько хорошо наши народы знают и понимают друг друга, зависит благосостояние и мощь державы. Грозный — город с непростой историей, и мы очень рады, что нам представилась возможность показать, как он преобразился, познакомить наших гостей с обычаями и традициями нашей земли. О том, какие мероприятия проводятся в Грозном в течение года, можно узнать на сайте Министерства культуры Чеченской Республики, всего их запланировано более двухсот. Среди самых масштабных назову фестиваль танца имени Махмуда Эсамбаева, в котором примут участие хореографические коллективы со всей страны, и песенный фестиваль имени Муслима Магомаева».
Конкурс на звание культурной столицы 2026 года выиграл Омск. Омская область по целому ряду причин остаётся недооценённым регионом с точки зрения туризма, и победа в конкурсе даёт возможность представить его самой широкой аудитории. О том, как город готовится принять эстафету культурной столицы, рассказал заместитель председателя Правительства Омской области Иван Колесник: «Сибиряки — народ основательный и к важным событиям всегда готовятся загодя. Мы всей душой хотели, чтобы Омск стал культурной столицей, вся область загорелась этой идеей. И победа в конкурсе стала нашей общей победой. Программа будущего года будет в Омске насыщенной и разнообразной — фестивали воздушных шаров и муралов, конкурс скрипачей под руководством Владимира Спивакова, который будет носить имя выдающегося музыканта Юрия Янкелевича, у которого учился маэстро, и многое другое. Омск — город с интересной театральной историей, и мы собираемся достойно отметить 150-летие Союза театральных деятелей, причём не только в десяти наших прекрасных театрах, но и под открытым небом — каждые выходные центральные улицы города будут превращаться в сцену для уличных трупп. Опыт, который получит Омск в статусе культурной столицы страны, пригодится всей области — начиная с 2027 года мы собираемся проводить подобный конкурс между районами, чтобы каждый из них мог показать себя культурной столицей нашего региона».
Для любого города, завоевавшего статус культурной столицы года, очень важно не растерять наработанный потенциал. В этой связи директор Фонда «Культурная столица» Александр Протасевич выделил несколько направлений: «Очень важно, чтобы участие в конкурсе стимулировало развитие городской инфраструктуры, которая останется людям после того, как город передаст эстафету дальше. Кроме того, хотелось бы, чтобы культурные столицы активно внедряли у себя актуальные тренды развития страны в целом. Важное место занимает представление региона культурной столицы в Москве на самых разных уровнях, начиная с Государственной думы и заканчивая Национальным центром “Россия”. По мере развития проект “Культурная столица” превращается в большую экосистему, организующую новые горизонтальные связи между регионами. наметились пути взаимодействия с Белоруссией, где проводится аналогичный конкурс. В ближайшем будущем мы надеемся синхронизировать два конкурса, создав возможности для обмена опытом и проведения совместных мероприятий».
Автор: Виктория Пешкова