Дизайн и мода
30 января 2024
9 минут
Поделиться

Здравствуй, наш ласковый мишка: как модный бренд восстанавливает исторические и культурные связи с советским временем

Здравствуй, наш ласковый мишка: как модный бренд восстанавливает исторические и культурные связи с советским временем

Фото PR-службы "Привет Мишка"

Воспоминания об Олимпиаде 1980 года, игрушках фабрики «Красный треугольник» и карамельках «Снежок» — российский бренд одежды «Привет Мишка» говорит с современными детьми на языке ностальгии по «прекрасному далёко». В ярких коллекциях сочетаются узнаваемые советские орнаменты, традиции графического дизайна 1920-х годов и искренняя любовь к своему прошлому.

IPQuorum поговорил с создательницей бренда Екатериной Григорьевой об артефактах из советского детства и о процессах восстановления позитивных эмоциональных связей между разными поколениями. 

— Самый первый вопрос, который мне бы хотелось задать, в то же время самый очевидный: расскажите, пожалуйста, с чего начался ваш проект? Как родился «Привет Мишка»?

— Первая итерация «Привет Мишки» — это 2018 год. Тогда я сделала одну коллекцию, она состояла из нескольких платьев, свитшотов и футболок с принтами. Бренд продавался в нескольких мультибрендовых магазинах, на сайте марки, а также мы вышли на Wildberries. В октябре 2019 года бренд появился на страницах детского Vogue. Однако в конце 2019 года мне пришлось взять паузу в работе по личным обстоятельствам. Наши вещи продолжали продаваться на Wildberries, но ничего нового мы не производили.

Следующая коллекция появилась летом 2022 года — я отрисовала её всего за месяц. В то время из России как раз ушли многие западные бренды, а в информационном пространстве стали появляться новые смыслы. За четыре года, которые разделили «Привет Мишку 1.0» и «Привет Мишку 2.0», я сама для себя поняла, зачем и для кого делаю этот проект и какие у него перспективы. Так что теперь идейно я гораздо больше подготовлена.

У меня есть ощущение, что идея проекта была со мной всегда. Все, что я сейчас делаю, со мной с самого детства. Я была любознательным ребенком, любила историю, литературу, а также рано начала шить и вязать. Меня всегда притягивали какие-то старинные редкости, старые книги, поломанные игрушки, а также «заброшки». В какой-то момент, уже взрослой, я поняла, что неосознанно коллекционирую такие «артефакты»: винтажную одежду, книги, журналы, игрушки — то, что напоминает мне о детстве.

Фото PR-службы "Привет Мишка"

— На какие годы пришлось ваше детство?

— Я 1981 года рождения. Когда СССР распался, мне было десять лет, то есть взрослела я уже в современной России. Поколение, к которому я принадлежу, — это поколение-посредник. Мы — проводники, переводчики с языка советского времени на язык капиталистического мира. Это очень важно для меня, по сути, именно это мы и делаем в «Привет Мишке».

Переход, который произошел в 1991 году, позволил нам отказаться от всего негативного, что было в СССР, но в то же время мы отказались и от многочисленных позитивных вещей. При этом для очень большой части нашего общества воспоминания о том времени — часть идентичности. Я сама очень скучаю по некоторым предметам. Поэтому и возвращаюсь туда, ныряю в прошлое, ищу артефакты. Мне кажется, что обществу необходимо восстановить исторические и культурные связи с советским временем. Все-таки мы остаемся наследниками не только долгов того периода, но и его культурных достижений.

В «Привет Мишке» я в буквальном смысле «связываю» прошлое и настоящее, вяжу свитера-посредники, чтобы передавать эмоциональный опыт о детстве старших поколений современным мальчикам и девочкам. Я ищу яркие, узнаваемые образы, понятные всем трем поколениям. Например, наш хит — футболки с принтом «Человек образцового поведения» — это отсылка к табличкам, которые висели на домах: «Дом образцового содержания и высокой культуры быта». Бабушки вспомнят табличку, родители посмеются, а дети воспримут буквально.

— Какие символы, идеи или сюжеты вам бы хотелось вернуть из прошлого и сделать частью настоящего?

— В Советском Союзе художник — любой человек, который занимался творчеством, — ориентировался не на возможность извлечь из своего труда материальную выгоду, а на его эстетическую, воспитательную ценность. Он не подчинялся необходимости сделать свою работу коммерчески успешной. Это основная мысль, которую я исследую и ищу ей подтверждение. Мне кажется, тот же «Ёжик в тумане» не мог бы появиться, если бы Юрий Борисович Норштейн и Франческа Альфредовна Ярбусова думали о том, получится ли у них его коммерциализировать.

Свобода от требований рынка дарила художникам определенную творческую свободу. В таких условиях рождались прекрасные новогодние украшения, резиновые игрушки фабрики «Красный треугольник». Хотя, разумеется, у них были другие ограничения — в первую очередь, политическая цензура.

