Дизайн и мода
05 декабря 2023
Поделиться

От пошива до постпродакшна: чему учится современная мода

От пошива до постпродакшна: чему учится современная мода

Фото предоставлено пресс-службой BRICS+ Fashion Summit

28 ноября в рамках деловой программы форума BRICS+ Fashion Summit состоялся public-talk «Учиться модно. Современные методики в образовании». Модератором выступила Виктория Ромашова, руководитель факультета Fashion Британской высшей школы дизайна. 

Мероприятие прошло в пространстве Московского концертного зала «Зарядье».  

 В дискуссии участвовали ведущие специалисты индустрии стран БРИКС+. Они рассказали об особенностях рынка образования в fashion-индустрии, объяснили, какая подготовка требуется от абитуриентов и студентов, и предположили, как современные методики обучения повлияют на будущее мира моды. 

— Уже во время работы над своим самым первым проектом студенты понимают, что модная индустрия требует постоянного развития своих компетенций, непрерывного образования, обучения и информационного тонуса. Это становится своего рода проверкой на входе, когда ты понимаешь, достаточно ли ты прочен и готов ли работать в режиме аврала, — открыла сессию Виктория Ромашова. 

Сегодня работа в fashion-индустрии не заканчивается на этапе создания вещи. Дизайнер должен понимать, как пройти весь путь — от красивых и понятных эскизов и пошива одежды до пост-продакшна, продвижения и продажи продукта потребителю. Об этом рассказала Гульбаш Даггал, декан International College of Fashion из Нью-Дели, Индия. Она считает необходимым объяснять студентам, как устроен современный рынок модной индустрии, и учить их навыкам, которые нужны для ведения бизнеса. 

Фото предоставлено пресс-службой BRICS+ Fashion Summit

Сергей Сысоев, дизайнер, член Ассоциации высокой моды и прет-а-порте России, заведующий кафедрой дизайна костюма РГУ им. А.Н.Косыгина, объяснил, что отличает его авторскую школу преподавания.. 

По его словам, основными подходами к обучению студентов в сфере модной индустрии должны быть практико-ориентированность и трансдисциплинарность. Сысоев считает, что для студентов важен контакт с действующими специалистами отрасли, поэтому он призвал коллег-дизайнеров открывать свои авторские школы. Сам Сысоев ежегодно меняет схему своего бизнеса и делится приобретенными навыками и знаниями со своими студентами, чтобы они еще в процессе обучения получили информацию об актуальных тенденциях и подходах к работе в индустрии из первых рук.  

— Мои студенты могут работать над моими коллекциями, а я работаю над их коллекциями. Эта синергия — самое важное для меня сегодня, — рассказал он. — Я реализован, чувствую себя счастливым и верю в светлое будущее модной индустрии в нашей стране. 

 Отличительной чертой своей школы Сысоев назвал стремление к поиску и изучению собственных культурных корней. 

— Русский код — это не только балалайка, матрешка и кокошник. Это, в первую очередь, декоративность, цвет, простой крой. Мы долгое время смотрели не туда, — поделился он. — Долгие годы мы были ориентированы на европейский рынок и считали флагманами европейские бренды, хотя у нас есть свои. Я считаю, что сегодня в русской модной индустрии очень важно выстраивать всё на собственных культурных кодах. 

 Своего коллегу поддержала Ольга Михайловская, креативный директор Front Fashion School и куратор курса «Fashion-журналистика и новые медиа» в Британской высшей школе дизайна. По ее мнению, одни из главных проблем современного образования в сфере модной индустрии — это нежелание работать с особенностями национальной одежды и недостаток практиков в числе преподавателей.

Михайловская объяснила,что  студентам необходимо работать с исторической и национальной одежды, изучать крой и конструкции и научиться использовать этот опыт для разработки дизайна. Она считает, что многие особенности народных костюмов актуальны в мире моды, поэтому на их основе можно делать не сувенирные, а современные и востребованные вещи.   

После этого Михайловская призвала студентов учиться у специалистов, которые почерпнули свои знания не из книг и научных статей, а из личного практического опыта.

— Моя ценность как преподавателя в том, что я хорошо знаю, как выглядит то, о чем я рассказываю. Я знаю, как работает бренд Balenciaga, потому что я была там, общалась с представителями, брала у них интервью. Когда нам рассказывают о том, что прочитали в книгах, это ничего не дает. Я рассказываю, как индустрия живет, — поделилась Михайловская. — Такое преподавание позволяет получить другую оптику и дает настоящую профессию в руки. А книги студенты могут прочитать и сами. 

Фото предоставлено пресс-службой BRICS+ Fashion Summit

Основатель швейного производства LEETME Pro Юлия Копчикова объяснила, чего ждут от студентов их потенциальные работодатели. 

В первую очередь, по словам Копчиковой, будущие дизайнеры обязаны знать, как устроены производственные процессы, чем занимаются швеи, для чего нужны конструкторы, какие проблемы могут возникать на этапе серийного или массового пошива и т. д. Понимание практической стороны создания вещи поможет им успешно работать над дизайнами, искать и находить возможности для реализации своих проектов.  

Поэтому LEETME Pro хочет заключать договора с колледжами и университетами. Сейчас они расширяют свою команду, чтобы предоставить студентам наставников, которые бы занимались их обучением и интеграцией в рабочие процессы.  

В качестве отдельной проблемы Копчикова выделила упавший престиж профессий, связанных с производством. 

— Я лично сталкивалась с тем, что студенты пренебрежительно относились к профессии швеи или портного. Для них дизайнер и модельер — это что-то важное и высокое, а швея — наоборот, что-то невостребованное, — поделилась она. — Я же считаю, что дизайнеры, швеи, портные находятся на одном уровне, потому что они не могут работать друг без друга. Швея на нашем производстве — практически главный человек, ведь без нее не будет создано ни одной коллекции. Мы стараемся продемонстрировать это, предоставляя нашим сотрудникам хорошие условия труда. 

С Копчиковой согласился Сергей Сысоев. 

— Дизайнер никуда без портного, грамотного конструктура и технолога. Любого ремесленника, будто то вышивальщик или кеттельщик. Все эти профессии очень нужны, — сказал он. 

О том, можно ли достичь успеха в фэшн-индустрии без специального образования, рассказал Грег Марагелис, директор Cape Town College of Fashion Design в ЮАР. Он объяснил, что это возможно, потому что в первую очередь для дизайнера очень важны нацеленность на успех, вовлеченность в работу и готовность постоянно учиться чему-то новому. Кроме того, он обратил особенное внимание на значение комьюнити и творческой среды для профессионального роста студентов, выпускников и специалистов без образования. 

Тему комьюнити развила Екатерина Береснева, основательница ювелирного бренда «Рейн» и выпускница программы «Ювелирный дизайн» Британской высшей школы дизайна. 

— Комьюнити в БВШД очень сильное. Ради него многие приходят туда учиться. В БВШД есть люди, которые всегда готовы тебя поддержать, куда-то направить, — это очень здорово. Мой предыдущий опыт получения высшего образования в других сферах кардинально отличается от этого, — рассказала она.  

Модератор Виктория Ромашова спросила у всех спикеров, как в процессе преподавания сохранить индивидуальность студентов и помочь каждому из них реализоваться в качестве художника. 

— Настоящую индивидуальность убить ничем нельзя, но необходимо дать ей возможность проявиться, — сказал Сергей Сысоев. — Для этого нужно создать ей комфортные условия. Например, я у себя в университете начал с ремонта, привез мебель, манекены.

Студентам Сысоев посоветовал выбрать наставника, которому они доверяют и у кого хотят учиться. Он объяснил, что в первую очередь необходимо почитать программы разных школ, поговорить с преподавателями, пообщаться со студентами и посмотреть их учебные проекты. 

После этого спикерам задали вопросы из зала. 

— Как лучше выстроить свой карьерный путь и как найти первую стажировку, чтобы попасть в fashion-индустрию и успешно в ней развиваться? — спросила Надежда, выпускница Высшей школы экономики. 

Надежде ответила Виктория Ромашова.

— Достаточно пойти в университет, который уже тесно связан с индустрией и дает возможности для коллабораций — например, ВШЭ или БВШД. Такие коллаборации — отличная возможность для нетворкинга, благодаря которому будущие работодатели могут принять решения о стажировке или найме на работу, — объяснила она. — Кроме того, во многих современных университетах (в частности, сейчас такую практику интегрирует БВШД) есть центры по связям с индустрией. Они помогают студентам выстроить свой карьерный путь. 

В конце спикеры обсудили, можно ли любого человека научить быть модным и одеваться со вкусом. Они сошлись на том, что важную роль в этом процессе играет профессиональная среда. 

— Если вас тянет в данный бизнес , значит это точно что-то врожденное. И такое качество, как вкус - можно развивать! Каждый из нас учится и развивается всю свою жизнь, — сказал Сергей Сысоев. 

 

 

Маргарита ЗАХАРОВА 

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше