Искусство
11 мая 2023
Поделиться

Та заводская проходная: как привлечь внимание к индустриальному наследию 

Та заводская проходная: как привлечь внимание к индустриальному наследию 

Большая Ивановская мануфактура, г. Иваново, Ивановская область. Фото предоставлено участником

В августе при поддержке Президентского фонда культурных инициатив по всей России пройдет онлайн-фестиваль «Ночь заводов». «Ночь заводов» — это идейное продолжение онлайн-акции, которую в 2020 году провели члены команды Уральской индустриальной биеннале современного искусства Анна Акимова и Дарья Маликова и приглашенные эксперты Дмитрий Москвин и Екатериной Гандрабура. Публичные мероприятия фестиваля состоятся на территории российских заводов и других индустриальных объектов — шахт, электростанций, мостов и т. д. Из 90 заявок от 38 регионов страны команда «Ночи заводов» отобрала 18 участников, среди которых Арт-пространство часового завода «Ракета», Большая ивановская мануфактура, Челябинский трубопрокатный завод, Дербентская винодельческая компания, творческий индустриальный кластер «Октава», центр творческих индустрий «Фабрика» и т. д.

Свою задачу команда «Ночи заводов» видит в работе с индустриальным наследием страны. Должны ли мы его сохранить? Как это сделать? Может ли искусство изменить жизнь опустевших промышленных городов? Обо всем этом IPQuorum поговорил с Марией Туркиной, главным продюсером фестиваля.

— Насколько я знаю, предшественницей «Ночи заводов» была акция на Уральской индустриальной биеннале. Как вы пришли к решению создать отдельный большой проект? 

 — За годы существования Уральской индустриальной биеннале современного искусства (а это более десяти лет!) сформировался запрос на работу с индустриальностью средствами искусства. Соорганизатор биеннале Центр поддержки и развития современного искусства ЗА АРТ ведет постоянную работу по социокультурному программированию территорий, операторству грантовых программ с фокусом на индустриальность, инициированию собственных проектов. Фестиваль «Ночь заводов» — один из них. Здесь нашей задачей стала работа с широким кругом аудитории, которой хочется показать доступность и вариативность языка современного искусства в связке с промышленными объектами.

 — Художники XX века по-разному работали с темой индустриализации: мы можем вспомнить прославление машин и механизмов у футуристов или критический взгляд у Энди Уорхола, который превратил свое искусство в серийное производство. Какие практики взаимодействия с заводом есть у художников сейчас?

 — В нашей практике ключевым является сам объект, который диктует те художественные методики, которые нужны для работы с ним. В рамках фестиваля «производство искусства» отвечает нескольким запросам: привлечь внимание к объекту, подсветить (в прямом и переносном смысле) проблематику, расширить вариативность работы со сферой искусства, сделать акцент на уникальности объекта художественными средствами.

Творческий индустриальный кластер "Октава", г. Тула, Тульская область и Музей станка. Фото предоставлено участником 

— Индустриальное наследие России — это и города, образовавшиеся вокруг предприятий, и пострадавшая экология. Каким его увидели вы во время работы над Уральской индустриальной биеннале и «Ночью заводов»?

— И города, и предприятия — это прежде всего люди, их личные истории, истории поколений, которые по полвека трудились бок о бок в заводских корпусах. Для нас каждый завод дышит, звучит, пахнет — он живой. Мы за индустриальную эстетику, за сохранение памяти об инженерной мысли, людях, которые это создавали и продолжают делать. Знаете, какое количество женщин работает на современных предприятиях, в том числе в формате ручного труда? Они перекладывают заготовки шпал, красят, шлифуют… а еще любят свою работу и предприятие.

— Как и почему вас заинтересовала тема индустриального наследия?

— Это удивительно, но наша команда находится в разных уголках большой страны: Урал, Санкт-Петербург, Москва. Любовь к индустриальному наследию — то важное, что нас связывает. Индустриальность — она и об имперском Петербурге, и о рабочих районах Екатеринбурга. Всё это — наша ДНК.

Пространство "Заря", г. Екатеринбург, Свердловская-область и Некоммерческая организация "Стандарт-2". Фото предоставлено участником 

— За прошедшее время роль заводов существенно изменилась. В России много городов образовалось вокруг промышленных предприятий, но теперь они пустеют, а люди уезжают в Москву или Санкт-Петербург. Как это меняет городской ландшафт и жизнь людей рядом?

— А еще появляются новые предприятия и вокруг них образуются новые точки притяжения — это естественные изменения. Точно могу сказать, что далеко не все жители малых городов стремятся попасть в Санкт-Петербург и Москву. Многие любят свои города и возвращаются туда после учебы.

