Искусство
06 марта 2024
4 минуты
Поделиться

У предметов коллекции усадьбы Мураново появятся цифровые двойники

Доступ к музейному собранию расширят за счет использования 3D-технологий

У предметов коллекции усадьбы Мураново появятся цифровые двойники

Фото IPQuorum

IPQuorum реализует проект оцифровки коллекции Музея-заповедника «Усадьба Мураново» имени Ф.И. Тютчева» и Музея народных художественных промыслов «Усадьба Лукутиных» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Мебель, предметы декоративно-прикладного искусства и другие элементы внутреннего убранства усадьбы будут воссозданы в цифровой форме. Это расширит доступ к коллекции музея как для гостей, так и для специалистов, которым необходимы инструменты для детального изучения экспонатов. Цифровые копии смогут стать источником вдохновения для современных дизайнеров и определить будущий облик новых продуктов.

Кроме 3D-моделей, обмерных чертежей, детальных описаний и атрибуции музейных предметов будут созданы видеоролики с динамической «распаковкой» 3D-изображений, позволяющей разглядеть экспонат изнутри, снаружи, с разнообразных ракурсов. Это важно для исследователей, промышленников и дизайнеров. Вся информация будет дополнена видеоинтервью с участниками проекта, среди которых сотрудники музея-заповедника «Мураново», студенты Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова и опытные реставраторы. Преподаватели вуза дадут объяснения и расскажут историю всего, что войдет в коллекцию цифровых двойников. Специальный сайт — спутник основного сайта музея и интерактивные мониторы в музее откроют и сделают доступными удивительные объекты экспозиции усадьбы, в том числе и те, которые находятся в запасниках или реставрируются. И хотя проект сейчас касается только музея-усадьбы «Мураново», он раскроет феномен русской усадьбы в целом.

Процесс цифровизации музейных коллекций активно идет во всем мире. В цифровой формат переводят свои собрания Лувр, Прадо, галерея Уффици. Зачастую это приносит дополнительный доход, так как цифровые модели экспонатов могут продаваться или использоваться в коммерческой деятельности. Россия не отстает и давно стремится к цифровой трансформации музейного дела. Полноценные цифровые отпечатки экспонатов позволяют решить широкий круг задач — от дополнительной коммерциализации коллекций до их популяризации или решения вопросов безопасности.

Музей-усадьба «Мураново» — единственный в своем роде памятник усадебного быта русского дворянства и интеллигенции ХIX века, напомнил директор музея Александр Богатырев: «Имением владели родственно связанные семьи Энгельгардтов, Баратынских, Путят и Тютчевых. Хотя сам поэт никогда не жил здесь постоянно, а, по легенде, гостил, его потомки собрали в доме уникальную коллекцию рукописей, книг и личных вещей Федора Ивановича. Кроме того, в усадьбе представлена мебель, которой пользовались хозяева в разные эпохи, характеризующая быт, нравы и образ жизни среднепоместного дворянства XIX — начала XX веков».

По его словам, «цифра» во многом остается залогом сохранности наследия. «Русская усадьба — уникальный феномен, который мы, к сожалению, часто разрушаем собственными руками. Сначала — революции и войны, потом — обычное человеческое равнодушие. Цифровые технологии — это, с одной стороны, способ увековечить историко-культурное наследие, с другой — популяризовать его и, возможно, найти дополнительные средства на развитие музейных проектов», — отметил он.

Руководитель проекта по оцифровке музейных предметов Илья Насонов в свою очередь заметил, что проект позволит студентам-реставраторам проявить себя: «Работа на кафедре “Художественная реставрация мебели” РГХПУ им. С.Г. Строганова подарила мне, дизайнеру, уникальную возможность окунуться в совершенно другой мир. Сохранение культуры и ее материальных предметов нельзя представить сегодня без элементов цифровизации, а раз студенты уже умеют это в процессе обучения, то пора их привлекать в профессию. Грант эту задачу и решит».

