28 декабря 1895 года в Париже в салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый в истории кино коммерческий показ фильмов, снятых братьями Люмьер. Этот день стал официальной датой рождения кинематографа.
На самом деле кино как технологическая новинка, как индустрия развлечений и даже как искусство появилось еще в 70-х годах ХIX века. И, наверное, можно было бы вести отсчет создания кинематографа не от времени первого киносеанса, а от даты изобретения киноаппарата. Или еще раньше — от рождения идеи пофазной съемки движения.
История лошади
Все началось, как это часто бывает, со счастливого случая, который свел вместе председателя компании железных дорог и мореходства Central Pacific, заядлого поклонника скачек Леланда Стенфорда с фотографом-экспериментатором Эдвардом Мейбриджем.
В 1872 года у Стенфорда с приятелями разгорелся спор: может ли бегущая рысью лошадь в какой-то момент оторвать от земли все четыре копыта и как бы зависнуть в воздухе? Леланд заключил с друзьями пари на огромную по тем временам сумму — 25 000 долларов. И чтобы доказать свою правоту, нанял лучшего в Калифорнии фотографа — Эдварда Мейбриджа.
Мейбридж был известен великолепными пейзажными съемками Аляски и Йосемитской ледниковой долины. Но между ледниками и лошадьми была огромная разница: первые не мчались во весь опор, а терпеливо ждали, пока на них наведут резкость. Так что задача перед фотографом стояла непростая. К тому же Мейбриджу нужно было сделать подряд несколько снимков бегущей лошади, чтобы зафиксировать все фазы её движения.
Подготовка к съемкам растянулась на долгие пять лет. За это время фотограф-экспериментатор успел изобрести и построить на беговой дорожке ранчо Стенфорда 12 специальных кабинок для размещения фотокамер. Оснастить фотокамеры специально сконструированным электрическим щелевидным затвором с выдержкой 1/25 секунды. Застрелить любовника своей жены и избежать суда. Придумать оригинальное решение для съемки бегущей лошади, которое представляло из себя тонкую веревку, привязанную к затвору камеры и натянутую поперек беговой дорожки. И наконец, убедить лошадей преодолевать это препятствие, а не тормозить резко перед веревкой или, того хуже, сносить кабинку с драгоценной фотокамерой.
В 1877 году эксперимент увенчался успехом. Серия из 12 фотографий, запечатлевших пофазное движение лошади, позволила Стенфорду выиграть пари, а Мейбриджу — оформить патент на изобретение электрического затвора и стать первым в мире специалистом по хронофотосъемке животных и людей.
По сути, это стало предвестником киносъемки. Но Мейбридж сделал еще несколько шагов в сторону будущего. Он научился оживлять свои снимки! Для этих целей Мейбридж усовершенствовал волшебный фонарь — проектор изображений, известный еще со времен Христиана Гюйгенса. Вставленная внутрь аппарата стеклянная катушка с намотанными на нее пофазными снимками при прокручивании давала полную иллюзию движения. Мейбридж назвал созданный им прибор «зоопраксископ», сконструировав это слово из трех греческих: животное, движение и смотрю.
Публичные лекции Мейбриджа, сопровождаемые показом оживших снимков, пользовались огромной популярностью. Эти крохотные ролики, длившиеся всего лишь несколько секунд, можно с полным правом назвать предвестниками нового искусства, а усовершенствованные Мейбриджем фотокамеру и волшебный фонарь — прообразами будущих кинокамеры и кинопроектора.
«А давайте я вас из фоторужья щелкну!»
В 1881 году Мейбридж выступал с лекциями во Франции, где познакомился с врачом-физиологом и изобретателем Этьеном-Жюлем Маре. Маре был одержим движением как таковым во всех его проявлениях. Летящие птицы, бегущие лошади, спортсмены — все было объектом его изучения. Мейбридж подсказал Маре использовать хронофотосъемку в его физиологических исследованиях.
Маре с жаром взялся за дело, изучил опыт американского коллеги, и уже через год представил новую усовершенствованную фотокамеру, позволявшую делать 12 снимков в секунду. В отличие от Мейбриджа, Маре использовал фотобумагу не в листах, а в рулонах. Внутри фотокамеры был барабан, приводимый в движение часовым механизмом. Именно это позволило достигать фантастической по тем временами выдержки в 1/700 секунды.
Маре назвал свой аппарат «хронофотографическое ружье».
Конечно, до настоящей кинокамеры было еще очень далеко. Но уже на целый шаг ближе.
Куда пропал изобретатель?
Если Мейбридж и Маре снимали то, что сегодня можно было бы условно назвать документальными фильмами, то самое первое сюжетное игровое кино с участием актеров снял французский инженер Луи Лепренс. Он же изобрел самую первую кинокамеру.
Свой первый хронофотографический аппарат Лепренс собрал в 1888 году. Это специальное устройство для съемки движущихся объектов имело 16 объективов, расположенных в четыре ряда. Объективы были снабжены индивидуальными затворами и поочередно делали серию снимков на рулонную негативную фотобумагу, разработанную компанией Kodak.
Лепренс получил патент на камеру в Англии, Франции и США. Через год изобретатель усовершенствовал аппарат, оставив только один объектив, и в 1889 году оформил во Франции новый патент.
Всего Лепренс успел снять четыре ролика: «Человек, поворачивающий за угол», «Сцена в саду Раундхэй», «Движение транспорта по мосту Лидс» и «Аккордеонист». В качестве актеров он использовал членов семьи и друзей.