Сейчас основная задача, которая ставится при создании фильмов, мультфильмов и игрушек, — это заработать. К сожалению, из такой концепции не часто вырастает что-то действительно хорошее и интересное.

Фото PR-службы "Привет Мишка"

- Но сегодня невозможно не думать о выгоде. Это необходимо для выживания, иначе художник просто не сможет обеспечить себя. Тем не менее вы тоже существуете в этих условиях. Что позволяет вам работать свободно?

— В «Мишке» я пытаюсь прийти к компромиссу. Проект должен быть коммерчески успешным, чтобы он мог выжить, но основная задача, которую я перед собой ставлю, — сохранить эстетичность, качество и идейное содержание. Я всегда начинаю с разработки идей и только потом спрашиваю себя, будет ли это окупаться при реализации. Кроме того, мне кажется, что искренняя любовь к детям и к своему труду все равно заметна. Мне хочется, чтобы их радовали вещи, которые я делаю. Люди чувствуют это и приходят снова. К каждому заказу, например, мы прикладываем маленьких пластиковых утят, винтажные марки. Покупателям это очень нравится, они ценят нашу любовь и возвращаются к нам.

— Символы, с которыми вы работаете, легко узнают самые разные поколения. А было ли что-то в вашем детстве, что очень важно и близко для вас, но незнакомо для большинства людей?

— Сразу сказать сложно — все-таки у меня было типовое детство. Пожалуй, это то, как я проводила лето на даче. Наша дача была в маленьком шорском поселке — это несколько домов, почти затерянных в тайге. Я каждый вечер выходила на крыльцо нашего дома, пила чай и смотрела на горы за речкой, которые были покрыты непроходимым лесом. В контурах сосен на верхушках гор я очень старалась рассмотреть что-то, чего там не было, — такое ежевечернее размышление было моим важным ритуалом.

На той же даче была огромная карта мира, во всю стену. Она висела в сенях, где варили варенье и стояла медогонка (у дедушки была пасека). Можете представить, какой запах там был. Я очень любила там сидеть, слушать китайское радио, благодаря которому потом полюбила китайский язык и стала востоковедом, и смотреть на эту карту, мечтать, составлять маршруты будущих путешествий. В итоге съездила практически везде.

Фото PR-службы "Привет Мишка"

— Куда, например?

— В моих мечтах было «Великое Восточное Путешествие» — Индия, Китай, Корея и Япония, «Великое Европейское Путешествие» — Германия, Италия, Франция, Бельгия, Испания, Португалия... Все это я реализовала. Единственный маршрут, который пока не осуществлен, — это Южная Америка.

— Давайте поговорим о более типовых вещах. Какие из них стали символами вашего детства?

— Фиалки на окне. Кружевные салфетки. Я ходила к моим родным и двоюродным бабушкам — у всех всё было примерно одинаково. Подшивки журналов «Работница» и «Крестьянка», которые я очень любила смотреть, потому что там было много про рукоделие. Баночки для круп и других сыпучих продуктов. Хлеб с маслом и сахаром. Я любила смотреть на демонстрации из окна — там были флажки, шарики, красные гвоздики... Школьные принадлежности, например портфели с собачками. Терьер из конструктора «Змейка». Мороженое, конечно, пакетики молока. Походы за хлебом! Очень многие помнят, как их посылали за хлебом, а они по дороге обратно съедали половину булки. Много всего! Мне нравится, что эти воспоминания объединяют людей на всем пространстве нашей страны.

Я очень любила фантастику. «Гостья из будущего», «Москва — Кассиопея», «Приключения Электроника», фильм «Приключения Буратино». Вот «Ёжика в тумане» я тогда, кстати, не очень понимала — это пришло потом.

Мне вообще кажется, что институт детства в Советском Союзе был очень сильным. Создание детских фильмов, детской литературы, специализированной литературы — это просто сокровищница.

Фото PR-службы "Привет Мишка"

— Как вы работаете над выпуском новых вещей? Что вы используете в качестве источников вдохновения, где ищете идеи?

— Как ни странно, мне часто снится дизайн новых вещей. В этом нет ничего мистического! Допустим, у меня в разработке тема «Космос», мне хочется создавать вещи, вдохновленные историей его освоения. Я много думаю о том, что может быть с этим связано, смотрю открытки — старые, современные, захожу на онлайн-барахолку, где можно найти массу артефактов. В голове очень много всего, и во сне вся эта информация формируется в конкретные идеи.

