Дизайн и мода
26 декабря 2023
Поделиться

Носимое искусство: как создать запоминающийся мерч

Носимое искусство: как создать запоминающийся мерч

Фото предоставлено Верой Прокиной и Анной Юсуповой

В рамках московского фестиваля «Путешествие в Рождество» возле ЦУМа появилась елка, посвященная народным промыслам. За «образ» отвечали дизайнеры Вера Прокина (основательница бренда сумок и аксессуаров Pepfer) и Анна Юсупова (создательница бренда трикотажа с оригинальными вышивками Square Wombat). Осенью этого года Анна и Вера совместно с художником по текстилю Ольгой Никич (бренд OLGANIKICH) представили уникальный мерч для масштабной монографической выставки Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском Валу. О том, что дает сотрудничество с музеем, почему люди покупают сувениры и плюсах коллаборации дизайнеры рассказали в интервью IPQuorum.

— Вы не первый год работаете вместе, как появился ваш «тройственный союз»?

Вера Прокина: Это произошло довольно давно. Думаю, не меньше пяти лет назад. За эти годы мы не единожды успели поработать вместе. Мы сотрудничаем как в рамках своих брендов, так и с различными культурными конституциями, крупным бизнесом. Например, мы вместе с Ольгой Никич разрабатывали коллекцию для S7. Вот только что вместе с Анной Юсуповой создавали дизайн елки для фестиваля «Путешествие в Рождество».

Анна Юсупова: Действительно, мы довольно часто работаем вместе, хотя у каждой из нас есть собственный бренд. С Ольгой мы выпустили несколько коллабораций: для Музея кино, музея-заповедника «Царицыно», Московского планетария и Государственного Исторического музея. Вот сейчас придумали очень удачный паттерн для Третьяковской галереи.

Ольга Никич: Так как мы не первый день знакомы, то я прекрасно знаю, на что девушки способны, и всегда рада нашему сотрудничеству. Например, когда я предлагаю той или иной компании дизайн мерча и меня спрашивают о том, кто бы мог это произвести, то я всегда не задумываясь называю Анну и Веру. И тут дело не только в дружбе, а в том, что за их продукцию я готова ручаться. Они делают не только качественные, но и вполне доступные по цене вещи. К тому же теперь носить российское, причем еще и произведенное здесь, стало не просто не стыдно, но и модно.

Фото предоставлено Верой Прокиной и Анной Юсуповой

— Как получилось, что именно вы стали авторами мерча для выставки Николая Рериха?

В. П.: Мы подали заявку на конкурс «Дизайн-цех», который проводился Агентством креативных индустрий. Мне кажется, для дизайнера, для производственника это особый этап, который открывает новые возможности. И не стоит все-таки забывать, что Третьяковская галерея — один из лучших мировых музеев, так что это еще и статусно.

Спасибо Анне, что собрала нас всех вместе.

А. Ю.: Изначально нас привлекала мысль попробовать себя в разработке концепции мерча для Москомспорта или Мостуризма, которые также были заказчиками на конкурсе. Хотелось пойти в более коммерческую историю, так как с музеями мы до этого уже работали. Но в итоге мы стали партнерами Третьяковской галереи, что не может не радовать.

О. Н.: Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Почему-то возникла именно такая ассоциация. Всегда хочется работать с лучшими, а Третьяковка — это действительно один из самых лучших российских музеев.

 

— Что послужило импульсом к созданию коллекции?

А. Ю.: Представители Третьяковки предоставили нам репродукции картин, которые должны были стать ключевыми на выставке. От этого мы отталкивались, создавая мерч в концепции wearable art, то есть «носимое искусство». Нашей задачей было не просто прикрепить картинку на футболку, а сделать так, чтобы произведение искусство органично смотрелось на вещи.

О. Н.: Мне в принципе очень нравятся работы Рериха, его цветовая гамма. Опять же, было интересно поработать с его образами, потому что они очень графичны, а я в основном занимаюсь именно графикой. Идея пришла мгновенно, когда нам прислали имиджи, которые можно использовать. Контуры гор у Рериха, на мой взгляд, напоминают ритм сердца, кардиограмму. Если их перевести в графику, то получается такой характерный зигзаг. От этого я и отталкивалась в своем паттерне. Потом переработала его для того, чтобы можно было переносить на кожу и на текстиль, чтобы было удобно Вере и Анне.

В. П.: Искусство — это когда ты видишь нечто, что в тебе отзывается. Это может быть цвет, форма, содержание. И наша задача — это высветить в каком-то утилитарном понятном предмете. Для любого дизайнера, производственника это вызов. Например, в коллекции для Третьяковской галереи мне хотелось создать то, что подойдет и мужчинам, и женщинам. Потому что если обратите внимание, то увидите, что у нас в музейных сувенирных магазинах все в основном ориентировано только на девушек.

И опять же, мне было важно, чтобы каждая вещь несла в себе смысл и эмоцию. Только так можно создать нечто, что зацепит другого человека.

Фото предоставлено Верой Прокиной и Анной Юсуповой

— Раз уж мы заговорили об эмоциях, то почему люди в принципе покупают мерч?

О. Н.: Потому что так ты берешь кусочек искусства с собой на память о тех моментах, которые провел в музее, общаясь с художником. Всегда хочется иметь напоминание о том, что ты видел, что чувствовал. И здесь главное, чтобы в мерче было передано настроение выставки, художника, пространства.

