IPQ.365
17 November 2025
4 минуты
Поделиться
IPQ.365

В Москве состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвящённой основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен 

В Москве состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвящённой основателям Камерного театра Александру Таирову  и Алисе Коонен 

Фото предоставлено пресс-службой театра Пушкина

17 ноября в 12:00 в Московском драматическом театре им. А.С. Пушкина состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, посвящённой основателям Камерного театра Александру Таирову и Алисе Коонен, приуроченное к 110-летию Камерного театра, к 140-летию со дня рождения А.Я. Таирова и к 75-летию Театра имени Пушкина. Автором композиции выступил скульптор Филипп Трушин.  

Филипп Трушин: «Моё знакомство с Александром Таировым и Алисой Коонен началоась с восстановления барельефа актрисы в образе Федры, украденного в 2019 году с их надгробия на Новодевичьем кладбище. Так, благодаря чьему-то преступлению, я узнал об этих выдающихся деятелях театрального искусства, их непростой судьбе и творческом пути, а также познакомился с Театром Пушкина. Я очень люблю театр. Это большой творческий мир, где меня понимают, и моё искусство может быть наиболее эмоциональным и выразительным. Для меня главное – это эмоция, характер персонажа, за счёт них произведение оживает. В этой работе я отразил именно чувства».

Фото предоставлено пресс-службой театра Пушкина

Скульптурную композицию открыли художественный руководитель Театра Пушкина Евгений Писарев и директор Театра Пушкина Владимир Жуков.

Евгений Писарев (художественный руководитель Московского драматического театра им. А.С. Пушкина): «Я взволнован, но и воодушевлен. Это большое счастье, что спустя много лет Алиса Коонен и Александр Таиров, – люди, повлиявшие на мировое театральное пространство, – возвращаются на Тверской бульвар, 23. Возвращаются домой!».

Владимир Жуков (директор Московского драматического театра им. А.С. Пушкина): «Мы счастливы, что нам удалось получить согласие на установку художественной композиции, ведь в этом году мы празднуем и юбилей Александра Таирова, и юбилей Театра Пушкина. Для театра открытие памятника – очень значимое событие. Таиров и Коонен были несправедливо забыты несмотря на то, что сделали очень много для театральной России. И наша задача, в первую очередь, вернуть память о легендарных создателях Камерного театра».

Скульптурная композиция выполнена в виде двух фигур в реалистическом стиле и размере «натура с четвертью», и дополнена композицией из голубей.

 

При работе над произведением использовалась классическая тёмная патина, благодаря чему монумент отвечает своему содержанию и вписывается в тональность существующего архитектурного окружения. Фигуры Александра Яковлевича Таирова и Алисы Георгиевны Коонен решены в свободной живой манере, призванной передать палитру их внутреннего состояния. В основе композиции памятника фотография Таирова и Коонен 1920-1930-х годов. Голуби в руках актрисы и режиссёра символизируют присущий театру романтизм.

Возложить цветы к скульптурной экспозиции пришёл весь коллектив Театра Пушкина, начальник Управления театров Департамента культуры города Москвы Александр Фокин, а также известные театральные деятели, такие как Кирилл Крок, Михаил Левитин, Михаил Швыдкой, Григорий Заславский, Сергей Землянский, Марина Райкина, Валерий Яков и другие. 

Михаил Левитин (художественный руководитель «Московского театра Эрмитаж»): «Эта скульптура – памятник любви двух людей, любви, породившей искусство. Кто верен отцу и матери своей, те будут жить долго, а театр будет процветать. Я думаю, памятник принёсет счастье своему театру, и счастье всему нашему искусству. Хочу выразить благодарность Евгению Писареву и благодарность величайшим людям, которых мы сейчас увидим». 

Михаил Швыдкой (художественный руководитель Московского театра мюзикла,): «Я уверен, этот памятник осветит театр и каким-то сакральным образом притянет сюда невероятное количество очень важных и удивительных людей. И думаю, что Алиса Коонен и Александр Таиров каким-то образом почувствуют, что в их доме наконец всё спокойно».

Григорий Заславский (ректор Российского института театрального искусства — ГИТИСа): «Мне кажется, что в Москве очень мало таких “домашних” памятников, которые стоят не на высоком постаменте, а на уровне человека. Мы благодарны Евгению Писареву за его борьбу, а самое главное, я уверен, что ему благодарны Александр Яковлевич и Алиса Георгиевна за то, что этот памятник здесь становится».

В рамках юбилейного года театр проводит различные знаковые мероприятия, направленные на сохранение и популяризацию исторического наследия Театра Пушкина, являющегося приемником Камерного театра Александра Таирова, который располагался в этом же здании до 1949 года. Ведь именно благодаря Народному артисту РСФСР А.Я. Таирову и его единомышленникам особняк по адресу Тверской бульвар, 23, был приспособлен под театр. Творчество А.Я. Таирова и развитие Камерного театра невозможно рассматривать без великой драматической актрисы, супруги Таирова и примы театра Народной артистки РСФСР Алисы Георгиевны Коонен.

Это событие имеет особое значение для московской культурной жизни и всей театральной общественности, а также для Театра Пушкина, который шёл к этому более 10 лет. Открытие скульптурной композиции станет символом признания их заслуг и продолжения традиций. 

  Скульптурная композиция создана при содействии Фонда развития и поддержки социально-культурных проектов «Р.А.Фонд».

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
05 December 2025

Литрес объявил короткий список литературной премии «Электронная буква — 2025»

IPQ.365
05 December 2025

Поэт-песенник Константин Арсенев: творчество – это же всегда передача энергии

IPQ.365
04 December 2025

В фойе «Покровка.Театр» состоялось открытие фрески Сергея Арцибашева

IPQ.365
04 December 2025

Объявлены 12 победителей V Юбилейной Российской национальной премии в сфере креативных индустрий

IPQ.365
02 December 2025

Звукорежессура: в "Нелектории" обсуждали профессию будущего

IPQ.365
27 November 2025

Когда звук становится искусством: путь сквозь время, пространство и право

IPQ.365
27 November 2025

В театре "Ленком" сыграют Феллини

IPQ.365
25 November 2025

Новая страница взаимодействия с вещателями: РАО и ВОИС внедряют прозрачную тарификацию и автоматизацию отчётности

IPQ.365
25 November 2025

Михаил Кулунаков: «Когда писал сценарий, ориентировался на античные трагедии»

IPQ.365
25 November 2025

Премьера по-братски

IPQ.365
22 November 2025

«Зона отчуждения» – первая театральная премьера Москонцерта на сцене Киноконцертного зала «Эльдар

IPQ.365
22 November 2025

«Вивальди SUPERSTAR»

IPQ.365
21 November 2025

Буратино против Дона Руматы: самые яркие экранизации ближайших сезонов

IPQ.365
21 November 2025

На юбилейном форуме «Российская креативная неделя – Сибирь» обсудили принципы ценностно ориентированной экономики

IPQ.365
18 November 2025

На участие в шестом сезоне «Школьной классики» подано рекордное количество заявок

IPQ.365
17 November 2025

Русская драма в театре «Шалом»: Олег Липовецкий выпускает премьеру по пьесе Максима Горьког

IPQ.365
17 November 2025

Интеллектуальная собственность объединит традиции с инновациями в Красноярске

IPQ.365
13 November 2025

РЦИС укрепляет партнерство с Красноярским краем

IPQ.365
11 November 2025

13 лет толерантности: от авангарда Мельникова до современных технологий

IPQ.365
11 November 2025

«Событие года»: журнал «КиноРепортер» назовёт лучших в 2025 году