Музеи
28 ноября 2024
7 минут
Поделиться

Спасти и сохранить: искусство как средство гуманитарной дипломатии

Спасти и сохранить: искусство как средство гуманитарной дипломатии

Фото: Lori

18 ноября мировое сообщество отметило Международный день исламского искусства. К этому событию был приурочен круглый стол в пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня». Музейщики из России, Египта, Катара и Ливана в формате видеомоста обсудили актуальные проблемы продвижения искусства мусульманских народов в контексте мировой культуры.
Исламское искусство, зародившееся в эпоху раннего Средневековья, вобрало в себя традиции и культуру разных стран и народов, составляющих мощную исламскую цивилизацию. Своей самобытностью оно во многом обязано уникальному соединению трех основных составляющих — арабской, тюркской и персидской, сплавленных воедино могучей энергией религии ислама. Архитектура и музыка, книжная иллюстрация, каллиграфия и живопись, керамика и ковроткачество, ювелирное искусство, резьба по дереву и камню, художественная обработка металла — в каждой области исламские мастера создавали шедевры, становившиеся достоянием мировой культуры. Международный день исламского искусства был учрежден на генеральной конференции ЮНЕСКО в 2019 году. Инициатором выступило Королевство Бахрейн, являющееся одним из государств, наиболее активно продвигающих исламское искусство и культуру в международном культурном диалоге.

В последнее время культурные институции разных стран отмечают рост интереса к искусству мусульманских народов за пределами исламского мира. Для самых разных музеев это открывает новые возможности для расширения сферы своей деятельности, в том числе в рамках международного сотрудничества. Этой теме и был посвящен круглый стол, организованный медиагруппой «Россия сегодня», в преддверии празднования Международного дня исламского искусства. В дискуссии приняли участие глава Музея исламского искусства Катара Шейха Аль-Насср, основатель и директор Бейрутского центра фотографии Патрик Баз, заместитель директора Ближневосточного агентства новостей MENA Салах Аль-Магаури. Российскую сторону представляли директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ Михаил Пиотровский, генеральный директор Музея Востока, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Седов и руководитель департамента культуры Духовного управления мусульман РФ, имам Московской соборной мечети Ренат Абянов.

Музей исламского искусства Катара, открытый в 2008 году, входит в тройку ведущих музеев страны и является одним из самых современных в мусульманском мире. Его директор Шейха Аль-Насср уделила особое внимание балансу работы музеев в своей стране и за рубежом: «Наша коллекция, охватывающая четырнадцать веков, разместилась в здании, спроектированном в традициях древней арабской архитектуры, и представлена с помощью новейших музейных технологий. В собрании есть предметы из Центральной Азии и Испании, Аравии и Египта, Турции, Китая и многих других стран. При музее существует библиотека и исследовательский центр — мы ведем активную просветительскую и научную деятельность. Мы крайне заинтересованы в расширении международного сотрудничества, чтобы укрепить присутствие музея в общемировом музейном пространстве. Прекрасный опыт в этой области мы получили, работая с Эрмитажем. Одним из приоритетных направлений помимо выставок считаем развитие образовательных программ, которые мы готовы реализовывать в разных странах мира. Что не умаляет значения работы со своей аудиторией — жителями Катара. И она имеет свою специфику, поскольку, в отличие от европейцев, для них посещение музея является возможностью не столько пополнения знаний, сколько социально значимого досуга, то есть поводом для дружеского и семейного общения».

Основатель и директор Бейрутского центра фотографии Патрик Баз рассказал об особом пути развития этого искусства в мусульманских странах. «В исламе существует запрет на изображение человека, но это не препятствует фотографии наводить мосты между новым и традиционным искусством и спорить со стереотипами, — считает Баз. — Мы хотим показать человечеству мусульманский мир через призму нашего собственного восприятия. Это поможет взаимопониманию между представителями разных культур».

Каирский музей исламского искусства обладает крупнейшим собранием такого рода на Востоке, насчитывающим более 100 000 предметов со всех концов исламского мира. В своем выступлении заместитель директора Ближневосточного агентства новостей MENA Салах Аль-Магаури подчеркнул важность сохранения культурного наследия: «Сегодня в мире очень неспокойно, и потому стратегия охраны памятников культуры и предметов искусства должна стать одной из важнейших в государственной политике каждой страны. В 2014 году каирский Музей исламского искусства серьезно пострадал в результате террористического акта — взрыва в полицейском управлении, расположенном по соседству. В результате были повреждены многие экспонаты и часть стен здания. На восстановление ушло больше трех лет, Египту помогали в этом многие страны и международные организации. Это стало ярким примером взаимной поддержки культурных институций».

О важности для России межкультурного диалога говорили все участники круглого стола, представляющие нашу страну. К примеру, при Московской соборной мечети работает Музей ислама, где представлено небольшое, но очень интересное собрание артефактов, связанных с главной книгой мусульман — Кораном. «Открытие музея стало важным событием для межнационального диалога народов, населяющих нашу страну, — считает имам соборной мечети Ренат Абянов. — Россия — страна многоконфессиональная, поэтому очень важно, чтобы люди других вероисповеданий понимали: ислам не чужеродная среда, а часть общего российского кода. Мы делаем все возможное, чтобы негативные стереотипы как можно меньше влияли на наше общество. Одним из наиболее важных и ярких начинаний департамента культуры Духовного управления мусульман стал проект “Традиции ислама в России”. Масштабная выставка, знакомящая с жизнью и традициями мусульманских народов России, переезжает из города в город, из страны в страну. Она с успехом прошла в Брунее, Индонезии, Малайзии, Саудовской Аравии, Египте. Посетители не просто открывают для себя Россию, но начинают лучше понимать многогранность нашей цивилизации».

