Российский прокат уже невозможно представить без главного индустриального события — Московского международного кинорынка, давно ставшего местом встречи всех участников кинопроцесса: представителей кинокомпаний, дистрибьюторов и показчиков. Однако за последнее время в киноотрасли многое изменилось: крупные зарубежные релизы исчезли из кинотеатров, из-за чего кассовые сборы упали в разы, а эксперты заговорили о возможном массовом закрытии кинозалов.
В такой ситуации Московский международный кинорынок тоже не мог остаться прежним. Об этих изменениях, а также о том, как чувствует себя сегодня российское кино, что с ним произошло после ухода большого Голливуда и что нам ждать завтра, мы поговорили с генеральным директором кинорынка — Екатериной Бордачевой.
— Катя, очередная сессия кинорынка прошла в конце ноября этого года и, как всегда, собрала на одной площадке ведущих представителей киноиндустрии. Но давай для начала попробуем открутить пленку назад: можешь ли ты вспомнить свои ощущения, мысли, чувства, когда стало понятно, что из отечественных кинотеатров уходит «большой Голливуд»?
— Я очень хорошо помню свое тогдашнее состояние, потому что кинорынок 2022 года был изначально запланирован на май. Я к тому времени успела собрать программу, в которой должны были участвовать и Disney, и Sony, и Universal, и независимые прокатчики, работающие с зарубежным контентом. И вдруг в самых первых числах марта стало понятно, что ничего этого уже не будет. Но шок был не только у нас: и у кинотеатров, и у прокатчиков было ощущение, что все закончилось. Зрители тоже удивлялись, что кинозалы еще открыты: раз нет американского контента, то что они там показывают? Плюс уход зарубежных партнеров связан не только с репертуаром: он тянет за собой технологии, оборудование для съемок и кинопоказа…
— Кстати, по поводу аппаратуры. Как тебе кажется, импортозамещение в секторе кинопоказа и кинопроизводства возможно? Ведь продюсеры говорят, что даже штативы приходится закупать за границей — у нас их не производят. Значит, импортозамещение — это вопрос не двух-трех лет…
— И не пяти, и даже не десяти. Потому что сейчас вся наша отрасль (и кинопроизводство, и кинопоказ) практически на сто процентов зависит от зарубежного оборудования. Чтобы его полностью заменить, нужна государственная программа, но она в любом случае не сможет сработать быстро. К примеру, замена 35-миллиметровых проекторов на цифровые заняла около десяти лет. При этом участники рынка видели, что им эта замена выгодна, да и государство выделяло большие средства. Сейчас ситуация другая: никто не побежит менять английский экран на какой-то другой. Во-первых, потому что на сегодняшний момент наше отечественное оборудование (от проекторов до звуковых систем) все еще неконкурентоспособно. Во-вторых, на «цифру» кинотеатры перешли, чтобы сэкономить и упростить процесс кинопоказа. Что даст им переход на российскую аппаратуру, пока не знает никто.
— Тогда давай вернемся к прокату. Весной эксперты его практически «похоронили»: многие говорили о том, что около 70% кинотеатров закроются. Как я понимаю, такие прогнозы не сбылись?
— Сейчас, по разным данным, процентов сорок всех кинозалов или закрыты, или заморожены. Хотя глобального закрытия не произошло: чаще всего многозальники просто ограничивают количество залов или сокращают рабочий день. А вот маленьким кинотеатрам в небольших городах действительно сложно: дополнительных ресурсов, как у крупных сетей, у них нет, поэтому они первыми сходят с дистанции. Но это, к счастью, не 70% все-таки.
Другое дело, что кинотеатрам приходится идти на разные уловки, чтобы хоть как-то выкрутиться: кто-то сдает залы в аренду, кто-то устраивает пиратские показы. То есть, если вы откроете расписание региональных кинотеатров, вы увидите, что некоторые из них крутят «Черного Адама», продолжают показывать «Тора» и т. д. Делается это так: показчики берут фильм, у которого есть прокатное удостоверение, и крепят к нему копию голливудского блокбастера. Но я говорю это не для того, чтобы осудить кого-то, а просто объясняю систему выживания кинотеатров.
— А как ты сама относишься к такой практике?
— Плохо. Мне кажется, что любое пиратство расшатывает экосистему в целом. Что же касается так называемого параллельного проката, то к нему тоже есть вопросы. Сейчас кинотеатры берут пиратские копии и ни с кем не делятся: просто пополняют кассу, чтобы хоть как-то существовать. Нам же предлагают создать некий орган, который им будет эти копии привозить — и которому показчик будет обязан передавать часть выручки. Но если раньше прокат крупных релизов сопровождался гигантским рекламным бюджетом, то в нынешней ситуации такого масштабного продвижения, скорее всего, не будет. В итоге выгода кинопоказчика оказывается под большим вопросом: на нем и аренда, и зарплаты, и обновление оборудования, и налоги. А раз рекламных кампаний нет, то зрители толпами на фильмы параллельного проката идти не будут. Так что нужно какой-то другой выход искать.
— Как бы то ни было, «Сердце пармы» стало для нашего проката светом в конце туннеля: зрители наконец-то пошли в кино, а эксперты заговорили о возрождения интереса к кинопоказам…
— «Сердце пармы» только подтверждает правила. Если медиа (телевидение, радио, интернет) говорят о проекте как о чем-то масштабном, о чем-то заслуживающем массового внимания, то первая неделя всегда за этим проектом. Зритель на него побежит, потому что не захочет пропустить что-то важное. А дальше начинает работать «сарафан» — или плохой, или хороший.
Поэтому чего сейчас нужно добиться? Чтобы каждый четверг выходил какой-то интересный жанровый контент. К сожалению, в российском кино его пока не так много. Но если хотя бы раз в месяц такое «Сердце пармы» будет выходить, то кинотеатры продержатся.
— А как ты относишься к тому, что в кинотеатрах все чаще и чаще появляется сериальный контент?
— Когда ты приходишь в кино на премьерную серию какого-нибудь качественного сериала — это одно. Это новый вид досуга, новый перформанс. После него ты решаешь, смотреть ли сериал целиком. И совсем другое, когда тебя приглашают в кино на сляпанную наспех полуторачасовую версию всего сезона: ты видишь сюжетные несостыковки, которые в таких случаях неизбежны, видишь, как герои исчезают куда-то, а история не развивается по законам полнометражного кино. Так что такие «эксперименты» могут сработать только в краткосрочном периоде, после которого нужно будет опять приложить массу усилий, чтобы убедить зрителей вернуться в кинотеатр. Ведь они вышли с сеанса разочарованными.
— Тогда получается, что вариантов у кинотеатров два: или надеяться на возвращение Голливуда, или ждать лавины отечественных хитов…
— Я так скажу: судя по питчингам, которые недавно прошли в Фонде кино, таких проектов, как «Сердце пармы», у нас с каждым годом будет появляться все больше и больше. Плюс сориентируются бизнесмены и медиагруппы, которых у нас, кстати, немало и в которых работают настоящие профессионалы. Просто для всего этого нужно время. А кинотеатры ослаблены уже сейчас. Плюс зрители должны будут перестроиться, чтобы изменились запросы.
— Как бы то ни было, плюс сегодняшней ситуации в том, что на экраны вышли отличные авторские фильмы, которые раньше были обречены на фестивальное гетто. И занимаются ими маленькие независимые кинопрокатчики, у которых появилась возможность заявить о себе…
— Согласна с тобой: я тоже радуюсь, что кино, которое мы могли увидеть только на фестивалях, сегодня буквально хлынуло в кинотеатры. И это действительно лавина хороших, любопытных фильмов. Они рождают новый киноязык, важные темы затрагивают… Но ими занимаются не только маленькие прокатчики: авторские релизы выпускают ЦПШ, «Вольга» и другие.
Но вот что важно: сегодня карта игроков полностью перекраивается. К примеру, бывший гендиректор российского офиса Universal Pictures Вадим Иванов вместе с директором по маркетингу Николаем Борунковым основали кинопрокатную компанию «Атмосфера кино», а бывший топ-менеджер российского Disney Вадим Смирнов и его команда перешли в «НМГ Кинопрокат». И это, с одной стороны, расширяет возможности для фестивальных фильмов (потому что они могут выйти в прокат при поддержке крупных прокатчиков), а с другой — усложняет жизнь маленьким независимым компаниям, которым состязаться с крупными игроками очень непросто. Думаю, что выживут из них те, кто останется на своих рельсах, то есть по-прежнему будет закупать европейское и мировое независимое кино — это особая ниша, востребованная зрителем. В любом случае я надеюсь на то, что рынок останется многообразным.
— Катя, давай теперь поговорим о Кинорынке этого года. Чем он отличался от предыдущих?
— Честно скажу: более стрессового Кинорынка в моей жизни не было. Дело в том, что маленькие кинопрокатные компании, «выстрелившие» этим летом, рисковать пока не готовы: у них слишком короткий горизонт. Поэтому опереться на них было нельзя. А вновь образованные «мастодонты», о которых я говорила, еще не готовы заявить о себе. (Исключение — «Атмосфера кино», единственный большой прокатчик из новичков, уже сформировавший пакет релизов.) Поэтому если раньше мы ставили в центр программы мейджоров, а вокруг них группировали независимые компании, то в этот раз пришлось задействовать совершенно другие схемы.
Другая проблема, с которой мы столкнулись, связана с местом проведения. Мы всегда стремились к тому, чтобы кинорынок проходил на независимых конгресс-площадках, на которых мы могли сами построить зал буквально с нуля. Но в сегодняшних реалиях таких возможностей не было, поэтому Кинорынок впервые пришел в кинотеатр (конкретно — в «Формулу Кино на Кутузовском»). И это тоже важный шаг, потому что он говорит о солидарности отрасли: мы принесли в кинотеатр новый для него деловой формат.
Как бы то ни было, на отсутствие внимания нам жаловаться не пришлось: кинопоказчики к нам ехали со всей страны — от Петрозаводска до Владивостока. А это самое главное.
— Важная часть Кинорынка — это презентации, дискуссии и круглые столы. Кинорынок-2022 не стал исключением?
— Сквозная дискуссия у нас шла три дня: мы говорили про прокат в различных конфигурациях, обсуждали итоги года и пытались заглянуть в будущее. Начали с кинопроката соседних стран: Беларуси, Казахстана и Узбекистана, потом перешли к фестивальной активности и к продвижению авторского кино (как мы знаем, фестивали — один из основных инструментов популяризации такого контента). А главная наша отраслевая дискуссия — это «Кинопрокат: линия горизонта 2023». Среди участников у нас были директор Фонда «Кинопрайм» Антон Малышев, генеральный директор компании «Марс Медиа» Юлия Иванова, глава кинопрокатной компании TenLetters Дмитрий Можаев, генеральный директор кинокомпании «Контент-клуб» Антон Сиренко и другие. И во время этой дискуссии спикеры как раз говорили о том, что кинотеатры нуждаются в серьезной поддержке, потому что поток крупных коммерческих релизов нужно ждать не раньше 2024 года, а до этого перед всеми нами стоит задача по сохранению отрасли.
Беседовала Вера Аленушкина