— Почему это важно для обычных людей? Могут ли такие проекты повлиять на экономику региона?

— Регион и его экономика — поле работы разных акторов: чтобы сделать объективные выводы, нужно обсуждать этот вопрос в кругу стратегов, урбан-дизайнеров, бизнеса и городских властей. Социокультурные проекты оказывают косвенное влияние на экономический климат города: создают дополнительный трафик, формируют запрос на инфраструктуру, вовлекают локальный бизнес и т. д.

Участник первой «Ночи-заводов» Арамильская суконная фабрика. Фото Любовь Кабалинова 

— Много ли индустриальных объектов сейчас не используется или вообще заброшены? 

 — Да, таких объектов много. Но это естественный процесс модернизации и сокращения производственных площадей. Сейчас вопрос стоит не в заброшенности корпусов, а в их наполнении в релевантном времени.

— Как искусство может повлиять на эту ситуацию?

— Одного искусства мало — это должна быть комплексная работа.

— Какие проекты в этой сфере можно назвать удачными?

— Из таких проектов-ориентиров, долго и плодотворно работающих с индустриальным контекстом, — это Выкса-фестиваль в Нижегородской области, творческий индустриальный кластер «Октава» в Туле, Севкабель Порт в Санкт-Петербурге, культурное пространство Textil в Ярославле. Но есть и активные молодые проекты, за которыми не менее интересно следить. В частности, это победители грантового конкурса «Индустриальный эксперимент», запущенного Благотворительным фондом Владимира Потанина. Среди них я бы акцентировала внимание на команде из Екатеринбурга, которая работает с пространством бывшего кинотеатра «Заря», и на проекте калининградского музея «Фридландские ворота», посвященном истории вагоностроительного завода в самой западной точке страны. Обе команды стали участниками нашего фестиваля этого года.

— И фестивали, и биеннале делают огромную работу. Достаточно ли ее? Или городские власти должны проявить инициативу и начать сотрудничать с художниками? 

— Если художник взаимодействует с городской средой, то организаторы проекта работают с администрациями городов для согласования и поддержки — от этого непосредственно зависит возможность реализации. Искусство может быть драйвером территории, но модерировать этот процесс должны культурные институции и инициативы.

— Есть ли города, в которых это уже происходит?

— Их очень много в списке участников фестиваля «Ночь заводов». На сайте factorynight.ru наша дизайнерская команда KROKHA + CHEKED собрала интерактивную карту — приглашаю всех познакомиться с этими городами!

— В середине февраля завершился прием заявок. По каким критериям проходил отбор?

— Мы сразу предложили командам три разных формата участия. Для отбора участников уровня «Заводской запуск» был важен сам объект — его архитектурная, концептуальная уникальность, состояние, а также логистическая доступность. Для участников второго уровня, который мы обозначили как «Завод-партнер», определяющими были опыт работы со сферой культуры и те задачи, которые команда ставит перед этим инструментом. Уровень «Завод-гигант» — это уже состоявшиеся инициативы с успешными практиками, которые нам хотелось бы сделать видимыми для других участников сообщества.

"Магнезит". Автор фото Анна Марченкова 

— На сайте фестиваля указано, что «участником фестиваля может стать команда, работающая с индустриальным объектом». Команда — это команда художников или люди, которые владеют объектом?

— Команда — это люди, которые планируют наполнение объекта, осуществляют управление объектом, строят коммуникацию с собственником, то есть ведут комплексную работу. Чаще всего это либо само предприятие, либо управляющая компания.

— Вы пишете, что некоторые команды получат полное сопровождение от организаторов фестиваля, в том числе в разработке концепции. Есть ли уже сейчас мысли, в каком направлении эти концепции могут развиваться? 

— Можем сказать, что в процессе приема заявок мы поменяли систему кураторства фестиваля. В результате у нас будет две кураторские группы, одна из которых работает с уровнем «Заводской запуск», вторая — с уровнем «Завод-партнер». У каждого уровня будет своя специализация художественного высказывания.

— А кто будет этим заниматься — организаторы фестиваля или художники, с которыми вы сотрудничаете?

— Разработкой концепции будут заниматься кураторы при участии организаторов фестиваля и, конечно, команд участников. Каждый проект-высказывание должен отвечать запросу конкретного объекта и возможностям, которые он диктует. Это современное производство с запросом на сторителлинг о своей уникальности? Или же исторический объект, который хочет привлечь к себе внимание и через это получить возможность сохранения?

— Как эти проекты будут развиваться дальше?

— Нашей задачей мы видим прежде всего создание сообщества, налаживание коммуникационных связей между командами: чтобы они делились опытом, работали друг с другом и формировали новые маршруты по большой индустриальной стране.

 

 

Автор: Маргарита ЗАХАРОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше