В столице подведены итоги маркетов Московской недели моды, участие в которой приняло более 300 брендов женской одежды. Среди них известный московский бренд Ксении Кудряшевой BITTE_RUHE. Девиз марки, где преобладают одновременно удобные и нежные образы — «Одежда сама все скажет». Как придумать популярный свитшот и отстоять свои авторские права на него, почему для развития фэшн-индустрии нужна не только поддержка государства, но и формирование профессионального комьюнити — в интервью дизайнера IPQuorum.
— Как сформировался ваш бренд?
— Все началось два года назад, когда я познакомилась с моим мужем и переехала в Москву. До этого я жила в Петербурге и работала на один местный бренд. Когда начался карантин, то мы перебрались на дачу за город. Я тогда постоянно сама носила разные худи, свитшоты. Но, так как я дизайнер, мне захотелось создать для себя что-то не просто удобное, но еще и красивое. Тогда муж привез мне ткань, манекен, и я оборудовала импровизированную мастерскую у нас дома. Так появился наш свитшот с корсетными линиями. Он сразу стал очень популярен, все столичные модницы хотели иметь такую вещь. И, так как его очень активно стали покупать, это позволило нам начать развиваться. Мы стали внедрять новые модели и даже открыли свой магазин. Вот так, по большому счету, с одной вещи зародился наш бренд.
— Если правильно понимаю, то вы сразу столкнулись с тем, что свитшот начали незаконно копировать другие марки?
— Да. Мы направили более ста досудебных претензий. Но затем обратились в суд, чтобы защитить наши права и остановить плагиаторов.
— Далеко не каждый дизайнер готов бороться за свои права. Насколько это было сложно?
— Мы прошли через пять судебных заседаний. Не сказать, что это запредельно трудно, но довольно затратно, причем как с эмоциональной стороны, так и с финансовой. Во-первых, нужен хороший грамотный юрист, а это всегда дорого. Во-вторых, нужно собрать серьезную доказательную базу. Хорошо, что в момент создания свитшота я активно вела соцсети и все мои наработки сохранились в сторис. Однако каждый представленный в суд эскиз, каждый скриншот должен быть датирован и нотариально заверен. А это время и деньги. Плюс мы предоставляли в суд как наш свитшот, так и купленный у нашего ответчика. Еще скажу, что нам очень помогло, что к моменту последнего разбирательства мы успели получить патент на промышленный образец. В патентном праве намного легче отстаивать свои права. Теперь объясню, почему мы все-таки решили бороться. Во многом из любопытства, хотелось проверить, как это работает, да и возможно ли в принципе это сделать.
Фото предоставлено Ксенией Кудряшовой
— То есть это было из серии получится — не получится?
— Абсолютно. Из этого запросто могло ничего не получиться, так как судебная практика в области защиты прав на дизайн довольно-таки скудна. Так что в какой-то степени у нас получился уникальный кейс: ответчик обязан удовлетворить наши претензии в полном объеме. А так как нам это удалось, то мы внесли свой вклад в защиту авторских прав в российском дизайне. Теперь другие бренды, которые сталкиваются с той же проблемой, что и мы, будут понимать, что бороться имеет смысл. И им будет гораздо проще доказывать свое авторство. Благодаря тому, что нами создан судебный прецедент.
— Вы так уверенно говорите. У вас есть какое-то образование в сфере защиты интеллектуальной собственности?
— Нет. Честно, я не ожидала, что столкнусь с чем-то подобным. Когда я создавала свитшот, то делала это для себя и не ждала такой популярности. С одной стороны, круто, когда копируют, это показатель успеха, но с другой — почему кто-то должен наживаться на результатах моего интеллектуального труда? Да еще зачастую и делать это некачественно. Зачем нам такие репутационные потери? Что касается знаний, то у меня был замечательный защитник, который простым языком сумел мне многое разъяснить. Плюс по ходу дела я вместе с ним довольно глубоко погрузилась в процесс.
Фото предоставлено Ксенией Кудряшовой
— Название вашего бренда переводится с немецкого «пожалуйста, тише», а девиз гласит: «Одежда сама все скажет». Поясните, как появилась эта концепция?
— Когда я поняла, что переезжаю из Петербурга в Москву, у меня были мысли о создании своего бренда. Тогда же я начала записывать в телефон разные интересные фразы, которые впоследствии могли бы послужить названием для моей марки одежды. Когда пришло время выбирать, то я сначала сама отфильтровала этот список, а затем попросила друзей посмотреть оставшиеся варианты. В результате я пришла к выводу, что BITTE_RUHE наиболее емко отражает философию, которую мне бы хотелось транслировать. Смысл ее заключается в том, что одежда должна быть достаточно демонстративной, многое говорить за нас, показывать часть нашего внутреннего мира, важных для нас ценностей. Родилась эта концепция еще во время учебы. У нас на курсе преподавала Ирина Селюта. Одно из ее заданий заключалось в том, что на каждое занятие мы должны были приходить одетыми так, как будто бы собираемся на собеседование в один из ведущих модных домов. То есть, если, условно, мы шли пробоваться в Dior, то не могли выбрать образ в стиле Yohji Yamamoto.
— А что говорит о человеке выбор вашей марки?
