Образование
14 июня 2022
Поделиться

Кризис или окно возможностей: что ждет рынок онлайн-образования в сфере IT и дизайна?

Экономическая турбулентность не могла не сказаться на сфере отечественного онлайн-образования. И если, согласно исследованию «Нетологии» и Data Insight, траты взрослых россиян на дополнительное онлайн-образование в 2021 году впервые превысили расходы на очное обучение (226 млрд против 214 млрд рублей), а выручка топ-100 из рейтинга крупнейших EdTech-компаний России, по данным «Smart Ranking», составила 73 млрд рублей, что на 70% больше показателей годичной давности, то 2022-й, убеждены эксперты, может стать временем стагнации и даже падения. Так ли это и чего отрасли ждать в ближайшее время, IPQuorum узнал у ведущих участников рынка EdTech.

Кризис или окно возможностей: что ждет рынок онлайн-образования в сфере IT и дизайна?

Иллюстрация: IPQuorum

Поставили на паузу?

Общая боль, которая затронула сферу онлайн-образования, — снижение платежеспособности аудитории. Эксперты связывают это как с изменением политики банков по кредитованию физических лиц, так и с оптимизацией расходов юридическими лицами на обучение сотрудников и экономией людей на не первоочередных расходах, к каким многие относят и дополнительное образование.

«В марте мы наблюдали снижение выручки. Причин тут несколько. Во-первых, какое-то время были проблемы с одобрением банковских рассрочек, а у нас значительная доля оплат осуществляется при помощи банков. Во-вторых, увеличилось количество клиентов, которые откладывали решение о покупке из-за неопределенности будущего», — рассказала Марина Тульских, CMO Contented. 

В феврале и марте подобные проблемы испытывали и другие игроки рынка, даже такие крупные, как «Нетология». 

«Наибольший отток студентов наблюдался в конце февраля и начале марта, но уже в середине марта динамика начала выравниваться. Мы проводили опросы, с тем чтобы выяснить, по какой причине люди не продолжали обучение, и в результате выяснили, что на текущий момент основными причинами выступают “личные”: например, не хватает времени и сил, слишком большая загрузка на работе. Безусловно, экономические причины тоже имеют место быть, но на данный момент можно говорить лишь о том, что люди начали более осторожно и взвешенно подходить к своим денежным тратам, в том числе на образование», — анализирует сегодня ситуацию Валентина Куренкова, GR-директор «Нетологии».

Мантра или реальность 

Несмотря на пессимистические прогнозы, к маю эксперты зафиксировали возвращение показателей спроса. При этом многие компании решили в значительной мере пересмотреть свой контент, адаптируясь к изменениям в структуре образовательных потребностей клиентов. 

«Мы видим сейчас большой рост спроса на курсы IT-направления, поэтому в нашей школе дизайна делаем акцент на программы, связанные со сферой IT, например на UX-/UI-дизайн. Снижение спроса идет на программы, которые раньше выбирали в качестве хобби, а не для смены профессии, например курсы по фотографии», — говорит Марина Тульских.

При этом причина такого спроса на IT-профессии, как отмечает Никита Старун, CMO SkillFactory, не только в желании людей овладевать более востребованными на рынке навыками, но и в глобальной перестройке самой отрасли информационных технологий в России в связи с уходом крупных западных игроков с рынка.

«Российские разработчики экстренно масштабируют свои продукты, и это создает очень насыщенный конструктивный фон. И делает IT передовой и важнейшей сферой экономики в глазах массовой аудитории», — резюмирует он.

По словам Валентины Куренковой, важной тенденцией рынка EdTech станет дальнейший рост популярности IT-направлений:

«Если сравнивать количество студентов платных курсов, то за год с марта 2021-го по 2022 год их количество выросло, мы видим огромный рост спроса:

  • тестировщик — 350%; 
  • Python-разработчик — 280%; 
  • Data-аналитик — 370%; 
  • UX-/UI- дизайнер — 220%; 
  • Java-разработчик — 217%; 
  • системный администратор — 440%.

Разработчики и аналитики нужны бизнесу с каждым годом все больше, а среди инструментов и фреймворков постоянно появляются новые». 

Этот тренд отмечает и СЕО GeekBrains Александр Волчек:

«Спрос рождает предложение. Аналитики Microsoft прогнозируют, что к 2025 году на глобальном рынке появится 149 млн новых вакансий. А Минцифры России уже оценило дефицит IT-специалистов в 1 млн человек. Кроме этого, по данным портала SuperJob за 2020–2021 годы, у работодателей на 190% вырос спрос на разработчиков. Очевидно, что работы хватит на всех». 

Кроме того, Александр Волчек, опираясь на исследование о востребованности цифровых профессий в регионах России, проведенное его компанией, утверждает, что сейчас существует большой запрос на переобучение, который будет только расти:

«Безусловно, lifelong learning — обучение через всю жизнь — является одним из глобальных трендов. Поэтому желание развиваться в сфере новых технологий — естественный запрос практически у половины россиян (47%). Кроме того, мы отмечаем значительный рост среди респондентов, готовых начать обучение в ближайшее время: 42,1% в январе 2022-го и 49,8% в марте». 

Думать не только о прибыли

Одним из важнейших вопросов для сферы онлайн-образования стало не только, кто будет учиться, но и кто преподавать. 

В «Хекслет» уверены, что сегодня главное — это человеческий капитал и развитие команды:

«Многие EdTech-компании перераспределяют ресурсы — и прощаются с частью сотрудников. Мы следим за ситуацией на рынке и “подхватываем” подходящих нам специалистов», — поделился с нами Денис Гузеев, управляющий партнер школы «Хекслет».

На рынке труда в области онлайн-образования, особенно в сегменте IT, всё в порядке, уверены в «Нетологии». Валентина Куренкова GR-директор «Нетологии»,так прокомментировала кадровую политику компании: 

«Большинство преподавателей “Нетологии” — это опытные специалисты в своей сфере, которые занимают позиции в ведущих компания России и мира. Для многих из них преподавательство — это дополнительный источник развития и мотивации расти в профессии. Работа с преподавателями у нас сейчас не изменилась. Конечно, в первые пару недель марта на рынке была неразбериха, и часть экспертов, которые проводят лекции не из России, взяли паузу в работе. Но уже к середине марта все вернулось, и для многих преподавателей сейчас общение со студентами, чтение лекций и менторство — это способы почувствовать себя комфортно и отдохнуть от событий вокруг.

К тому же из наших преподавателей никто не потерял свою основную работу, поскольку российским компаниям сейчас, наоборот, нужны как никогда высококвалифицированные специалисты. Какие-то компании именно сейчас, в период турбулентности, нанимают разработчиков и аналитиков, поскольку возросла нагрузка на сервисы и инфраструктуру. В 2021 году наблюдался дефицит 1 млн специалистов в IT, и сейчас из-за ухода с рынка крупных компаний и отъезда части специалистов за рубеж этот дефицит станет еще больше». 

Интересно также отметить, что в ситуации экономической нестабильности есть и те, кто решается на внедрение социально ориентированных программ.

«Сейчас мы в срочном порядке готовим к выпуску новые курсы, которые позволят быстро и недорого переквалифицироваться: фотошоп с нуля, разработка интерактивных курсов дистанционного обучения, базовое обучение по программированию (full stack), создание сайтов на основных популярных CMS. Плюс нами принято решение предоставлять данные курсы совершенно бесплатно для тех, кто лишился трудоспособности, участвуя в спецоперации российской армии на Украине», — рассказал Игорь Подвалков, генеральный директор ООО «Онлайн Курс».

О социальной направленности говорит и Александр Чальян, коммерческий директор Synergy Academy, структурного подразделения университета «Синергия»:

«Нынешнюю ситуацию мы рассматриваем как окно возможностей. К примеру, на фоне грядущего роста безработицы в России мы делаем упор на развитие проекта Synergy Academy, в рамках которого учащиеся начинают платить за образовательные курсы только после освоения новой цифровой профессии и официального трудоустройства. Проект работает по модели ISA (income share agreement) и представляется нам не только перспективным с точки зрения бизнеса, но и социально значимым. В текущих условиях бизнес не должен думать исключительно о своей прибыли».

Когда система дала сбой

Одной из первых проблем, с которой столкнулся весь российский бизнес, и в особенности, конечно, онлайн-образование, стал уход с отечественного рынка многих популярных платежных систем. Поиск альтернатив, выстраивание коммуникаций с клиентами и контрагентами, освоение новых платежных систем и настройка эквайринга, да еще и в постоянно меняющихся условиях — задачи нелегкие, но, как выяснилось, решаемые.

«Мы довольно быстро внедрили российскую биллинговую систему, так что по-прежнему принимаем платежи по всему миру. Пока остаются только небольшие сложности с финансовыми переводами из России сотрудникам, которые живут в других странах», – отметил Денис Гузеев, управляющий партнёр школы «Хекслет».

«В первую очередь мы разобрались, что работает, а что нет, сообщили аудитории обо всех изменениях и возможных альтернативных вариантах. К сожалению, из-за неопределенности, в которой оказалась экономика, сложно делать какие либо прогнозы», — сказал Николай Вяххи, CEO платформы для создания онлайн-курсов Stepik.