Дальнейшая история Лепренса и его изобретений окутана тайной и полна загадок.
Известно, что в 1889 году Лепренс съездил в Штаты, встретился там с Томасом Эдисоном, показал ему камеру и попросил помощи в финансировании. Сам Эдисон в дальнейшем отрицал факт этой встречи.
Еще известно, что осенью 1890 года Лепренс планировал запатентовать новую камеру в Великобритании, но перед поездкой в Лондон заехал к своему брату в Дижон. След Лепренса обрывается на вокзале в Дижоне, где он сел в поезд до Парижа. Больше изобретателя никто никогда не видел. Его багаж и аппаратура исчезли.
В 1897 году все патенты Луи Лепренса были аннулированы «в связи с исчезновением автора».
Шкаф с «глазком»
В 1890 году американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон дал задание одному из инженеров своей промышленно-исследовательской лаборатории Уильяму Диксону изобрести некое развлекательное устройство в комплект к фонографу, которое показывало бы небольшие сюжетные или видовые ролики под музыку или текст, начитанный актером.
Еще до того, как Диксон взялся за дело, Эдисон запатентовал схему конструкции будущего технического изобретения и его название: «кинетоскоп».
Решать поставленную задачу Диксону пришлось в два этапа: сначала изобрести камеру, которая снимала бы те самые ролики, а уже потом и сам аппарат.
Эдисон предложил разрабатывать камеру на основе хронофотографического ружья Маре. Кстати, образец Маре предоставил сам, так как его, врача-физиолога, не интересовали приоритеты и патенты, ему нужны были новые технологии для продолжения исследований.
В качестве отправной точки изобретение доктора Маре годилось, но тут возникла другая проблема: длины рулонов фотобумаги не хватало для съемки даже коротких сценок. И тогда Эдисон обратился к изобретателю фотопленки Kodak Джорджу Иствуду с просьбой начать производство 15-метровых рулонов.
Самой последней технической проблемой, которую пришлось решать Диксону, было «заставить» проектор останавливать и перемещать пленку через одинаковые промежутки времени. Изобретатель нашел очень простое и оригинальное решение — проделал отверстия по краям пленки. А для захвата перфорации использовал шестеренку с зубчиками, которую вращал электродвигатель.
В 1891 году оба устройства были созданы. Камера для съемки получила название «кинетограф». Это и была самая первая в мире настоящая кинокамера, способная снимать фильмы. А кинетоскоп — прообраз будущего кинопроектора — представлял из себя шкаф с «глазком». Он был рассчитан на одного-единственного зрителя. Идея превратить камерный досуг в массовое развлечение на тот момент Эдисону в голову не пришла.
«Снаряд» Тимченко
Почти одновременно с Диксоном киноаппарат, работающий по точно такому же принципу, изобрел украинский инженер, механик Одесского университета Иосиф Тимченко. И ему, точно так же как Диксону, пришлось сначала изобретать механизм смены кадров.
Но была и существенная разница: Тимченко был далек от мысли работать на индустрию развлечений, его интересовало благо науки. Его изобретение должно было помочь ученым исследовать явление персистенции — инерции зрения человека.
В 1893 году Тимченко придумал «улитку» — скачковый механизм для прерывистой смены кадров. А следом собрал кинокамеру.
7 ноября 1893 года в одесской гостинице «Франция» открылась выставка «живых фотографий». Вниманию публики было представлено два фильма, снятых Иосифом Тимченко: «Копьеметатель» и «Скачущий всадник». Народ валил валом! В течение полутора месяцев «живые фотографии» были главным городским событием.
В январе 1894 года Тимченко показал свои фильмы в Москве — на секции физиков IX съезда российских природоведов и врачей. Сохранилось упоминание этого исторического события в протоколе секции: «На экран были показаны стробоскопические иллюзии прерывистого движения, составляемого особым снарядом. Секция отнеслась весьма сочувственно к работам г. Тимченко, его остроумию и оригинальности, засвидетельствованными профессорами Умовым и Клоссовским, и по предложению председателя профессора Пильчикова и профессора Боргмана решила выразить г. Тимченко благодарность».
Благодарностью дело и закончилось. Тимченко вернулся в свою мастерскую и продолжил работать ради науки, изобретая микрохирургические инструменты для операций на глазах, пишущий ртутный барометр, приборы для новой обсерватории и многое-многое другое.
К счастью, киноаппарат, созданный Тимченко, сохранился и находится в коллекции Политехнического музея. Сопроводительная табличка «снаряда» гласит: «Первый кинематограф для съемки, печатания и показа ленты».
Они первые познакомили нас с синематографом
Луи и Огюст Люмьеры считаются создателями кинематографа — нового вида искусства, новой индустрии и новой технологии. Почему они? Ведь кинокамеру и кинопроектор изобрели до них, да и первые коммерческие сеансы состоялись задолго до того, как поезд братьев Люмьер прибыл на вокзал Ля-Сьота.
Потому что им удалось так усовершенствовать кинетограф Диксона, что он превратился в компактное, легкое, переносное, а главное, универсальное устройство как для съемки фильмов, так и для их показа. Изобретенный братьями механизм позволял воспроизводить отснятую пленку на большой экран, и это дало возможность проводить одновременные сеансы для значительного числа зрителей.
То есть, по сути, они создали индустрию массовых развлечений, которая получила название «синематограф» в честь первого в мире профессионального киносъемочного аппарата, созданного двумя инженерами-изобретателями из Лиона — братьями Луи и Огюстом Люмьер.
Автор: Марина Собе-Панек