У меня не системная работа. Этот процесс вплетен. Я никогда не знаю, что найду на барахолке. Вот появляется у продавцов, за обновлениями которых я слежу, скажем, «Девочка с Земли» Кира Булычёва — я её покупаю, читаю, увлекаюсь. В процессе у меня рождаются новые мысли. Приходят образы. Находятся фразы, которые в современном контексте читаются совершенно иначе. У нас, например, есть жилетка c принтом «Отзовитесь, марсиане!» — это название книги Павла Клушанцева. Я смотрю на нее и думаю, как забавно она звучит в современных обстоятельствах, потому что нам, мне кажется, только марсиане и смогут помочь. Многие взрослые просят у меня такую жилетку для себя.

Фото PR-службы "Привет Мишка"

— Какие самые интересные артефакты вы находили на барахолках?

— Сейчас собираю серию книг «Знай и умей». Совершенно потрясающая история! Это серия книг для детей среднего и старшего школьного возраста, посвященная совершенно разным сферам жизни. Например, в одной из книг рассказывается, как научиться плавать — с картинками, с четкими и ясными инструкциями, с рассказами про каких-то известных пловцов. Такие выходили про шахматы, про машиностроения, про авиатехнику, про собак.

— На вашей футболке, вдохновленной Олимпиадой 1980 года, изображено шесть колец, а не пять. Почему?

— «Привет Мишка» работает с материей прошлого, а воспоминания о прошлом со временем меняются и становятся больше похожими на сны. Во сне реальность немного искажена. Поэтому можно сказать, что эта футболка — сны об Олимпиаде, сны о прошлом, а не достоверный артефакт. Её все равно узнают как олимпийский символ, хотя она им и не является.

— А если говорить о практической стороне разработки дизайна?

— Использовать олимпийскую символику, особенно персонажей, насколько я знаю, запрещено.

— Вы этот вопрос обсуждали с юристами?

— Нет. Надо этим заняться. Хотя сейчас я довольна, как получилась эта футболка, в такой форме она мне нравится даже больше.

— Как вы вообще решаете вопросы с интеллектуальной собственностью? Часто ли сталкиваетесь с тем, что не можете использовать тот или иной символ?

— Если бы я хотела использовать какого-то персонажа, я бы, конечно, пошла к правообладателям. Правда, это тоже связано со сложностями. Например, если использовать персонажей мультфильмов, то любую переработку нужно согласовывать со студией-правообладателем. Мне очень нравится коллаборация бренда Loewe со студией Ghibli. Очень круто, но на это работает целая команда, в том числе и юристов. Было бы здорово сделать такие же коллаборации с «Союзмультфильмом», я бы с удовольствием выпустила коллекцию, посвященную «Голубому щенку».

 

Автор Маргарита ЗАХАРОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Дизайн и мода
08 ноября 2024

Промышленный дизайн: язык один, голоса — разные 

Дизайн и мода
06 ноября 2024

Придумано – сделано: определены победители конкурса дизайн-решений

Дизайн и мода
22 октября 2024

Защитный механизм дизайна

Дизайн и мода
18 октября 2024

Российский промысел успешно прошел этап регистрации в Международном бюро ВОИС

Дизайн и мода
11 октября 2024

Победители «Фабрики дизайна» получили премию «Лучший промышленный дизайн России»

Дизайн и мода
02 октября 2024

С новыми силами: начался прием заявок на третий поток конкурса «Фабрика дизайна 3.0»

Дизайн и мода
11 сентября 2024

Антонина Цицулина: «Дети — лучшие испытатели в мире»

Дизайн и мода
04 сентября 2024

Мари Боро: «Раньше бизнес не воспринимали без сайта, сегодня — без дизайна»

Дизайн и мода
12 августа 2024

Дизайн и бизнес: инструменты эффективного сотрудничества обсудили эксперты и партнеры «Фабрики дизайна 3.0»

Дизайн и мода
12 августа 2024

На «Фабрике дизайна 3.0» создадут памятник «Тетрису»

Дизайн и мода
01 августа 2024

Толгонай Байра: «Сегодня в Кыргызстане одежда с национальным колоритом на пике своего развития»

Дизайн и мода
25 июля 2024

«Фабрика дизайна 3.0» открывает предрегистрацию на второй и третий потоки

Дизайн и мода
24 июля 2024

Дэвид Хендерсон-Стюарт: «Люди хотят быть окружены интересными визуальными решениями»

Дизайн и мода
22 июля 2024

«Промышленный дизайн в регионах повышает общую бизнес-культуру и экономический метаболизм»

Дизайн и мода
26 июня 2024

Промышленный дизайн родился не вчера

Дизайн и мода
14 июня 2024

Космический бренд, или Как создать вау-эффект при помощи дизайна

Дизайн и мода
30 апреля 2024

Платье для героини: может ли одежда приносить счастье

Дизайн и мода
29 апреля 2024

Кто кому поможет: нужна ли промышленным дизайнерам государственная поддержка?

Дизайн и мода
04 января 2024

Валентина Муховикова: «Мода – это отражение мира, в котором мы живем»

Дизайн и мода
26 декабря 2023

Носимое искусство: как создать запоминающийся мерч