Еще один важный момент — некое заявление статуса. Людям хочется присоединиться к чему-то большему, чем они сами, стать частью чего-то великого, интересного. Когда носишь на себе какой-то арт, изречение или картину, словно показываешь свою принадлежность к определенной группе. Ты демонстрируешь миру, кто ты есть. Ты не просто модный, но еще и образованный, разбирающийся в искусстве.

В. П.: Да, это определенное позиционирование себя. Например, мой старший сын увлекся супрематизмом, он видит в нем нечто совершенно свое. И вот некоторые характерные детали перекочевали к нему в одежду. Он как бы присоединяется к тем художникам. А через это уже возникает интерес к искусству.

Ну и конечно, всем хочется иметь что-то на память. Если уж не свитшот или футболку, то хотя бы карандаш, блокнот, магнитик. И тут важно сочетание цены, качества и деталей.

А. Ю.: В отличие от искусства, которое обслуживать людей не должно, дизайн должен думать о комфорте и утилитарности. Перевод искусства в дизайн связан также и с сохранением той эмоции, того эстетического порыва, который человек испытывает, взаимодействуя с произведением искусства. Наша задача — создание вещей, которые бы становились для человека напоминанием об этом эмоциональном подъеме, об ощущении красоты: сразу после посещения выставки, через год, через пять лет. Нужно, чтобы это эстетическое переживание стало хорошей привычкой. Безусловно, вещи должны быть достаточно качественными, чтобы жить долго и хорошо выглядеть. И это уже моя задача как производственника.

Фото предоставлено Верой Прокиной и Анной Юсуповой

— А чем объясняется ассортимент музейных сувенирных магазинов?

В. П.: Во многом экономическими соображениями. И хотя люди сегодня уже готовы покупать нечто более интересное и качественное, все равно каждый музей дает определенный ценовой диапазон, в который нужно вписаться. Мерч — это не только искусство, но и коммерция. У музея всегда есть статистика продаж, а значит, и понимание, что сколько может стоить. Основной упор делается на то, что можно купить не задумываясь. Поэтому всегда много ручек, карандашей, блокнотов, магнитов, книжных закладок, брелоков — таких недорогих приятных мелочей. Но, повторюсь, авторских интересных предметов стало больше. Наша коллаборация с Третьяковской галерей — лучшее тому доказательство.

А. Ю.: Посетители выставок как потребители развиваются, становятся всё более требовательными — и это прекрасно. Нужно находить способы и в малом, и в большом бюджете делать качественно — это развивает нас как производителей. Относительно новое явление в последние лет пять — это что посетители музеев готовы и хотят покупать дорогие вещи. Ценность купленной в Третьяковке вещи определяется её объективным качеством и умножается на бренд галереи, выбравшей эту вещь в ассортимент.
Мы можем делать малые партии — это позволяет, во-первых, тестировать спрос и, во-вторых, создавать коллекционные вещи. Например, есть посетители выставки Рериха, постепенно покупающие худи, свитшоты и футболки разных цветов. Я иногда вижу сторис людей и понимаю — о, кажется, это уже пятый вариант толстовки...

Фото предоставлено Верой Прокиной и Анной Юсуповой

— Насколько дизайнеру, работающему с культурными институциями, важно разбираться в авторских правах?

В. П.: Такие знания пригодятся любому дизайнеру. Но, конечно, помощь профессионального юриста необходима. Все, что касается прав музеев на то или иное произведение, — тема сложная и глубокая. Самостоятельно в этом разобраться очень трудно. Работая над своим брендом, я всегда советуюсь с поверенным, чтобы не столкнуться с судебным иском.

О. Н.: Я не в первый раз сотрудничаю с музеем, и всякий раз вопрос авторских прав решался заказчиком. Мне в этом разбираться не приходилось. В случае с Рерихом  сильной стороной Третьяковской галереи является их юридический отдел, досконально разбирающийся в сложных случаях. Например, для нашего дизайна мерча нужно было отдельно проверять, можно ли использовать подпись Рериха, можно ли перерабатывать картины в паттерн.

 

— На ваш взгляд, как будут развиваться отношения между дизайнерами и музеями дальше?

В. П.: Мне кажется, что сотрудничество будет только расширяться. Потому что дизайнеры несут искусство в массы, привлекая к нему дополнительное внимание. К тому же коллаборации — это всегда невероятный обмен энергией и опытом.

О. Н.: Сегодня музеи не хотят быть пыльными и тоскливыми. Достаточно взглянуть на то, как оформлена выставка Рериха, как внутри проведено зонирование по цветам. Мне кажется, музеи стараются заинтересовать разные поколения. А без сувенирной продукции у них это вряд ли выйдет.

Опять же, музейщики ездили и смотрели, как выставки делаются на западе, а значит — понимают, какое значение имеет мерч.

А. Ю.: В коллаборациях — сила. Малые серии дизайнерского мерча — это динамично, эксклюзивно, и в перспективе возможна даже коллекционность. Для музеев коллаборации — это новый взгляд на ассортимент, для дизайнеров — возможность для творчества. Для нас, дизайнеров и производителей, работа с такими музейными гигантами, как Третьяковская галерея, — всегда интересно. Взаимодействие с произведениями искусства такого уровня — это большая честь для всех нас.

 

 

Автор Ксения ПОЗДНЯКОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше