Камера, мотор, поехали! Эту привычную для начала съёмок фразу можно запросто сделать девизом компании «КиноГорыныч», потому что именно ей мы обязаны большинством ярких и динамичных автомобильных сцен на наших экранах. «Скорая помощь», «Аврора», «Вызов», «Кентавр» – далеко не полный список проектов, в которых студия принимала участие. Во главе стоит оператор, член правления Гильдии кинооператоров России, педагог «Института Кино и Телевидения (ГИТР)» Иван Поморин.
В разговоре с IPQuorum он рассказал о том, что такое визуальный продакшн, как Горыныч и Соловей-разбойник служат на благо индустрии, а также о том, что сегодня художник может противопоставить нейросети.
– С чего началась история «КиноГорыныча»?
– «КиноГорыныч» появился семь лет назад, во время работы над сериалом «Скорая помощь». Порядка 20—25% материала снималось в павильоне. Все автомобильные съёмки нужно было сделать не только зрелищными, но и безопасными для актеров. При этом нам было важно, чтобы процесс был достаточно экономичным и подъёмным для нашего российского сериального производства. Все эти проблемы легли на меня как на оператора. Фактически мне нужно было заново открыть технологии комбинированных съемок – рир и фронт- проекции – и понять, как безопасно, хорошо и экономически выгодно снять такой большой объём материала в павильоне. Так началась разработка съёмки фонов для автопроездов в павильоне. Мы взяли лучшие традиции кинематографа и довели их до идеала.
Оказалось, что именно съёмка заготовок фонов для CG и VR продакшна – серьезная необходимость рынка, которую никто до нас не закрывал. Так что «КиноГорыныч» родился в ответ на запрос фильмопроизводства.
В первой системе было три подвеса для камер, и потому мы подумали, что будет логично назвать наше трехголовое существо «КиноГорынычем». Так как бренд выстрелил, полюбился и взрослым, и детям, мы поняли, что под этим крылом можем начать активно развиваться, решили сделать «КиноГорыныча» названием компании и поместить на логотип. До этого у нас был «Кинооператорский цех под ключ Поморин и Ко».
– Какие возможности дает операторам, режиссёрам и продюсерам «КиноГорыныч»?
– Прежде всего, он позволяет делать то, что раньше было невозможно. Например, наступила зима, а вам нужно летние проезды автомобильные снять – мы к вашим услугам. Или, наоборот, когда на улице жара, а в кадре требуется заснеженная улица за окном автомобиля.
Но главное – мы обеспечиваем артисту полную безопасность. Актеру очень сложно и роль играть, и за дорогой следить. Наша система позволяет ему сосредоточиться на творческой стороне.
Когда наши артисты из сериала «Скорая помощь» попадают на площадки других проектов, где их заставляют ездить вживую по улицам с автогрипом на автоплатформах, они порой даже начинают ворчать: «Как же так? Есть же удобная система для съёмки фонов сделанная Помориным».
Если говорить о финансах, то наиболее выгодно пользоваться нашей системой, когда у вас большой объём съёмок. За счет удобства производства можно снять за день не 8 минут материла, а 13—15. А это почти в два раза экономит количество смен.
На первый взгляд может показаться, что работать в павильоне с использованием LED-экранов, заранее отснятых фонов – дорого, а на деле – это экономически выгодно.
Фото Андрея Ушакова
– Будто бы продолжая сказочную тематику Горыныча, рейндефлектор у вас назван «Соловьем-разбойником». Расскажите, что это такое?
– Рейндефлектор – вещь в кинопроизводстве не новая. Это крутящийся фильтр, который путем центробежной силы сбрасывает воду с объектива. Но нам фактически пришлось изобретать его заново, так как те, что существуют, либо все-таки намокают, либо в работе ведут себя не очень хорошо. Была нужна всепогодная система, чтобы можно было снимать и зимой, и осенью и получать на 100% небракованный материал. Для этого важно, чтобы ни одна капля дождя никуда не садилась – ни на один объектив, ни на одну камеру. Мы обратились к нашим партнерам – компании «Black Unicorn», которая помогла воплотить нашу идею в реальном материале.
А когда перед прошлогодней выставкой кинопроизводства Cinema Production Service нам потребовалось срочно дать имя этому чуду, мы остановились на «Соловье-разбойнике», так как аппарат очень весело и забавно подсвистывал. Так получилось продолжение сказки про «Киногорыныча».
– Правда ли, что компания Black Unicorn – это полностью российское производство?
– Да. Это настоящий завод, который находится в Туле и производит оборудование – гиростабилизированные автороботы и головки, на которые устанавливаются камеры, чтобы можно было управлять с крана или канатной дороги. Мало кто сегодня может похвастаться столь оснащенным производством полного цикла, где есть свое конструкторское бюро и можно сделать все операции от и до. Более того, Black Unicorn по-прежнему продает продукцию по всему миру и обеспечивает ее техническую поддержку и ремонт.
– В каких проектах сейчас задействованы все ваши «чудеса», и вы лично как оператор?
– Лично я как оператор задействован в сериале «Скорая помощь». Снимаем седьмой сезон.
