IPQ.365
02 December 2025
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

Звукорежессура: в "Нелектории" обсуждали профессию будущего

Звукорежессура: в

Фото пресс-службы Российского Музыкального Союза

В рамках III Международного симпозиума индустрии звукозаписи академической музыки профессиональное сообщество обсудило научные и образовательные проблемы развития отрасли

В третий день проведения III Международного симпозиума индустрии звукозаписи академической музыки – в культурно-образовательном пространстве «Нелекторий» (Москва, ул. Новослободская, д. 73, стр. 1) состоялась научно-практическая конференция «Звукорежиссура – профессия будущего».  Организатором мероприятия выступил Российский музыкальный союз при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.  Мероприятие объединило ведущих специалистов отрасли, педагогов, исследователей и практиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска и Екатеринбурга, Челябинска и других городов РФ для обсуждения актуальных вызовов и перспектив развития профессии в условиях стремительно меняющегося технологического и культурного ландшафта.

Конференция была структурирована по трём ключевым направлениям: техника и технологии, образование и право, что позволило комплексно взглянуть на современное состояние и будущее звукорежиссуры академической музыки.

Говоря о технике и технологиях работы со звуком, эксперты обсудили баланс между объективными измерениями и субъективным восприятием звука. Семён Литвин (ИСИ, МТУСИ) представил доклад «Звуковое оборудование: измерения vs прослушивание», подчеркнув необходимость гармоничного сочетания технической точности и субъективно-слухового подхода. Василий Курбатов (Московский концертный зал «Зарядье») поделился практиками трансляционной записи музыки, а Вадим Киранов (Национальная академия наук Беларуси) осветил актуальные аспекты звукозаписи с высокой тактовой частотой. Андрей Зимарин (МОМК им. С.С. Прокофьева) раскрыл тему создания звуковых библиотек для программных сэмплеров, подчеркнув их значение в современном музыкальном производстве.

В образовательном блоке участники рассмотрели ключевые вопросы подготовки звукорежиссёров. Марк Брянцев (МОМК им. С.С. Прокофьева, МГК) обозначил перспективы развития звукорежиссёрского образования в РФ, а Ольга Пашинина (НИУ ВШЭ, координатор премии «Чистый звук») предложила решения для преодоления коммуникационного разрыва между музыкантами и звукорежиссёрами через образовательные ресурсы. Виталий Лобков (МГИК) поднял тему эффективности современных педагогических технологий в подготовке специалистов-звукорежиссеров. Особое внимание вызвал доклад Михаила Хохлова (МССМШ им. Гнесиных) «Музыка и мозг», раскрывающий нейрофизиологические основы музыкального мышления и их значение для звукорежиссёрской практики.

Завершил конференцию правовой блок, в котором Мария Цаур (Екатеринбург) выступила с докладом «Правовые последствия признания звукорежиссёра автором звукового произведения». Тема вызвала живую дискуссию о необходимости законодательного закрепления авторских прав звукорежиссёров как полноправных создателей художественного произведения.

Материалы конференции будут опубликованы в электронном сборнике и доступны для профессионального сообщества.

Заключительным мероприятием симпозиума стал круглый стол «Вопросы образования в сфере звукорежиссуры». В числе участников: Мария Соболева (ВГИК, ИСИ), Елена Русинова (ВГИК), Алексей Чудинов (МГИК), Семен Литвин (ИСИ, МТУСИ), Карина Коваленко и Екатерина Смирнова (РГСАИ), Ольга Пашинина (НИУ ВШЭ, МГИК), Андрей Зубец (МССМШ имени Гнесиных), Наталья Кузмичева (АГИК), Александр Григораш (АГИК), Марк Брянцев (МОМК им. С.С. Прокофьева, МГК), Алексей Трофимов (Ростовский колледж культуры). Провел круглый стол и.о. заведующего кафедрой музыкальной звукорежиссуры РАМ им. Гнесиных Александр Михлин.

Участники сошлись во мнении: сегодняшняя система подготовки кадров столкнулась с разрывом между фундаментальной теоретической базой, закладываемой на уровне вузов, и подготовкой студентов среднего специального образования в условиях быстро меняющихся практических требований индустрии, с которыми сталкиваются выпускники на профессиональном поприще.

Ключевым вопросом дискуссии стало: как выстроить непрерывную образовательную траекторию, при которой навыки, полученные в колледжах, органично дополнялись бы продвинутыми техническими и художественными компетенциями в вузах?

Среди предложенных решений — разработка единых образовательных стандартов, совместные учебные проекты между колледжами и вузами, а также внедрение модульных программ, позволяющих гибко адаптировать учебные планы под реальные запросы рынка. Эксперты подчеркнули: только через синергию среднего и высшего образования можно подготовить специалистов, способных не просто соответствовать, но и формировать будущее звуковой культуры.

Помимо этого, участники подняли и другие насущные темы. В их числе поддержание актуальности материально-технической базы. В условиях санкционного давления и ограниченного доступа к лицензионному зарубежному программному обеспечению встала проблема обновления технической инфраструктуры учебных заведений. Эксперты отметили острую необходимость развития отечественных альтернатив.

Особую озабоченность участников круглого стола вызвала ситуация с преподавателями, совмещающими активную профессиональную деятельность и учебную нагрузку. Многие практикующие звукорежиссёры, работающие в ведущих концертных залах и студиях, подчеркнули, что совмещение — возможно, но требует адекватной оплаты, гибкого графика и поддержки со стороны администрации вуза, что позволит сохранить их профессиональную вовлечённость и избежать выгорания.

Организаторы симпозиума выразили уверенность, что такие встречи играют ключевую роль в укреплении профессионального сообщества, формировании стандартов и продвижении звукорежиссуры академической музыки как востребованной и престижной профессии будущего.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов

IPQ.365
21 November 2025

На юбилейном форуме «Российская креативная неделя – Сибирь» обсудили принципы ценностно ориентированной экономики

IPQ.365
18 November 2025

На участие в шестом сезоне «Школьной классики» подано рекордное количество заявок

IPQ.365
17 November 2025

Русская драма в театре «Шалом»: Олег Липовецкий выпускает премьеру по пьесе Максима Горьког

IPQ.365
17 November 2025

В Москве состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвящённой основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен 

IPQ.365
17 November 2025

Интеллектуальная собственность объединит традиции с инновациями в Красноярске

IPQ.365
13 November 2025

РЦИС укрепляет партнерство с Красноярским краем

IPQ.365
11 November 2025

13 лет толерантности: от авангарда Мельникова до современных технологий

IPQ.365
11 November 2025

«Событие года»: журнал «КиноРепортер» назовёт лучших в 2025 году

IPQ.365
11 November 2025

От дизайна и музыки до гастрономии и ИИ: в Красноярске стартует «Российская креативная неделя — Сибирь»

IPQ.365
07 November 2025

Театр Наций и «Территория культуры Росатома» запустят совместный "Луч"

IPQ.365
07 November 2025

"Яга" против "Крысолова" и лекция про Мейерхольда

IPQ.365
06 November 2025

Искусство отправляется в Депо