— Я много общаюсь с нашими покупателями. И в соцсетях, и в магазине. И эти люди мне знакомы, со многими мы стали подругами, ходим друг к другу в гости. При этом мне очень сложно провести какую-то параллель между ними, они все очень разные. Объединяет их, наверное, легкость, смелость в выборе одежды, умение быть яркими и неординарными. Мне кажется, что все это свидетельствует об открытости и умении принимать новое. Это главное, что наша одежда может сказать о человеке.
Фото предоставлено Ксенией Кудряшовой
— В немецком слово Ruhe означает еще и «покой». Насколько в одежде должно быть спокойно и комфортно?
— На сто процентов, иначе образ никогда не будет естественным и по-настоящему индивидуальным. Именно поэтому мы очень тщательно подходим к выбору ткани: она должна быть не только ноской и приятной к телу, но и простой в уходе. Мне бы не хотелось делать вещи, которые непременно нуждаются в химчистке. Каждую модель я сначала тестирую на себе, ношу, стираю в машинке. Например, у нас был случай, когда после нескольких носок на изделии обнаружились катышки. Ткань оказалась недостаточно качественной, хотя и красивой. Пришлось отказаться от запуска модели в серию. Я с уверенностью могу сказать, что наши вещи удобны как в повседневной жизни, так и на торжественных мероприятиях. Так что второе значение слова Ruhe нам тоже подходит.
— Каков ценовой сегмент ваших вещей?
— Мы относим себя к среднему ценовому сегменту. Наш самый известный и популярный свитшот стоит 16 000 рублей. Несмотря на все перипетии с курсом, сложности с логистикой и закупкой тканей, мы стараемся держать цены на прежнем уровне.
— Если бы вас попросили выбрать одну вещь из того, что вами было создано, что бы это было?
— Наверное, я бы выбрала либо наi новый свитшот с нашитым сверху корсетом. Или, возможно, наш тренч с пышными рукавами.
— Насколько трудно вам было пробиться на старте? У вас была какая-то разработанная стратегия?
— Становление моего бренда произошло так стремительно, что мне пришлось всему учиться по ходу. Действовала я в основном по наитию. Первые вещи продавались в Concept store, где я работала. Затем был бум онлайн-продаж. Первые свитшоты я шила на заказ. Один из них заказала подруга моей подруги, которая занималась в Школе персонального стиля Vandastyle, для выпускного. Затем его купила основательница школы и почти все выпускницы, они до сих пор наши клиентки. Потом я разослала несколько свитшотов ведущим стилистам и блогерам. Одной из них была Татьяна Тимофеевская. У нее очень большая аудитория, и заказы пошли потоком. Многие даже соглашались приобрести свитшот по предоплате. Какое-то время мы буквально жили на коробках: целыми днями упаковывали, рассылали посылке по России и миру, закупали ткани. Так что никакой стратегии, только ежедневная работа.
— В одном из интервью вы сказали, что не выпускаете новые коллекции, а делаете одну, вечную. Как часто появляются новые модели?
— Новые модели появляются не так часто. В сезон у нас до пяти новых моделей. Для нас это комфортный темп, для наших покупателей — тоже. Это естественный цикл в жизни бренда. Не вымученный, а настоящий.
Фото предоставлено Ксенией Кудряшовой
— Как появился шоурум в Архангельском переулке?
— К тому времени у нас уже была своя мастерская. Мы работали либо оттуда, либо, как и прежде, из дома, где находился наш офис. Но перед Новым годом к нам начали постоянно обращаться с вопросом, где можно примерить наши вещи. Я открыла «Авито», и мне сразу попалось объявление о помещении в Архангельском переулке. На ловца, так сказать, и зверь. Мы с мужем посовещались и решили попробовать открыть свой шоурум. Нам повезло, что ремонт в этом историческом здании был уже сделан и нам не пришлось заниматься различными согласованиями. Оставалось купить рейлы и мебель.
— В этом году вы приняли участие в маркетах Московской недели моды. Что это вам дало?
— Мы не первый год участвуем в Московской неделе моды в секции Агентства креативных индустрий. В прошлом году мы не только стояли на маркете, но и провели показ. Торговая площадка для нас не так актуальна, так как у нас есть собственный шоурум. Для нас это, в первую очередь, возможность познакомиться с другими дизайнерами, с людьми, которые занимаются тем же, чем и мы, во многом разделяют наши ценности, находятся с нами на одной волне. Маркет позволяет послушать об их опыте, поделиться своим. Мне кажется, что для фэшн-индустрии очень важно создать комьюнити, где у людей глаза горят на одни и те же вещи. Мне бы хотелось, чтобы дизайнеры были не соперниками друг другу, а единомышленниками.
— Полагаете, это возможно?
— Да. Мне очень часто попадаются люди, которые готовы делиться опытом. Мне, в свою очередь, тоже не жалко знаний. Если говорить о продажах, то даже если не купят у нас, а у какого-то другого российского дизайнера — это все равно вклад развитие индустрии, в наше будущее. В мое в том числе.
— Как вы намерены двигаться дальше?
— Сейчас сложно загадывать. Да и в целом, правильно говорят, что вчера уже прошло, завтра еще не наступило — у нас есть только сегодня. Так как у меня нет специального экономического образования и я не умею выстраивать различные маркетинговые стратегии, то я бы хотела продолжать двигаться в своем темпе. Делать красивую одежду и заниматься любимым делом.
Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА, основатель телеграм-канала «Ксюша про театр и не только»