А по поводу чудес «Горыныча» – то самая громкая работа последнего времени – это, конечно, «Вызов» режиссера Клима Шипенко. Та сцена, где показано, как героиня Юлии Пересильд попадает в аварию, снята на наших фонах.
Фото предоставлено Иваном Помориным
– Приятно быть частью такого крутого проекта?
– Конечно. Причем работа началась со звонка, когда ко мне как к эксперту обратились с вопросом: «Какие камеры можно отправлять в космос?» Я целый день буквально парил по съемочной площадке, так мне было приятно, что именно мне позвонили за консультацией. Ну, а когда привлекли для съёмки фонов, то вдвойне. Особенно, если учесть, что там реализованы вещи, которые прежде не пробовались. Специально для «Вызова» мы подготовили риг из девяти камер – три камеры спереди, шесть сзади. Это было нужно для того, чтобы с помощью компьютерной графики смоделировать машины на экране.
После «Вызова» к нам стали еще чаще обращаться. Сейчас работаем над российско-китайским проектом, название разглашать не могу, но скажу, что там на риге стоит уже не девять, а одиннадцать камер. Они очень гордятся, что смогли переплюнуть «Вызов».
В целом все автомобильные проезды, которые сегодня снимаются, тем или иным образом проходят через нас. Можно сказать, мы нашли свою нишу и практически работаем со съемками фонов на всем российском производстве.
Также можем похвастаться тем, что участвуем в многокамерных съемках. Например, работаем на записи концертов. Так как наши камеры маленькие, они помещаются и в рояль, и в барабан. Последний раз на «ВТБ Арене» стояло двенадцать наших камер.
А еще только что выпустили с командой «Киношмот» свою линейку комфортной одежды для кинематографистов.
Фото Евгения Белова
– Сколько людей сегодня задействовано «КиноГорынычем»?
– Постоянно в команде трудится 10 человек. Но чем больше проект, тем больше требуется людей. Иногда привлекаем порядка 30 человек, если нужна работа со светом, камерой, краном. Мы же изначально позиционировались как операторский цех под ключ.
Кстати, благодаря тому, что я педагог и уже выпустил два курса, то я часто беру к себе своих бывших студентов. Я же точно знаю, чего от каждого из них можно ожидать.
– Технология полностью откатана или на площадке случаются проблемы, решение которых требует нетривиального подхода?
– Несмотря на то, что технология отработанная, нештатные ситуацию случаются. Они, собственно, потому так и называются, что к ним невозможно подготовиться заранее. Например, если брать печальные события, то не так давно не стало артиста «Скорой помощи» Дмитрия Гусева. Прекрасный человек, замечательный актер. В новом сезоне ему специально прописали довольно расширенную роль. Но случилась беда. И нам пришлось придумывать, как Диму «воскрешать», чтобы доснять связанную с ним линию. И нам это удалось с помощью монтажа, материала из предыдущих сезонов. Сейчас с нами работает его сын, который только начал учиться на актерском факультет. Потрясающий парень, не подводит папу.
Но в целом мы так давно снимаем «Скорую помощь», что умудряемся всегда укладываться в смену и снимать без переработок. Это большая редкость для современных российских проектов. Показательный эпизод произошел во время съёмок прошлого сезона. Мы снимали в подмосковной Лобне, а на дорогах случился какой-то апокалипсис. Группа приехала, а весь транспорт застрял в пробках. Гримерки, костюмерки, светобазы опоздали на три – три с половиной часа. Но при этом группа умудрилась не только отснять весь материал с переездом в соседний город, но и на полтора часа раньше закончить. Люди, которые не всегда с нами на площадке, – каскадеры, пиротехники и так далее – часто говорят, что после нас надо реабилитацию устраивать, иначе невозможно выходить в другие группы, где случаются переработки по четыре-пять часов.
Фото Евгения Белова
– На сегодняшний день отснято 6 сезонов «Скорой помощи». А сколько это съемочных часов?
– Очень много. Один сезон – это примерно 120 смен. Умножить на 6 получаем 720 смен. Если каждая длится по 12 часов, то отснято более восьми с половиной тысяч часов.
– Как группа не устает от стольких часов, проведенных вместе?
– Устает, конечно. Мы тоже, как любой коллектив, проходим все этапы: отрицание, гнев, смирение. Но со временем съемочная группа становится практически семьёй: приходит понимание, как жить друг с другом, находить общий язык. От атмосферы, которая царит на площадке, зависит тот результат, который зритель увидит на экране.
– При нынешних цифровых технологиях существует ли оптимальный баланс того, что отснято и что выходит на экран?
– У цифры есть свои плюсы и минусы. Когда мы учились, наши мастера говорили: «Вот современные цифровые технологии позволяют не думать о лимите пленки, а значит, и режиссёр, и оператор становятся значительно свободнее». Но на деле хотелось бы, чтобы люди все-таки думали, что конкретно снимают. Тогда получается материал совершенно иного качества. Неслучайно сейчас в Голливуде бум кинопленки. Ограничения заставляют людей концентрироваться на том, что они делают. Например, артист четче готовит роль, понимая, что возможности переговорить может и не быть.
Если говорить о лимите цифры, то сегодня таковым является дисковое пространство, куда можно сложить и заархивировать материал.