На неопределенность, вызванную международными санкциями, сетует также Михаил Сумбатян, основатель и директор IThub group: 

«Как партнер множества международных вендоров ПО, сертификационной платформы Certiport и компании Pearson мы столкнулись с приостановлением международной сертификации и программы BTEC (двухгодичная программа для получения диплома, с которым можно поступать в зарубежные вузы). Ситуация неопределенности не дает нам возможности планировать летнюю сессию (сертификация заменяет некоторые экзамены), исполнять обязательства перед заказчиками сертификационных услуг, а также рассчитывать нагрузку сотрудников, занятых этими направлениями. То же касается переговоров об открытии филиалов. Любая нестабильность пугает партнеров. Тем не менее некоторых договоренностей все же удается добиться. Например, совсем скоро колледж IThub откроется в Казахстане».

Выиграют блогеры?

Неприятным сюрпризом стало и отключение западных соцсетей, а, соответственно, и рекламных инструментов. 

«На нас серьезно повлияло отключение зарубежных соцсетей в России. Конечно, со временем люди перестроятся и будут покупать через другие каналы, но пока рано делать стопроцентные выводы», — говорит CEO образовательной онлайн-платформы CORE Антон Сажин.

По словам Кирилла Пшинника, исполнительного директора онлайн-универстита «Зерокодер», в сфере продвижения главная отечественная соцсеть — «ВКонтакте» — сильно уступает зарубежным конкурентам, и не факт, что в ближайшее время это можно будет изменить. 

Роман Горбачев, директор и основатель брендингового агентства Логомашина, отмечая первые результаты переориентированной маркетинговой стратегии, считает, что выходом из положения может стать покупка рекламы напрямую у блогеров: 

«Частичную потерю доступа к сетям, принадлежащим компании Meta, признанной экстремистской организацией и запрещенной в России, мы стараемся компенсировать, осваивая новые каналы коммуникации: контекстную рекламу, рекламу у блогеров, канал в Telegram, таргетинг «ВКонтакте». Конечно, на полное восстановление аудитории уйдет какое-то время, но все эти инструменты в совокупности дают неплохой результат уже сейчас».  

Не по сценарию 

«Рынок онлайн-образования как никогда открыт к изменениям, и это безусловно приведет к его трансформации и развитию», — уверен Николай Вяххи.

Однако Антон Сажин призывает поумерить оптимизм:

«Сегодня модно говорить, что кризис — это новые возможности! На деле это скорее мантра, которую хорошо повторять для самоуспокоения, так как в реальности мало кто умеет работать в сложной ситуации. Для этого требуется иной тип мышления. Заявления из разряда “Ура! Мы теперь захватим весь рынок” несостоятельны, так как наши конкуренты были далеко не глупые люди». 

Подробный прогноз развития EdTech-рынка в целом дал директор по инвестициям университета «Синергия» Сергей Четвериков:

«В целом по рынку, по нашим прогнозам, скорость прироста инвестиций уменьшится, однако инвестиционная привлекательность должна сохраниться на уровне 2021 года (от 5 до 7 млрд рублей). Число сделок M&A увеличится за счет консолидации небольших игроков, которым сложно в одиночку сохранять конкурентоспособность в текущей социально-экономической ситуации. EdTech-компании с небольшими MVP-проектами и продуктами будут продавать свои стартапы (мы уже получили предложения от некоторых EdTech-стартапов купить у них долю на рынке либо полностью компанию). Для больших EdTech-стартапов ключевой задачей в 2022 году станет привлечение клиентского трафика и сохранение финансовых показателей на уровне прошлого года. Нельзя исключать, что крупные российские EdTech-проекты также будут заинтересованы в продаже долей в компании».

И если в «Синергии» охотно делают предположения насчет дальнейшей судьбы EdTech в России, то многие игроки отрасли в сегменте IT и дизайна, несмотря на ряд позитивных моментов, опасаются говорить что-либо по поводу будущего в условиях все еще сохраняющейся экономической турбулентности. 

«Строить прогнозы сейчас — это классическое гадание на кофейной гуще, — считает Никита Старун. — Потому что тренды, наметившиеся осенью, уже пошли по неожиданным сценариям. А до этого все прогнозы на два года сломала пандемия. Так что все мы привыкли адаптироваться и держать руку на пульсе текущих цифр. А точно измерять силу каждого тренда, который показал свое, возможно, эпизодическое влияние — малоинтересная задача». 

 

Авторы: Иван Коротков, Наталья Тростьянская

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале