Образование
10 марта 2023
6 минут
Поделиться

От Арктики до космоса: где и как растят разработчиков будущего

От Арктики до космоса: где и как растят разработчиков будущего

Фото "Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана"

Согласно аналитики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, инженерные профессии входят в 15 самых востребованных специальностей 2021 года в областях STEM (сюда относятся естественные науки, технологии, инженерия, математика). Это подтверждает и рынок оплаты труда. В 2022 году, по данным SuperJob, зарплаты инженеров выросли с 7 до 20%. Осваивать перспективную специальность, а также учиться конструировать элементы будущей реальности нужно начинать уже в школе. Попробовать свои силы, а также поработать над реальными проектами крупнейших индустриальных корпораций можно на базе «Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана», сети образовательных центров для детей и подростков под управлением Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Баумана.

Ключ на старт

Три… Два.. Один. Пуск. В небо одна за другой взмывают маленькие самодельные ракеты — модели, изготовленные инженерами-конструкторами от 12 до 16 лет. В прошлом году ко Дню космонавтики ребята, которые занимаются на курсе «Ракетостроение», спроектировали каждый свою — уникальную — модель. Такая практикоориентированность, максимальная приближенность к реальной профессии и ее задачам — абсолютный приоритет для образовательных методик «Инжинириум».

Чтобы дать детям хороший старт, надо обязательно позволить им пробовать, ошибаться, конструировать и моделировать что-то нужное, важное, реальное, считают в Центре НТИ МГТУ им. Н.Э. Баумана — оператора «Инжинириум»:

«Представляете, наши школьники, например, разработали проект универсального подводного робота для использования в Арктике! Созданный ребятами робот внешне напоминает маленькую подводную лодку, оснащенную специальным захватом. Устройство способно опускаться на глубину до 100 метров и работать даже в самых трудных условиях».

Устройство многофункционально: подъем грузов, прокладка коммуникаций по дну, проведение спасательных и разведывательных операций, изучение шельфа для последующей добычи нефти и газа, очистка окружающей среды. Изобретение снабжено камерой с обзором в 360 градусов и способно автономно трудиться около 2,5 часа. Информация с нее поступает на монитор, с которого осуществляется дистанционное управление.

По данным пресс-службы Центра НТИ МГТУ им.Н.Э.Баумана-оператора «Инжинириум», разработка устройств, которые можно использовать в сложных климатических условиях Арктики, сейчас является большой и важной задачей, над которой трудятся многие российские ученые. И то, что дети под руководством наставников смогли сконструировать работающий прототип такого многофункционального робота, говорит о многом. В первую очередь, о том, что методика ранней профориентации и полного погружения в проектную деятельность — верный путь к воспитанию нового поколения изобретателей, которые будут менять наш мир в лучшую сторону.

И уже меняют! Взять хотя бы проект воспитанников «Инжинириум» «Рукомобиль». Это уникальное лечебно-профилактическое оборудование, позволяющее легко передвигаться людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата и стимулирующее реабилитацию после серьезных травм и нарушений. Рама изделия выполнена из композиционных материалов, что позволило уменьшить вес изделия на 15 кг.

Фото "Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана"

Большим задачам — большие возможности

Композиционным материалам, или, проще, композитам в «Инжинириум» уделяется особое внимание. Но что это такое? Объясняет Владимир Нелюб, директор Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана:

«Композиты — это материалы, которые с каждым годом все чаще применяются в высокотехнологичных отраслях промышленности. Они прочные, легкие, что позволяет снизить вес конечных изделий и, как следствие, эксплуатационные расходы. А стойкость к воздействию высоких температур делает композиты особенно популярными в сфере авиации».

Именно поэтому в «Инжинириум» запустили курс совместно с одним из лидеров отрасли — ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Школьники учатся проектировать детали из композиционных материалов, внедрять их в готовые изделия, проводить испытания.

«Наши партнеры видят, кто наиболее мотивирован работать в сфере, — разъясняет механизм сотрудничества Владимир Нелюб. — С такими ребятами потом возможно заключение отложенных трудовых договоров. Это означает, что после получения дипломов колледжа или вуза они имеют возможность трудоустроиться. Для предприятий такой договор выгоден тем, что позволяет через несколько лет получить в команду сотрудника, подготовленного и вовлеченного в специфику организации».

За счет того, что воспитанники «Инжинириум» глубоко изучают специальные отрасли, у них увеличиваются шансы на поступление в ведущие вузы страны за счет участия в различных олимпиадах и смотрах.

«Наши дети традиционно отлично себя показывают в соревнованиях профессионального мастерства, олимпиадах всероссийского и международного уровня: ШУСТРИК, WorldSkills, Национальной технологической олимпиаде», — отмечают в пресс-службе Центра НТИ МГТУ им.Н.Э.Баумана.

Фото "Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана"

Научить мышлению

Инженер — это мечтатель и практик в одном лице. Жажда полета привела к созданию самолетов, а желание дотянуться до звезд породило МКС и телескоп «Хаббл». Но как сделать так, чтобы «сухая», а подчас сложная и требующая трудолюбивого изучения теория не задушила стремление и энтузиазм?

В «Инижинириум» этот вопрос решен просто.

«Мы придерживаемся основного принципа Бауманской инженерной школы — грамотное сочетание глубоких теоретических знаний и обширных практических навыков.

Изучение теории без практического выхода может погасить пламя инженерного творчества даже в душе самого любопытного ребенка. Ведь по большому счету, когда дети идут в “Инжинириум”, они не думают о том, чтобы в будущем хорошо устроиться в большой корпорации — такие цели кажутся им как минимум слишком далекими, — скорее ими движет жажда познания, творчества и самовыражения. И потому теория в образовательных центрах не только и не столько подкрепляется практикой, но и трансформируется в нее, как из семечки вырастает дерево, — говорят в пресс-службе ЦентраНТИ МГТУ им.Н.Э.Баумана.

Так и рождается инженерное мышление, научить которому можно только с помощью погружения в деятельность, в решение обширных практических задач.

Фото Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана

Основы маркетинга и самопрезентации

Но помимо способности думать как инженер, решать ту или иную задачу для успешной работы в будущем ребята должны освоить навыки бизнес-мышления, считают в «Инжинириуме»:

«Современному ученому в принципе очень важно работать над коммерчески выгодными проектами, то есть чтобы результаты его исследований были не “в стол”, а влияли на развитие экономики страны и приносили создателю доход. Для этого ребята должны знать основы маркетинга, самопрезентации и бизнеса.

Если же ребенок хочет развиваться в этой сфере более интенсивно, хочет научиться делать классные стартапы, ориентироваться в сфере уникальных технологий, чтобы открыть в будущем свой инновационный бизнес, то в «Инжинируме» есть для этого отдельный курс. Уже состоявшиеся специалисты и опытные педагоги рассказывают ребятам о том, как правильно построить бизнес-модель, какие ошибки не стоит допускать и как правильно оценить и спрогнозировать риски, — поясняют в пресс-службе Центра НТИ МГТУ им.Н.Э.Баумана.

Шагает по стране

«Инжинириум» есть во многих городах России. Недавно открылись филиалы в Казани и Новосибирске. Проект шагает по стране именно благодаря бизнес-партнерам, подчеркивают в пресс-службе Центра НТИ МГТУ им.Н.Э.Баумана-оператора «Инжинириума»:

«В каждом городе есть промышленные предприятия, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах. В каких-то городах наши партнеры открывают уже второй и третий филиал, где-то планируется первый».

В основном курсы «Инжинириум» платные. Кроме того, чтобы поступить, надо пройти отбор на конкурсной основе. Однако есть и доступные для всех варианты соприкоснуться с миром инженерной мысли. Так, в сотрудничестве с Департаментом образования и науки города Москвы проводятся бесплатные интенсивы и научно-популярные мастер-классы. 

 

Автор: Иван КОРОТКОВ

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Образование
21 октября 2024

Россия и Китай строят общее культурное пространство

Образование
01 октября 2024

Представителей растущего бизнеса Подмосковья обучат нюансам масштабирования дела

Образование
11 апреля 2024

Инна Гуреева: «В России наблюдается всплеск фэшн-предпринимательства»

Образование
10 января 2024

Алексей Горенский: «Хочется, чтобы русская кухня стала таким же брендом, как и французская»

Образование
01 сентября 2023

Выйти в топ: где и как куются будущие руководители проектов 

Образование
19 января 2023

Умный в гору не пойдет, или Как московские креаторы научились управлять интеллектуальной собственностью

Образование
20 октября 2022

У лета свои технологии: как за каникулы найти интересное хобби или выбрать будущую профессию

Образование
14 июня 2022

Кризис или окно возможностей: что ждет рынок онлайн-образования в сфере IT и дизайна?

Образование
11 мая 2022

Первая сотня: как составляется рейтинг лучших вузов России

Образование
19 апреля 2022

Новые лидеры креативных индустрий

Образование
12 августа 2020

Сколько стоит «Рамблер»