Оцифровка музейных предметов — в числе приоритетов правительственной Концепции развития креативных индустрий, напомнил президент Федерации интеллектуальной собственности, генеральный директор IPQuorum Сергей Матвеев. Он убежден, что цифровизация музейных собраний важна еще и потому, что художественные решения прошлого могут вдохновлять современных дизайнеров на создание новых продуктов, которые имеют незримую связь с прошлым, эстетикой и традициями, которые формировались многие годы. Однако «распаковать» наследие и сделать его доступным современному потребителю, по его словам, не так просто: «Если простому зрителю достаточно беглого взгляда на предмет, то промышленному дизайнеру вполне может понадобиться “пощупать” экспонат изнутри, рассмотреть со всех сторон. И как раз здесь на помощь придут качественные 3D-модели, не имеющие ничего общего с блеклыми фотографиями музейных предметов, которые зачастую выдают за результат оцифровки», — отметил он.

Актуальность реализуемой инициативы отметила и главный редактор издания IPQuorum Евгения Дорофеева: «Оцифровка историко-культурного наследия несет междисциплинарный характер, затрагивающий ряд креативных индустрий, с которыми наше издание тесно работает уже не первый год: информационные технологии, музейная деятельность, искусство, архитектура, дизайн, в том числе и промышленный. Мы уверены, что результаты проекта будут полезны как для профессионального музейного сообщества, так и для всех креаторов, заинтересованных в популяризации национальной истории и культурного кода».

Аналогичный проект по оцифровке коллекции Политехнического музея Москвы в 2022 году был признан лучшим в категории «100% поддержки» краудлендинговой платформой Ко-Фи и Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП). Его автор, преподаватель кафедры «Художественная реставрация мебели» Российского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, архитектор и дизайнер Илья Насонов предложил уникальный метод производства цифровых образов музейных предметов, в частности исторических образцов техники.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Искусство
17 декабря 2024

Канцелярская кнопка глазами Дали и искусство документальности: возможности современной фотографии

Искусство
12 декабря 2024

К светлым помыслам по цветному лучу

Искусство
12 декабря 2024

Художник должен быть известным и… не голодным

Искусство
29 ноября 2024

Путь к балансу

Искусство
14 октября 2024

Художники и мастера займутся просвещением

Искусство
10 октября 2024

Вероника Пономарева-Коржевская: «Художники фиксируют образ времени и формируют будущее»

Искусство
09 сентября 2024

Luminar: как обрести гармонию внутри тебя

Искусство
13 августа 2024

Чудеса сайнс-арта: как услышать музыку мозга и увидеть форму через запах

Искусство
04 июля 2024

Миша Мак: «Можете считать, что все изображения, которые делаю – это татуировки на той или иной поверхности»

Искусство
26 апреля 2024

Египетская сила света: в арт-пространстве Luminar появилось новое цифровое шоу «Тутанхамон. В поисках вечной жизни»

Искусство
06 февраля 2024

Настя Миро: «Надеюсь полететь с выставкой на МКС»

Искусство
16 января 2024

Юрий Купер: «Амбиции художника всегда идут по восходящей»

Искусство
19 декабря 2023

Катя Белявская: «Нейросети выведут профессию художника на новый уровень»

Искусство
07 ноября 2023

Солнце и Океан: Luminar – территория цифрового искусства возле колеса обозрения

Искусство
31 октября 2023

Наталья Кальянова (Kalina): «Арт-комьюнити вносят большой вклад в развитие искусства»

Искусство
24 октября 2023

Ирина Батькова: «Я просто влюбилась в ковернинскую хохлому»            

Искусство
24 октября 2023

Элина Туктамишева: Выставка «Трын-трава» показывает, что русский стиль глубже и масштабнее, чем промыслы»

Искусство
16 октября 2023

ГИМ искусству: лучшие практики музейного дела

Искусство
10 октября 2023

Искусство на конвейере: как Центр «Зотов» преобразовал Хлебозавод в выставочное пространство

Искусство
05 октября 2023

Творческий полет: Миша Most с командой разработчиков «оживил» дрона-художника нового поколения