Исламское искусство недостаточно известно в нашей стране. Генеральный директор Музея Востока, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Седов видит в этом задачу, требующую продуманных решений. «На будущий год у нас намечено две крупные выставки, — поделился планами Седов. — Предметы декоративно-прикладного искусства и рукописи из стран Магриба и Средней Азии, Индии, Ирана, Турции, мусульманской Испании, а также российских регионов с мусульманскими традициями — Поволжья, Кавказа, Крыма — будут показаны в проекте “Шедевры исламского искусства в собрании Музея Востока”. Выставку “Вдохновленные ковром”, посвященную современному исламскому искусству, мы готовим совместно с Дагестанским музеем изобразительных искусств. Наш музей пользуется любой возможностью показать восточное искусство, представленное в собраниях региональных музеев. Что касается сотрудничества со странами исламского мира, то у нас большие планы на генеральную ассамблею ИКОМ, которая в будущем году пройдет в Дубае».

Сотрудничество Государственного Эрмитажа с музеями мусульманских стран — Катара, Омана, Объединенных Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии — имеет достаточно давнюю историю. И оно, по словам Михаила Пиотровского, не ограничивается исключительно выставочной деятельностью: «В 2022 году Эрмитаж, при посредничестве Омана, помог вернуть каменный архитрав из Британии в Сирию, между которыми отсутствуют дипломатические отношения. Это пример того, как меняется роль музеев на фоне политических и военных конфликтов. В любой сложной и опасной ситуации музеи выступают в роли охранителя культурного наследия. Эту миссию они взяли на себя не сегодня. Достаточно вспомнить, что происходило с церковным искусством России в период 20-30-х годах прошлого века или с античным искусством в странах арабского Востока. Спасти, сохранить и передать следующим поколениям — это священная миссия музея. В этом смысле никакая другая институция полноценно заменить его не может».

Говоря об исламской искусстве, Михаил Пиотровский обратил внимание коллег на две важные его особенности: «С одной стороны, оно очень абстрактно, а потому может служить надежным проводником на пути от классического искусства к современному. С другой — исламское искусство в высшей степени математично, особенно в том, что касается каллиграфии, и это его качество открывает прямую дорогу к работе с искусственным интеллектом. И это не просто слова. У нас была выставка — сначала в Эрмитаже, затем в Эр-Рияде, — посвященная ИИ, и наибольший интерес у посетителей и специалистов вызвали работы арабских художников, построенные на принципах их родного языка и законах мусульманского искусства. Поэтому я считаю Всемирный день исламского искусства не просто данью уважения древней и многогранной культуре мусульманских стран, но и важным вкладом в развитие всей мировой культуры».

Все участники дискуссии были солидарны в том, что сотрудничество музейных институций является одним из важных факторов гуманитарной дипломатии. В эпоху кардинального изменения основ существующего миропорядка искусство и культура остаются самыми действенными способами для укрепления взаимопонимания между странами.

 

Автор: Виктория ПЕШКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Музеи
29 октября 2024

У экспозиции Мураново появился сайт цифровых двойников

Музеи
29 октября 2024

Визуализируй это: 3D Платформа запускает российский культурный код

Музеи
25 октября 2024

Дух времени: экспозицию цифровых двойников открыли в Мураново

Музеи
21 октября 2024

Новые хозяева, старые стены: погружаясь в историю усадеб

Музеи
19 октября 2024

«В лицее Пушкин сформировался как гениальный поэт»

Музеи
14 октября 2024

Цифровые двойники в усадьбе Мураново

Музеи
27 сентября 2024

Интеллектуальные нюансы музейной цифровизации

Музеи
26 сентября 2024

Ольга Юрицына: «Высокие технологии — только начало разговора с посетителем»

Музеи
24 сентября 2024

Тут не одно воспоминанье…

Музеи
20 сентября 2024

Цифровой след в истории Мамаева побоища

Музеи
12 сентября 2024

Цифровой переход для музеев: будущее в настоящем

Музеи
06 сентября 2024

Наталия Толстая: «Технологии все время должны удивлять — иначе они не развиваются»

Музеи
26 августа 2024

Осенью в Японии откроется музей Nintendo

Музеи
20 августа 2024

Андрей Готлиб: «Дополненная реальность не должна быть “аттракционом” для привлечения публики»

Музеи
30 июля 2024

Владимир Гриценко: «Цифровые технологии только усиливают желание увидеть все своими глазами»

Музеи
18 июля 2024

Лев Ноль: «Цифровая копия не заменит «аромат подлинника»

Музеи
02 июля 2024

От монет к биткоинам: как античные деньги стали носителями Big Data и лакомым кусочком для криптомиллионеров

Музеи
18 июня 2024

Мария Стефко: «Музейный предмет — это кусочек настоящего прошлого»

Музеи
17 мая 2024

Александр Богатырев: «Инновации и традиции могут прекрасно сосуществовать»

Музеи
24 апреля 2024

Лариса Васильева: «Оцифровка предметов искусства – тоже искусство»