Кино и театр
16 мая 2023
Поделиться

Есть iDEA: как сделать цифровой театр живым и эмоциональным

Есть iDEA: как сделать цифровой театр живым и эмоциональным

Изображение предоставлено пресс-службой OnLIFE iDEA Fest

18 мая в рамках международного фестиваля цифрового театра OnLIFE iDEA Fest пройдет спектакль Василия Березина «Бродячая. Бездомная. Дохлая собака». В основу положен рассказ А.П.Чехова «Каштанка». Главную роль исполнит известная актриса Роза Хайруллина. Увидеть постановку можно на официальном YouTube-канале фестиваля из любой точки России и мира.

О том, как зародился OnLIFE iDEA Fest, будущем цифрового театра и объединении людей средствами культуры IPQuorum пообщался с президентом фестиваля Яной Балачевцевой.

— Нынешний фестиваль уже третий. А как появилась идея обратиться к цифровому театру?

— Наше решение стало результатом процессов, происходивших в мире. У меня свое коммуникативное агентство — Marketing Division. Мы работаем в разных направлениях: организовываем мероприятия, занимаемся обучением персонала, развиваем корпоративную культуру. Когда началась пандемия, мои сотрудники, привыкшие путешествовать по миру, работать в самых разных уголках, в одночасье оказались не у дел, в четырех стенах и были вынуждены ходить даже за хлебом по QR-коду. Моя задача как руководителя была помочь ребятам не опустить руки. Тогда мы стали устраивать постановки в формате читок, затем это переросло в Zoom-спектакли. Это был способ собраться вместе хотя бы онлайн, пообщаться, поделиться мнениями. Наши постановки очень хорошо подействовали на команду, и в результате мы стали первым агентством, собравшим для клиента большую digital-конференцию на 5000 человек. Тогда-то наши клиенты и захотели попробовать на своих коллективах этот инструмент, особенно те, у кого сотрудники работали в разных городах и странах. Мы стали делать для них постановки, устраивали фестивали, приглашали к обсуждению экспертов. Из этого опыта в конце 2021 года родилась идея запустить международный фестиваль цифрового театра. 

Изображение предоставлено пресс-службой OnLIFE iDEA Fest

— Смотр начался в апреле и продлится до конца июня. На что стоит обратить внимание?

— Мы играем уже третий сезон. И каждый раз экспериментируем. Первый сезон сам по себе был экспериментом. Так что мы пошли довольно простым путем и делали только моноспектакли. Во втором мы начали делать спектакли с большим количеством артистов. Третий сезон и вовсе густонаселенный. Например, в спектакле «Эзоп. Лисица и виноград» кипрской команды занято порядка 20 человек. Часть сцен сыграно вживую, часть — записана заранее.

Если говорить о репертуаре, то этот сезон посвящен любви. Мы постарались собрать спектакли, где говорят о любви, исследуют ее разные ипостаси. А потому мы представляем не только отношения мужчины и женщины, но и любовь к тому, что делаешь, любовь к свободе и так далее.

Отмечу спектакль «Найти Агату» по пьесе Нины Мазур, где Конан Дойля сыграл Александр Филиппенко. Интересная постановка по Ивану Бунину «Косцы». Очень ждем «Бродячую. Бездомную. Дохлую собаку», где в главной роли занята Роза Хайруллина.

— Фестиваль международный. А каково соотношение иностранных и российских участников?

— Мы стараемся соблюдать баланс между российскими и иностранными участниками. Например, у нас есть спектакль из Азербайджана — «Кроткая» по Достоевскому в режиссуре Руслана Кутлыева. Узбекистан представлен постановкой по мотивам «Оркестра» Жана Ануя. Спектакль «Я люблю и любима» делают Фатима Режаметова и Левон Узунян.

— Насколько трудно привлечь театральную публику, ведь все-таки театр — это в первую очередь живое искусство?

— Нужно понимать, чем наш формат отличается от того, что, скажем, предлагалось в пандемию. Обычная трансляция ведется с двух-трех камер. Они выставляются на общий, средний и крупный планы. Затем запись собирают и монтируют. Мы работаем по-другому. Мы в принципе меняем то, как актер взаимодействует со зрителем. Он играет не на зал, а конкретно на зрачок видеокамеры. И благодаря разнообразным техническим приемам, которые в данном случае используются, получается уникальный продукт, а зритель начинает чувствовать эмоциональную подключенность к показанному материалу. То есть посмотреть постановку записи с трех камер и посмотреть OnLIFE-постановку — это разные вещи, и эта разница выражается в глубине эмоций и чувств, которые испытывает и зритель, и артист при создании спектакля. Для того чтобы понять разницу, нужно посмотреть самому.

Фото предоставлено пресс-службой OnLIFE iDEA Fest

— Полагаете, цифровое искусство может быть столь же эмоциональным, как и живой театр?

— Конечно, я уверена в этом на 100%, иначе бы не стала этим заниматься.

— Какова же сейчас ваша аудитория? Как много людей подключается к просмотрам?

— Сегодня OnLIFE-формат пользуется популярностью, во «ВКонтакте» наши показы собирают до 60 000 человек. В YouTube наша аудитория составляет более 10 000 человек, так как реклама там сейчас невозможна. Но, по статистике, нас смотрят зрители из 52 стран мира. Так что у нас все еще впереди по количеству просмотров.

— На какие средства существует проект?

— Мы существуем на инвестиции предпринимательского сообщества. Также только что мы получили грант Президентского фонда культурных инициатив на реализацию проекта «Островский. OnLIFE: сквозь время и расстояние». Стриминговое театрально-разговорное шоу с показом спектаклей театров от Калининграда до Сахалина.

— Чего бы вам хотелось добиться и каким вы видите проект в ближайшее время?

— Собственно, наша цель, ради чего всего это затевалось, — предоставить шанс зрителям, живущим в отдалении от культурных центров и не имеющим возможности часто посещать театры, увидеть всё в режиме реального времени. Мы видим своей миссией именно объединение людей вокруг тех ценностей, которые мы можем транслировать с помощью цифрового театра. Уверена, проект будет развиваться, а количество зрителей — расти. И если сейчас нас смотрят десятки тысяч зрителей, то в скором времени это будут сотни тысяч. Мы надеемся, что со временем каждую нашу постановку будет смотреть не менее миллиона человек. Вот это будет хороший результат. 

 

Автор: Ксения Позднякова, основатель телеграм-канала «Ксюша про театр и не только»

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше