Дизайнер Сергей Сысоев в представлении не нуждается. Он не только глава собственного бренда, под маркой которого выпускается как одежда, так и предметы интерьера, но и член Ассоциации высокой моды и прет-а-порте России и Международной ассоциации «Союз дизайнеров», а также заведующий кафедрой дизайна костюма Института дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина. Известны и его творческие коллаборации с Императорским и Гжельским фарфоровыми заводами. Созданные им вещи объединяют людей и поколения, привлекают внимание к традициям и народным промыслам, да и просто делают повседневную жизнь красивее и наполненнее смыслами.
В интервью IPQourum Сергей Сысоев рассказал о том, зачем именитому бренду участвовать в маркетах Московской недели моды наравне с молодежью, об авторской магистерской программе и почему в разрушающемся мире безупречно красивое женственное платье может стать единственной константой.
Фото : пресс-служба SERGEY SYSOEV
«Женственность и мужественность должны быть очевидны»
— В описании весенне-летней коллекции есть такие фразы: «Тихий красивый диалог начинается с нового безупречного платья». Почему, скажите, вы ставите в центр именно платье?
— Конечно, коллекция создается по определенной ассортиментной матрице и возможностей у юбки или блузки не меньше, чем у платья. Но именно платье отвечает за женственность, которая, к сожалению, сегодня на наших глазах становится все менее и менее значимой. А потому мы делаем акцент на безупречность, совершенство формы, качество ткани и отделку изделий. Мне кажется, безупречно-красивое женственное платье — это единственная константа в разрушающемся мире. Должен быть баланс мужского и женского, ведь не случайно же Богом было создано два пола. Когда между ними стираются границы, возникает много проблем. Женственность и мужественность должны быть очевидными. У нас же все хорошо с позициями силы, а вот с красотой, нежностью, мягкостью — женскими гранями — все очень и очень проблематично. А ведь именно красота ведет к миру и неизбежно побеждает. К сожалению, за последние тридцать лет красота у нас осталась без внимания, в нее практически не вкладывались.
— Вы верите, что красота спасет мир?
— Конечно. По большому счету из этого убеждения в 1996 году возник мой бренд. Люди были оглушены распадом СССР, в троллейбусах и метро каждый день что-то взрывалось, и в моде были фильмов ужасов. Именно тогда я понял, что этот мир нужно спасать. Красотой.
— А как быть с тем, что она требует жертв?
— Да никаких особых жертв она не требует. Скорее, вложений. Если бы каждый человек, который зарабатывает много денег, вкладывался не в очередную покупку дома, а, скажем, в поддержку молодых художников, дизайнеров, скульпторов, то наш мир был бы совершенно иным. Понимаете, не стоит экономить на красоте и креативе, впоследствии это очень дорого обходится.
Фото : пресс-служба SERGEY SYSOEV
— «Каждое созданное тобою платье должно быть кому-то крайне необходимо, иначе зачем тратить на него силы?» — сказали вы в одном из интервью. Когда вы готовите коллекцию, то сразу знаете, для кого она и кому точно подойдет?
— Я представляю определенный образ. Большинство моих клиентов со мной уже 25 лет, и я понимаю, что им нужно, знаю, что они разделяют мои понятия о красоте. Сейчас я могу себе позволить не работать исключительно ради заработка, а делать то, что считаю нужным. Хотя. по большому счету, я всегда выбирал проекты, в которых для меня есть интересная задача. Так было и когда я сотрудничал с силовыми структурами, и когда делал форменную одежду для авиакомпании S7 Airlines. Я не думал исключительно о деньгах, мне было важно решить задачу. Но доход это всегда приносило. Сегодня так же. Отсюда моя работа с текстилем, коллаборации с Императорским и Гжельским фарфоровыми заводами. Я делаю вещи, которые и удивляют, и продаются.
— А бывает так, что вы видите свое творение и понимаете, что даже не предполагали, что его можно так носить или компоновать с теми или иными аксессуарами?
— Конечно, такое встречается сплошь и рядом, и это очень приятно. Так бывает, когда мы работаем со стилистами, предоставляя коллекции для съемок. Да и сами клиенты постоянно микшируют мои вещи с предметами других дизайнеров. Ведь все мои клиенты очень разные. Место работы, жизненные принципы, особенности фигуры, цвета волос, кожи, глаз. Можно взять двух женщин, которые будут одеты в SERGEY SYSOEV, но при этом они не будут сестрами. Каждая будет индивидуальна. Хорошо сочетаются и предметы из коллекций разных лет. Мои вещи хорошо живут, так что запросто можно взять что-то из 2023 года и добавить к 2013-му. Получаются очень интересные миксы.
Фото : пресс-служба SERGEY SYSOEV
«Российской моде не хватает продвижения и самоуважения»
— Вы сотрудничаете сразу с двумя фарфоровыми заводами. Почему решили заняться дизайном посуды?
— Я живу созданием красоты. А это очень широкое понятие, как и мода. И потому не так важно, что ты создаешь, платье или чашку. К тому же, когда ты преуспел в том, чтобы делать женщин красивыми, хочется выйти за рамки дизайна предметов гардероба. И тогда я подумал, что все мировые дизайнеры работают с фарфором, промыслами и культурным кодом своих стран. Например, модный дом Gucci для производства собственной линии керамики выкупил целый исторический завод Richard Ginori. Я подумал, почему не поступить так же. Нет, у меня нет цели приобрести Императорский фарфоровый завод. Но сотрудничество с ними — редкое удовольствие. И так получилось, что в России я стал первым, кто начал это делать. Та же история была с линией гжельской посуды.
Фото : пресс-служба SERGEY SYSOEV
Для меня это приглашение заглянуть в мой мир, который отнюдь не ограничивается цехом, раскроем и пошивом. Опять же, людям, которым я интересен как личность, мало только одних моих платьев, им нужны предметы интерьера, декора, посуда с моим почерком. При этом я с искренним уважением отношусь к производству, с которым сотрудничаю.
Так что для меня это было логичным расширением границ творчества. Но, конечно, мне бы хотелось, чтобы в России было как можно больше подобных проектов. Причем государство могло бы само быть заинтересованным и инвестировать в подобные проекты, так как речь идет о нашей культуре и ее будущем, самоуважении и любви к себе. С культурным кодом обязательно нужно работать, но делать это интеллектуально, со знанием и истории, и особенностей производства.