Образование
11 мая 2022
4 минуты
Поделиться

Первая сотня: как составляется рейтинг лучших вузов России

Новый рейтинг российских вузов RAEX-100 в начале июня будет представлен в Москве на X ежегодном форуме «Будущее высшей школы». Генеральный директор агентства RAEX, глава Ассоциации составителей рейтингов Дмитрий Гришанков рассказал IPQuorum, по каким критериям оцениваются университеты и в чем состоит миссия высших учебных заведений.

Первая сотня: как составляется рейтинг лучших вузов России

Фото: Пресс-служба RAEX

— Какие цели ставит перед собой форум? 

— Поводом служит публикация нашего флагманского продукта —ежегодного рейтинга лучших российских вузов RAEX-100, который мы выпускаем в 11-й раз. Однако цель форума гораздо масштабнее — обсудить актуальные задачи, которые стоят перед высшим образованием. Именно поэтому мы приглашаем к дискуссии ключевых людей в отрасли — ректоров ведущих вузов, представителей госорганов, преподавателей, ученых, экспертов.

— Как в нынешних условиях готовился форум и насколько серьезные изменения претерпела его программа? 

— Наша программа всегда составляется с учетом актуальной повестки, так что серьезных изменений вносить не пришлось. В 2022 году российские университеты столкнулись с неожиданными вызовами, например с попыткой изолировать отечественную науку. Конечно, мы не могли не включить эти вопросы в программу форума «Будущее высшей школы». Сегодня как никогда важно обсудить, каким мы это будущее видим и за что готовы бороться. 

— Форум существует уже десять лет. Чего удалось добиться за это время? 

— Главное достижение — форум стал крупнейшей площадкой для публичного диалога между ректорским сообществом, органами власти и широкой аудиторией, а наши рейтинги превратились в реальные ориентиры для развития вузов. Нам удается привлекать к участию в форуме представителей ведущих высших учебных заведений страны, наш проект заработал хорошую репутацию, о нем пишут крупнейшие СМИ, а наши рейтинги «Три миссии университета» цитируются по всему миру. 

— Расскажите подробнее о рейтингах «Три миссии университета». 

— Сейчас «Три миссии университета» — уже целая экосистема рейтингов. В нее входит основной международный рейтинг российских вузов RAEX-100, который будет представлен на форуме, а также ряд предметных, локальных и специальных рейтингов. При этом в нашем поле зрения не только все российские вузы, но и большое количество зарубежных. 

Международный рейтинг — самый представительный в мире: в 2021 году в него вошли 1650 вузов из 97 стран. Для него используются объективные критерии, опирающиеся не только на официальные данные самих университетов — например, их публичные отчеты, — но и на данные авторитетных международных провайдеров информации. Репутационные опросы (экспертные оценки репутации ученых или учебных заведений. — Прим.ред.) здесь полностью исключены. Мировое сообщество не удовлетворяет набор уже существующих рейтингов, базирующихся на библиометрии и опросах экспертов. Исключение репутационных опросов позволяет увидеть реальные позиции российских университетов на фоне глобальных конкурентов.

Что касается российского RAEX-100, то он базируется на статистике Минобрнауки, открытых данных вузов, результатах анкетирования, библиометрических источниках (они содержат информацию о научных публикациях) и онлайн-опросе студентов, преподавателей, ученых, выпускников и их работодателей. В этом году в анкетировании приняло участие более 85 000 человек. Рейтинг оценивает, насколько высокое качество знаний, навыков и умений университет способен обеспечить студентам.

— В чем заключаются три миссии университета? 

— Три миссии — это образование, наука и взаимодействие с обществом. Все известные рейтинги в основном концентрируются на науке, точнее, на публикационной активности университетов, потому что ее легче всего отследить. Кроме того, существует масса вариантов оценки качества преподавания. А вот взаимодействие вуза с обществом, как правило, остается вне зоны внимания. Общественная миссия вуза определяется тем, насколько он полезен для своей территории, региона, страны, какое влияние оказывает на социальную сферу. Важно учитывать такой критерий, как всестороннее развитие студентов. Они должны не только учиться, заниматься исследованиями и делать научные публикации, но и активно участвовать в культурной жизни, спортивных соревнованиях и других мероприятиях, проводимых университетом и регионом, где он расположен. В рейтинге российских вузов RAEX-100 учитывается, насколько выпускник востребован работодателями. Это напрямую относится к третьей, социальной миссии университета — подготовить специалистов в соответствии с запросами рынка труда, проблемами региона, вызовами времени. 

— Кто сейчас возглавляет российский рейтинг RAEX? 

— МГУ им. М.В. Ломоносова. В международном рейтинге «Три миссии университета» он занимает 19-ю строчку. За ним следуют СПбГУ МФТИ, МИФИ и ВШЭ, они входят в первую сотню. Всего же по итогам 2021 года туда вошло 112 российских вузов.

— Сказалась ли на состоянии высших учебных заведений пандемия? 

— Еще на прошлогоднем форуме мы сделали вывод, что самые пессимистичные прогнозы не сбылись. При этом у многих вузов, конечно, сократился объем средств, вырученных за счет программ дополнительного профессионального образования. Исключение составляют МГИМО и медицинские институты — их это практически не затронуло. Кроме того, пандемия резко ускорила введение дистанционного образования, но из-за этого снизилась мотивация и социальная активность студентов. Хотя многие вузы прекрасно себя чувствуют в цифровом мире. В этом году, возможно, вновь коснемся этой темы, чтобы сделать уже более серьезные выводы.

— Как в нынешних условиях изменится состояние российской высшей школы? 

— Это мы и будем обсуждать на форуме. Уже сейчас понятно, что многое изменится, но удастся ли России обернуть изоляцию в свою пользу, пока вопрос.

 

Автор: Ксения Позднякова

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Образование
21 октября 2024

Россия и Китай строят общее культурное пространство

Образование
01 октября 2024

Представителей растущего бизнеса Подмосковья обучат нюансам масштабирования дела

Образование
11 апреля 2024

Инна Гуреева: «В России наблюдается всплеск фэшн-предпринимательства»

Образование
10 января 2024

Алексей Горенский: «Хочется, чтобы русская кухня стала таким же брендом, как и французская»

Образование
01 сентября 2023

Выйти в топ: где и как куются будущие руководители проектов 

Образование
10 марта 2023

От Арктики до космоса: где и как растят разработчиков будущего

Образование
19 января 2023

Умный в гору не пойдет, или Как московские креаторы научились управлять интеллектуальной собственностью

Образование
20 октября 2022

У лета свои технологии: как за каникулы найти интересное хобби или выбрать будущую профессию

Образование
14 июня 2022

Кризис или окно возможностей: что ждет рынок онлайн-образования в сфере IT и дизайна?

Образование
19 апреля 2022

Новые лидеры креативных индустрий

Образование
12 августа 2020

Сколько стоит «Рамблер»