Дизайн и мода
29 апреля 2024
5 минут
Поделиться

Кто кому поможет: нужна ли промышленным дизайнерам государственная поддержка?

Кто кому поможет: нужна ли промышленным дизайнерам государственная поддержка?

РФИД-2024. Меры поддержки индустрии дизайна. Фото: Сергей Отрошко

Индустрия промышленного дизайна нуждается в компетентных кадрах, стимуляции спроса со стороны промышленности и точечных корректировках государственных стандартов конструкторской документации и конечно, умелого использования института интеллектуальной собственности. В остальном же дизайн сам может помочь кому угодно. К таким выводам пришли участники сессии «Меры поддержки индустрии дизайна» на Российском форме индустрии дизайна.

«Три года на этом форуме дизайнеры пытались убедить промышленность, власть и сами себя в необходимости внятной системы поддержки со стороны органов власти. Первый год убеждали под флагом конкуренции с зарубежными производителями товаров, второй – доказывая баснословный рост добавленной стоимости продукта за счет дизайна. В этом году убеждать и доказывать, кажется, перестали, постулировав, что дизайн — это универсальный язык общения создателей и производителей продукта с потребителем, с обществом. Но мы знаем, что язык всегда развивается сам, и в поддержке не нуждается. Так может быть и дизайн может развивать себя и нас сам, являясь универсальным языком трансляции культурных ценностей и образов в экономике?» — такой вопрос перед участниками поставил модератор дискуссии, президент Федерации креативных индустрий Сергей Матвеев.

По словам основателя и генерального директора компании SmirnovDesign Сергея Смирнова, дизайн обязательно найдет себя и сам, вопрос лишь в сроках. «Хотелось бы уложиться в пять лет, а не в 35», — уточнил он. Сергей Смирнов рассчитывает, что через 25 лет рынок коммерческого дизайна увеличится в 100 раз, но такое ускорение невозможно без внятной стратегии и волевых усилий со стороны органов государственной власти. Вопрос не только в деньгах, но и в переосмыслении роли индустрии: дизайнеров должны перестать воспринимать как декораторов, которых приглашают на последнем этапе реализации проекта. Дизайнер — это не декоратор, а архитектор, который должен участвовать в производстве продукта с момента замысла до выхода с конвейера.

Дизайн — это не хилое и немощное растение, которое нужно постоянно поддерживать. Скорее наоборот, сам дизайн вполне успешно поддерживает производства, города и целые регионы. В этом убежден директор агентства «Проектмаркетинг+1», основатель АНО «Институт промдизайна» Александр Осадчий: «Для промышленности дизайн — фактор выживания. Участие дизайнеров увеличивает маржинальность производства и, как следствие, налоговые поступления в казну. Без дизайна невозможны импортозамещение и визуализация образа будущего».

В Красноярском крае  поддержка индустрии дизайна преимущественно помощь в коммуникации и развитии партнерства. Сибирское агентство креативных индустрий по мере сил знакомит промышленные компании с лучшими федеральными дизайн-бюро, одновременно приглашая студентов поработать над реальными проектами и набраться опыта. И пусть некоторые компании до сих пор относятся к необходимости вкладываться в дизайн продукта скептически (Александр Осадчий привел фразу одного из производителей лодок, который сказал, что компания «вертела дизайн на винте»), многие понимают, что без привлечения дизайнеров даже качественный продукт существенно потеряет в цене и востребованности.

Даже промышленное оборудование вроде магнитно-гидродинамических индукторов в конечном счете должно быть красивым, иначе выставки и тиражирование будут для него закрыты. «Поддержка — это форма частно-государственного партнерства. В сельском хозяйстве государство дотирует агрохолдингам покупку техники, тем самым увеличивая налогооблагаемую базу. Так же и в сфере дизайна: уделяя внимание внешнему виду продукта, государство повышает маржинальность бизнеса», — отметил он.

Инженер и промышленный дизайнер Максим Кузин в свою очередь полагает, что едва ли не единственная релевантная форма поддержки дизайна на сегодня — это пиар, продвижение и популяризация. «Если кто-то задумал производить коптер, ему потребуется дизайн. Но что это за компании такие, которые, предоставляя подобные услуги, требуют субсидирования, дополнительного финансирования от государства? Обязывать кого-то покупать то, что я делаю, — это странно и контрпродуктивно», — отметил эксперт.

Совсем иначе на проблему поддержки промдизайна в России смотрит руководитель проектов Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ Клим Перцев. По его словам, люди ошибочно обсуждают тему поддержки в контексте коммерческого заказа от частных компаний, которые вроде как неправильно к чему-то понуждать. «В России огромный государственный сектор экономики, который вообще не интересуется конкурентными преимуществами. Как раз потому нужны меры поддержки. Для того чтобы у промышленности сформировалась потребность в дизайне, достаточно пересмотреть некоторые пункты Стандартов конструкторской документации», — отметил он.

Модератор сессии Сергей Матвеев иронически заострил тезис, поставив вопрос о поправках в КоАП, которые позволяли бы привлекать к ответственности за производство продукта без дизайна. По мнению модератора, поддержка дизайна на уровне норм и стандартов актуальна хотя бы потому, что конкурентные механизмы начинают полноценно работать только на рынках от полумиллиарда человек. Даже рынок ЕАЭС недотягивает до этой цифры. Масштаба рынка не хватает не только для конкуренции, но и для элементарного выживания некоторых производственных дисциплин. Для относительно небольших рынков нужно грамотно использовать не только понуждение, но и нормы поощряющие – в первую очередь право интеллектуальной собственности, гарантирующие справедливое вознаграждение 

Впрочем, если 10-15 лет назад дизайнерам порой приходилось подолгу объяснять свою важность и нужность, то сегодня ситуация изменилась. Дизайнеры — это мустанги, на которых охотятся промышленники, считает генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов: «По данным Лаборатории труда НИУ ВШЭ, ближайшие 20 лет рынок будет испытывать острый кадровый голод. Ростех, заинтересовавшись темой человекоцентричных продуктов, обнаружил, дефицит специалистов в промышленном маркетинге в 1000 человек. Проблема еще и в том, что  мы до сих пор не научились так «упаковывать» продукт, чтобы за рубежом его воспринимали адекватно, адаптировать его ко вкусам, пристрастиям, менталитету других стран. Между тем, китайцы вполне успешно локализуют свои продукты для нашего рынка, в этом смысле нам есть чему у них поучиться».

По словам эксперта, сегодня промдизайнерам нужно одновременно думать о том, как развивать стиль и среду внутри страны, чтобы соответствовать требованиям современного потребителя и о том, как успешно выйти на зарубежные рынки, где важно демонстрировать уровень, к которому потребитель уже привык.

Подводя итог, Сергей Смирнов еще раз подчеркнул, что «чудо промышленного дизайна», позволяющее в несколько раз увеличить стоимость продукта, во многом выражается в чувстве «фирменности, классности». Однако для того, чтобы это чувство чаще посещало нас при встрече с отечественными товарами, государству все же стоит приложить определенные усилия, например обязать промышленников заказывать фиксированное число часов дизайн-услуг, участвовать в солидных конкурсах, например конкурсе Союза Дизайнеров России. По словам Сергея Смирнова, это вполне логично, если учесть, что государство в существенной мере поддерживает саму промышленность: тому, кто платит, вполне резонно беспокоиться о том, что без услуг дизайнера продукт окажется уродливым и невостребованным.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также