28 ноября в рамках деловой программы международного форума BRICS+ Fashion Summit прошла пленарная сессия «Made in BRICS+. Национальные бренды — основа единого рынка». Мероприятие состоялось в московском концертном зале «Зарядье».
Во время встречи ведущие эксперты отрасли обсудили, почему важно поддерживать локальных дизайнеров, как развивать сотрудничество между дизайнерами и местными производителями и какие возможности такая стратегия дает национальной экономики.
Модератором сессии выступила Тина Канделаки — заместитель генерального директора «Газпром-Медиа», медиаменеджер, телеведущая и журналист. Она открыла дискуссию и представила спикеров.
— В странах БРИКС появился новый тренд, главная идея которого — это развитие в странах альянса собственных модных индустрий, вывод их на глобальную сцену и создание новой модной системы, — объяснила Канделаки. — Мода дает человеку возможность выглядеть не просто красиво, а аутентично. Если вы разбираетесь в моде, у вас есть возможность еще на одном языке выразить свою «айдентити». В мире глобальной экономики модной индустрии сейчас происходят очень важные трансформации. Открываются невероятные возможности для национальных брендов: сегодня можно залететь в тренды, будучи дизайнером из любого уголка мира. И никакие санкции этому не помеха.
Первым к разговору присоединился Янг Жиан, председатель совета директоров China Fashion Association (Китай).
— Для меня большая честь быть сегодня на этом форуме. Я впервые приехал в Россию, в Москву, — признался он. — Здесь очень много модных людей. И сам город — модный, красивый и современный.
Министр правительства Москвы и руководитель Департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин рассказал, как городские власти поддерживали индустрию моды с 2022 года и какие стратегии планируют применить в будущем.
По его словам, Московская неделя моды, которая прошла в 2022 году, стала важным инструментом по объединению представителей фэшн-индустрии из разных регионов России. Несмотря на экономические и политические потрясения, через которые проходила страна в этом году, Московскую неделю моды посетило более 1,5 млн человек. Это показало, что россияне заинтересованы в развитии национальной фэшн-индустрии и поддержке локальных брендов.
С Фурсиным согласилась Тина Канделаки.
— Поднимите руки все, кто за последнее время стал покупать больше вещей от российских дизайнеров, — попросила она зрителей в зале. Большинство подтвердило, что действительно обратили внимание на одежду локальных производителей после ухода с отечественного рынка западных брендов.
Сейчас Правительство Москвы заинтересовано в создании и развитии полноценного института моды, как и инфраструктуры, которая поддерживала бы российских дизайнеров и производителей. Фурсин и Канделаки подчеркнули, что представителям фэшн-индустрии страны необходимо обеспечить полноценное образование, финансовую помощь и возможность выйти к массовому потребителю.
— Этот форум подтверждает, что все профессиональное сообщество из стран БРИКС готово сотрудничать, развивать свои локальные бренды и делать это в кооперации с Москвой, — заявил Фурсин. Он отметил, что Москва, в свою очередь, также заинтересована в укреплении международных экономических отношений и обмене опытом со странами БРИКС и другими государствами. Поэтому городские власти организовывают специальные международные бизнес-миссии с участием российских брендов.
По словам Фурсина, эта мера необходима, поскольку после ухода некоторых социальных сетей из российского информационного пространства возможности для продвижения отечественных брендов существенно сократились. Чтобы помочь локальным брендам освоить внутренний рынок страны, весной 2023 года Правительство Москвы запустило проект бизнес-маркетов для российских дизайнеров.
Орнелла Мути, итальянская киноактриса, продюсер и бизнесвумен, рассказала, как прежде рождались образы у культовых звезд кинематографа. Она считает, что сейчас для актрисы стать такой фэшн-иконой, как Одри Хепбёрн и Грета Гарбо, гораздо сложнее.
Кроме того, Оренелла Мути призналась в любви к российским дизайнерам.
— Я думаю, что у моды нет границ. Лично я уже десять лет ношу вещи российского дизайнера Ульяны Сергеенко. Как только я открыла для себя эту марку, так сразу влюбилась в нее. Она создает очень женственный, очень сексуальный образ. Поэтому я предпочитаю Ульяну итальянским дизайнерам, — сказала она.
Основатель и генеральный директор бренда Alena Akhmadullina Алёна Ахмадуллина поделилась мыслями о том, что можно назвать русским культурным кодом в дизайне одежды.
— Ответ на этот вопрос лежит не в плоскости стиля и эстетики, а в человеческих взаимоотношениях, — объяснила она. — Русский код — это тысячелетняя история общения народов нашей страны, которые научились жить под одной крышей и понимать друг друга.
В беседе с Канделаки Ахмадуллина рассуждала о специфике современного рынка одежды. По её словам, поколение молодых людей создало новую систему потребления, в которой начинающим маркам стало проще добиться успеха. Но что такое успех? Ахмадуллина ответила на этот вопрос так:
— У каждого бренда и марки свой секрет успеха. В его основе лежит умение попасть в тренд. Не модный тренд, а социальный — почувствовать запрос общества. Важнейшим трендом последних десяти лет стал интерес к индивидуальности, локальным историям, национальному коду, — сказала она. — Как дизайнеру мне этот тренд очень импонирует: вновь наступает время дизайна. Это происходит в противовес массовой, утилитарной, универсальной моде. 20 лет назад мы почувствовали запрос общества на поиск идентификации страны и с тех пор отвечаем на него.
Благодаря этому доля холдинга бренда Alena Akhmadullina на рынке все время увеличивается.
— Мы создаем смыслы и эстетику будущего, которая опирается на национальные коды и любовь к культуре нашей страны, — подчеркнула Ахмадуллина.
Во время выступления Михаила Куснировича, председателя совета директоров БОСКО, между экспертами завязалась дискуссия о способности современных российских брендов полноценно заменить ушедшие из России известные западные марки. Куснирович заявил, ситуация на отечественном рынке одновременно открыла окно возможностей для национальных дизайнеров и бросила им серьезный вызов.
Рассуждая о потенциале российских брендов, Канделаки подняла вопрос об отношениях между дизайнерами и производителями:
— Почему сегодня мы шьем в других странах из тканей, произведенных опять же не у нас? — спросила она. — Или это уже изменилось?
Ответить вызвался Олег Бочаров, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации.
По мнению Бочарова, ситуация, в которой находятся российские производители текстиля сейчас, сформирована существованием более доступных альтернатив в других странах (например, Китае), дороговизной производства в России и неконтролируемым рынком контрафактных тканей.
— Поэтому в странах БРИКС важно создать центры взаимодействия. Таким образом на российский рынок будет заходить сертифицированная продукция высокого качества, а “серая” зона сократится, — сказал Бочаров. Он подчеркнул, что при этом важно заботиться об интересах потребителя: стоимость товаров и ассортимент в магазинах должны оставаться на прежнем уровне.
По словам Бочарова, за последний год легкая промышленность в России (и особенно в Москве) выросла: прирост рынка составил 6-7%. Он выразил уверенность, что в будущем эти показатели увеличатся, и обратился с предложением к экспертам из других стран БРИКС.
— Необходимо отследить, чтобы на нашей территории были доступны иностранные товары из стран БРИКС, но и в странах БРИКС должны быть доступны вещи наших молодых дизайнеров, — сказал Бочаров.
Джем Алтан, президент International Apparel Federation, член правления Istanbul Apparel Exporters Assoсiation (Турция), рассказал о стратегиях продвижения, которые помогают турецким дизайнерам развиваться на внутреннем и внешнем рынке.
Алтан объяснил, что рост фэшн-индустрии в Турции происходил последние 20 лет. К 2023 году национальные дизайнеры уже давно вышли на международный уровень. Он утверждает, что это стало возможным благодаря развитию системы образования в сфере моды и дизайна, а также инвестициям в конкурсы для молодых специалистов. Один из таких конкурсов был создан Istanbul Apparel Exporters Assoсiation 26 лет назад. Участники и победители конкурса регулярно участвуют в Fashion Week Istanbul.
— Мы можем обмениваться опытом в мире дизайна и моды, чтобы максимизировать наши шансы на рост, — обратился Алтан к представителям стран БРИКС. — Нельзя развить собственную модную индустрию, если вы делаете это только в национальных масштабах. Мода — это глобальная индустрия, её не получится запереть в одной стране.
Вице-президент группы компаний «Новард», куратор обувного правления (бренд ЭКОНИКА/EKONIKA) Сергей Саркисов рассказал о том, как локальные бренды выходят на глобальный рынок.
— Чем больше ты смотришь на разные рынки и сильнее присутствуешь на них, тем больше глобализуется продукт. Ты вынужден двигаться в сторону глобальных брендов в продукте, — сказал он. — Это не говорит о том, что любой бренд с российским почерком не будет успешен на внешнем рынке, но нужно будет сочетать глобальные тренды с локальными историями.
Бренд ЭКОНИКА/EKONIKA при этом в ближайшее время планирует направить усилия на укрепление своих позиций на внутреннем рынке.
Последним выступил Мехди Галенови, генеральный директор Iran Public Diplomacy Foundation (Иран). Он поделился опытом существования фэшн-индустрии Ирана в условиях жестких санкций и торговой изоляции от западного сегмента рынка.
В Иране, как и в Турции, был сделан акцент на развитие системы образования для специалистов модной индустрии. Также внутри страны развита и полноценная цепочка производства одежды: от нити до готовой вещи.
Мехди Галенови отметил, что иранские бренды активно осваивают рынок соседних стран.
В конце своего выступления он выразил желание наладить торговые связи и обмен опытом с представителями индустрии моды из стран БРИКС.
В итоге дискуссия, которая началась с разговора о необходимости развития национальной моды и внутреннего рынка, переросла в осознание важности взаимного сотрудничества и поддержки, что поможет популяризировать культурный код разных стран на глобальном рынке.
Автор Маргарита ЗАХАРОВА