В Москве при поддержке Президентского фонда культурных инициатив продолжается IX фестиваль «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры». Он стартовал 15 октября и продлится до 9 декабря – на торжественной церемонии закрытия состоится награждение лауреатов и вручение грантов на постановку спектаклей. Афиша четвертой недели фестиваля представляет конкурсные показы спектаклей – недавние премьеры лучших молодых режиссеров страны – и открытые мастер-классы образовательной off-программы «Мастерская».
9 ноября, 16.00. Мастер-класс Вадима Щербакова «Мейерхольд репетирует»
Сквозная тема «Мастерской» в 2025 г. – «Репетиция – любовь моя». Программа приурочена к 100-летию Анатолия Эфроса, выдающегося режиссера и автора одноименной книги. О секретах репетиционного метода Всеволода Мейерхольда расскажет один из ведущих мейерхольдоведов России и мира Вадим Щербаков – историк театра, заведующий сектором изучения и публикации театрального наследия Вс. Мейерхольда ГИИ (Государственный институт искусствознания), кандидат искусствоведения, главный редактор журнала «Вопросы театра. Proscaenium».
Событие пройдет на Малой сцене Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Посетить лекцию можно бесплатно по предварительной регистрации – ссылка на запись публикуется за несколько дней до мероприятия на сайте и в социальных сетях фестиваля.
Традиционно все мастер-классы транслируются онлайн в вк-сообществе «Уроков режиссуры» и затем публикуется видеозапись.
10 ноября, 19.00. Спектакль «Яга» Алтайского государственного театра для детей и молодежи имени В.С. Золотухина (Барнаул). Режиссер Дарья Догадова. Постановку сыграют на Основной сцене Московского Губернского театра.
Жанр спектакля – музыкальный миф. Это чувственная, эстетически богатая театральная сказка для взрослых. «Яга» – не рассказ о злой колдунье, а исповедь женщины, чья душа стала полем битвы между свободой и судьбой, любовью и предательством, светом знания и тьмой отчаяния.
Спектакль о выборе, о том, как свобода становится клеткой, и о том, как любовь, обожженная предательством, оказывается способна спалить целый мир и превратиться в пепел.
Режиссер Дарья Догадова:
«Работая над спектаклем, мы не воссоздавали чисто славянскую историю. На сцене не будет кокошников и вышиванок, наоборот, мы стремились от этого уйти и показать более первобытный мир – темный и дикий, племенной, наполненный сложными, экспрессивными красками. Перенося сказку на сцену, мы старались использовать широкие мазки и яркие жесты, избегая сентиментальности и психологизма, который хоть и присутствует, но на другом уровне – низменном, животном. И исследовать это начало тоже было интересно».
11 ноября, 16.00. Мастер-класс Георгия Исаакяна «Репетиция оперы»
Георгий Исаакян – признанный мастер оперной режиссуры. Поставил более сотни спектаклей в музыкальных театрах России и мира. Театральный педагог, руководитель режиссерских лабораторий. А также: президент Ассоциации музыкальных театров, художественный руководитель Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац, профессор ГИТИСа (руководитель мастерской на факультете музыкального театра), переводчик, автор статей.
На мастер-классе речь пойдет о методологии репетиций оперы, о личном опыте постановок, о выработанных годами принципах работы режиссера музыкального театра.
В 1991 г. Георгий Исаакян окончил ГИТИС, факультет музыкального театра, курс народного артиста СССР В. Курочкина. В 1989-1991 гг. – режиссер и педагог в Оперной студии Ереванской консерватории. С 1991 г. – режиссер-постановщик, с 1996 г. – главный режиссер, с 2001 г. – художественный руководитель Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского. В 2003-2011 гг. – инициатор и художественный руководитель международного фестиваля «Дягилевские сезоны: Пермь – Петербург – Париж». В 2015 г. вошел в Совет Opera Europa. В 2016 г. инициировал создание ежегодного Всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» и остается по сей день его художественным руководителем.
Событие пройдет в Доме-музее К.С. Станиславского по адресу Леонтьевский переулок, 6, стр. 1. Посетить лекцию можно бесплатно по предварительной регистрации – ссылка на запись публикуется за несколько дней до мероприятия на сайте и в социальных сетях фестиваля.
Планируется онлайн-трансляция в вк-сообществе фестиваля и публикация видеозаписи в открытом доступе, которая пополнит видеоколлекцию мастер-классов «Уроков режиссуры». Записи прошлых событий в совокупности собрали уже более миллиона просмотров.
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля, фотограф: Яна Веснина
11 ноября, 19.00. Спектакль «Крысолов» Санкт-Петербургского Камерного драматического театра «Левендаль». Режиссер Ярослав Морозов. Постановку сыграют в Московском академическом театре имени Вл. Маяковского, сцена на Сретенке.
Спектакль по одноименному рассказу Александра Грина, автора «Алых парусов», «Бегущей по волнам» и др. Зрители попадают в атмосферу послереволюционного Петрограда образца 1920 г. Главного героя ожидает судьбоносная встреча на Сенном рынке. Но город, находящийся в тисках голода и «военного коммунизма», преподносит свои фантасмагорические сюрпризы. Под видом рядовых обывателей скрываются необыкновенные твари – зловещие крысы. Дух эпохи в РОКовой драме Ярослава Морозова доносят речи Троцкого, который явится одним из демонических персонажей загадочного театра теней Петрограда. Спектакль дисгармонично взрывают музыкальные рок-баллады на стихи лорда Байрона и дикий пляс.
Режиссер Ярослав Морозов:
«Для меня "Крысолов" является самым сильным и важным произведением Александра Грина. Все знают его в основном по "Алым парусам" – нежной истории о мечте и вере. И мало кто знает о "Крысолове". Это очень важный в истории русской литературы рассказ о безымянном герое, – которого автор подписывает "Я", – о людях, крысах и хаосе революционного Петрограда. Когда я ставил спектакль, старался создать ощущение нарастающего смерча, который разрастается, поглощая героев. Ярким художественным образом для меня стала кровь с молоком, – красный и белый цвет, – их противостояние и смешение очень точно попадает в эпоху Гражданской. В этом коротком рассказе много намешано: люди, крысы, которые принимают облик человека, таинственный избавитель, двойники, зеркальные лабиринты, загадочный крысолов и его дочь. Все это дало мне богатую палитру образов. Для меня это нежно любимая работа и надеюсь, что она полюбится также и зрителям фестиваля».
13 ноября, 17.00. Мастер-класс Полины Агуреевой «Как репетировал Фоменко»
Актриса театра «Мастерская Петра Фоменко», киноактриса, режиссер, заслуженная артистка России Полина Агуреева расскажет об опыте репетиций с Петром Наумовичем – о том, как рождались спектакли «Одна абсолютно счастливая деревня», «Бесприданница», «Война и мир. Начало романа» и др.
Встреча – уникальная возможность пробраться в репетиционную мастерскую Фоменко. Петр Наумович не оставил учебника, книги о режиссуре, мемуаров – остались только стенограммы некоторых репетиций и воспоминания участников событий. То, что знают они – нигде не прочесть, никак иначе не узнать, кроме как спросить их лично и послушать. Для этого и проводится такая встреча.
Событие пройдет в Доме-музее К.С. Станиславского по адресу Леонтьевский переулок, 6, стр. 1. Посетить лекцию можно бесплатно по предварительной регистрации – ссылка на запись публикуется за несколько дней до мероприятия на сайте и в социальных сетях фестиваля.
Планируется онлайн-трансляция в вк-сообществе фестиваля и публикация видеозаписи.