Октябрьский районный суд города Владимира удовлетворил иск организации по защите прав потребителей «Народный контроль» к региональному Министерству здравоохранения. «Народный контроль» требовал обеспечить инвалидам по слуху возможность круглосуточного и ежедневного вызова скорой помощи, а также возможность общаться с врачами на русском жестовом языке с переводом. Суд удовлетворил эти требования.
Председатель РОО «Мир без тишины», представитель «Народного контроля» Григорий Туринцев отметил, что решение Октябрьского районного суда города Владимира – знаковое для всех российских глухих: «Решение может стать важным прецедентом для других российских регионов, где до сих пор игнорируются права глухих. Мы очень долго к этому шли, и поначалу мало кто верил в успех. Наши требования называли абсурдными и нереалистичными, нас обвиняли в том, что мы «пиаримся». И все же суд встал на сторону инвалидов. Рассчитываем, что региональные власти услышат нас и добровольно приступят к исполнению судебного решения».
Во Владимирской области порядка 100 тысяч человек имеют нарушения слуха. Кто-то глухой с рождения, кто-то оглох из-за болезней, часто нарушения слуха встречаются у ветеранов боевых действий, в том числе СВО. По закону все российские граждане имеют равные права на доступ к здравоохранению, однако на деле глухому чрезвычайно трудно даже вызывать скорую помощь. Диспетчеры просто не понимают, чего от них хотят, так как их не слышат и не могут отвечать на вопросы. Не легче глухому пройти осмотр в поликлинике, вызвать врача ребенку, оформить больничный. Даже при записи через ЕСИА финальное подтверждение часто нужно дать по телефону, а этого-то глухой как раз и не может сделать.
Кроме того, само общение с врачом для глухого возможно только через переводчика русского жестового языка, а поликлиники не имеют в штате такого специалиста. В результате глухим приходится использовать те немногие часы перевода, которые им субсидирует государство, фактически позволяя себе болеть только тогда, когда остаются часы бесплатного перевода.
Все эти проблемы легко решить, внедрив особые диспетчерские сервисы, позволяющие глухим общаться со станцией скорой помощи или регистратурой поликлиники в текстовом формате. При этом по необходимости глухого могли бы подключать по видеосвязи к переводчику русского жестового языка, который помогал бы осуществить коммуникацию комфортно, быстро, без потери смысла. Это не потребует больших затрат от регионального бюджета, так как на всю Владимирскую область может хватить одного переводчика, который при необходимости подключался бы к разным поликлиникам по видеосвязи.
Суд обязал региональный Минздрав разработать региональную программу защиты прав потребителей медицинских услуг, в том числе с нарушением слуха, обеспечить глухим возможность круглосуточно вызывать скорую помощь, подготовить паспорта доступности медицинских учреждений.