Образование
23 марта 2022
7 минут
Поделиться

Профессия будущего: кем стать, чтобы не отстать

Минпросвещения РФ совместно с Национальным открытым чемпионатом творческих компетенций ArtMasters и Институтом развития профессионального образования (ИРПО) провели исследование о востребованности специальностей среднего профессионального образования в сфере креативных индустрий.

Профессия будущего: кем стать, чтобы не отстать

Иллюстрация: IPQuorum

Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов отмечает, что предварительные итоги исследования, опубликованные в Telegram-канале Федерации креативных индустрий, позволяют зафиксировать «вектор времени, обусловленный общественными процессами в недавнем прошлом».

Во избежание разночтений сразу определимся в понятиях: что считать креативными профессиями? Будем опираться на определение, которое зафиксировано в Концепции развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года, утвержденной Правительством РФ:

«Творческие (креативные) индустрии — сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения и индивидуальные предприниматели в процессе творческой и культурной активности, капитализации и коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят товары и услуги, обладающие экономической ценностью, в том числе обеспечивающие формирование гармонично развитой личности и рост качества жизни российского общества».

Цель — творчество?

Исследование показало, что главными факторами, влияющими на выбор будущей профессии, для школьников и студентов стала «возможность самореализации» (48,4 и 50,5% соответственно, см. график 1), а также близость профессии к их «увлечениям и хобби» (55,8 и 55,7%).

График 1. Что влияет на выбор профессии?

Наиболее привлекательной оказалась работа с изображениями: съемки и обработка видео (23%), затем — создание компьютерных игр (21%), на третьем месте — разработка ПО (20%).

«Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех». Казалось бы, это правило, сформулированное Борисом Пастернаком, не для нашего прагматичного времени. Но цифры исследования говорят об обратном: только пятая часть школьников и студентов считает важным при выборе профессии степень ее «популярности» (19,6 и 19,8% соответственно). Что характерно, поколению родителей этот пункт показался более важным (24,6%). Как видим, быть популярным для творческой молодежи сегодня не приоритет, как это иногда представляют в СМИ. Гораздо важнее для тех, кто хочет работать в сфере креативных индустрий, именно самореализация, пастернаковская «самоотдача».

Отроки в метавселенной

«При переходе от сырьевой к инновационной экономике большое значение приобретает подготовка специалистов в секторе креативных индустрий», — делают вывод в своей работе «Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития» профессор Татьяна Абанкина и ее коллеги из ВШЭ.

Интерес образовательного рынка к новым областям знаний, в том числе и к программам по развитию креативного мышления, эксперты «РБК Тренды» называют одним из главных трендов EdTech в 2022 году.

Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы Учи.ру:

«Обучение компетенциям XXI века, или так называемым “гибким навыкам”, основные из которых — навыки коммуникации, кооперации, критического мышления и креативности, будет востребовано и в 2022 году».

Анна Шайхутдинова, сооснователь профориентационного сервиса «Профилум»:

«Сегодня многие выбирают для развития сферу креативных индустрий, мы видим интерес к созданию контента — от блогинга до гейм-дизайна».

Юрий Чёрный, руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН, кандидат философских наук, убежден:

«Облик будущего это теперь не только автоматизированный мир, как считалось ранее, это не только блокчейн, криптовалюта, цифровизация и интернет вещей... Похоже, нас ждет еще и новая всепоглощающая виртуальная реальность, а одним из главных векторов научно-технического прогресса станет интернет-присутствие».

При этом Чёрный уверен, что метавселенные, способные во благо общества ускорить завоевание рынка креативными индустриями, несут в себе скрытую угрозу:

«Новые технологии открывают огромный простор для специалистов нематериальных секторов экономики. Весь вопрос в том, как будет выглядеть экономика метавселенных. Сегодня ответить еще очень сложно. Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и этические вопросы. Не произойдет ли деградация искусства в реальном мире, если основная масса творческих сил будет направлена на создание “виртуального рая”? И так ли уж хорошо, что человечество направит все усилия на цифровое пространство вместо, скажем, освоения околоземного пространства и в перспективе далекого космоса? Нам сейчас надо больше задумываться о таких вещах, потом будет поздно».

Запрос рынка

Основное влияние на школьников и студентов при выборе профессии в сфере креатива оказывают три фактора. Помимо упомянутых ранее (увлечения и хобби, способности и возможность самореализации) это еще и спрос на рынке труда. Результаты исследований Минпросвещения, ArtMasters и ИРПО говорят о том, что среди всего изобилия творческих индустрий молодежь выбирает создание аудиовизуального контента и область IT. Это и есть ответ на запросы рынка.

Легче всего все три фактора совместить тем, кто стремится «креативить» именно в IT. Быстрорастущая отрасль экономики чрезвычайно популярна у молодежи и дает практически неограниченные возможности для самореализации.

Анализируя рынок платных образовательных услуг, специалисты ВШЭ тоже отмечают, что спрос на обучение креативным специальностям, связанным с IT, значительно выше, чем на любые другие профессии.

Рис. 1. Источник: Абанкина Т.В., Николаенко Е.А., Романова В.В., Щербакова И.В. Креативные индустрии в России: тенденции и перспективы развития.  М., 2021

На рынке труда большой спрос на «креативщиков» особо заметен именно в высокотехнологичной отрасли. При этом IT-компании продолжают жаловаться на острый дефицит кадров, обладающих творческим мышлением в сочетании с умением решать конкретные задачи:

«В нашей индустрии сегодня наблюдается дефицит кадров, способных мыслить креативно и при этом способных генерировать идеи, решающие бизнес-задачи клиента, — рассказывает Денис Никитин, сооснователь и креативный директор icd.agency, агентства по интерактивным дизайн-решениям. — Сегодня нам очень нужны люди, которые могут правильно настроить тональность взаимодействия брендов с клиентом. Не просто “визуальщики”, а именно коммуникационные дизайнеры, способные разрабатывать продуктовые решения осмысленно — под конкретные задачи клиента, соблюдая при этом стиль компании-заказчика, понимая ее ценности и позиционирование, а также интересы конечного потребителя. Не хватает креативных сотрудников, которые способны объединять и комбинировать задачи сразу по трем направлениям, из которых состоит наша работа: коммуникации, дизайн и технологии».

По подсчетам Минцифры, сегодня в различных сферах информационных технологий не хватает от 500 000 до 1 млн таких специалистов. К 2027 году дефицит, по прогнозам специалистов, может достичь 2 млн человек.

Креативные индустрии — драйвер роста в экономике будущего

Сектор креативных индустрий привлекателен для инвестиций и предпринимателей, поскольку в этой области есть огромный потенциал для создания добавленной стоимости.

Удачная кооперация творчества и новых технологий становится основой для перспективных моделей экономического роста. Это фиксируют ученые ВШЭ:

«В настоящее время новый виток социально-экономического и культурного развития во всем мире связывается с областью креативных индустрий, объединяющих творческий компонент с современными технологиями. Творческие индустрии рассматриваются как весьма эффективная современная модель экономического роста. Капитализация творческих индустрий в мире приближается к 2,3 трлн долларов».

Согласно опросу президентской платформы «Россия — страна возможностей» (РСВ) и компании «ЭФКО», студенты, которые в будущем планируют открыть свое дело, считают самыми перспективными отраслями культуру и творчество (11%), а также моду и искусство (8%).

Одним из главных преимуществ предпринимательства будущие бизнесмены считают возможность реализовывать свои идеи и создавать новые продукты (14%). В качестве мотивации опять же на первом месте самореализация, а не извлечение прибыли.

Таким образом, мы видим, что рост рынка креативных индустрий — не временная тенденция. И можно уже сейчас прогнозировать: как минимум креативный сектор экономики в ближайшем десятилетии станет играть важнейшую роль в жизни развитых и развивающихся стран; как максимум — именно креативные индустрии станут определяющим драйвером роста благосостояния, и мы увидим становление новых экономических моделей.

Быть в авангарде этих изменений — вполне закономерное желание молодежи.

Зона юридического риска

Занимаясь креативной деятельностью, предприниматель должен учитывать положения законодательства об интеллектуальных правах, чтобы защитить свои и не нарушить чужие интересы. Как говорит профессор Школы права Мичиганского университета Джессика Литман: «Люди, конечно, слышали о существовании авторского права, но не очень-то в него верят. Втайне они продолжают думать, что законодатель просто неудачно высказался». Однако реальность такова, что суммы исков о нарушении прав на результаты творческой деятельности растут по экспоненте, и это часто приводит к разочарованию стартаперов и их оттоку из креативных сфер.

Для российской действительности, где креативное предпринимательство еще довольно молодое и только формирующееся в самостоятельный институт явление, вопросы эффективного распоряжения интеллектуальной собственностью стоят особенно остро.

Громкие судебные дела все чаще заставляют менеджмент креативных компаний задумываться о защите своих интеллектуальных активов.

Во многом предугадывая этот запрос креативного сообщества, в России создаются первые специализированные центры дополнительного профессионального образования в сфере интеллектуальной собственности, запускаются, пока не многочисленные, курсы по эффективному управлению нематериальными активами креативного бизнеса, проводятся ежегодные образовательные конференции.

Среди трендсеттеров новых в дополнительном профессиональном образовании можно выделить Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Центр стал одним из первых в России, кто предложил специальные программы дополнительного профессионального образования по всем направлениям творческих индустрий.

Сегодня Центр активно консультирует ведущие профессиональные объединения и креативные сообщества, профильные комитеты и ведомства, совместно вырабатывая с ними новые образовательные подходы для креативных предпринимателей. 

 

Автор: Иван Коротков

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Образование
21 октября 2024

Россия и Китай строят общее культурное пространство

Образование
01 октября 2024

Представителей растущего бизнеса Подмосковья обучат нюансам масштабирования дела

Образование
11 апреля 2024

Инна Гуреева: «В России наблюдается всплеск фэшн-предпринимательства»

Образование
10 января 2024

Алексей Горенский: «Хочется, чтобы русская кухня стала таким же брендом, как и французская»

Образование
01 сентября 2023

Выйти в топ: где и как куются будущие руководители проектов 

Образование
10 марта 2023

От Арктики до космоса: где и как растят разработчиков будущего

Образование
19 января 2023

Умный в гору не пойдет, или Как московские креаторы научились управлять интеллектуальной собственностью

Образование
20 октября 2022

У лета свои технологии: как за каникулы найти интересное хобби или выбрать будущую профессию

Образование
14 июня 2022

Кризис или окно возможностей: что ждет рынок онлайн-образования в сфере IT и дизайна?

Образование
11 мая 2022

Первая сотня: как составляется рейтинг лучших вузов России

Образование
19 апреля 2022

Новые лидеры креативных индустрий

Образование
12 августа 2020

Сколько стоит «Рамблер»