Образование
20 октября 2022
Поделиться

У лета свои технологии: как за каникулы найти интересное хобби или выбрать будущую профессию

У лета свои технологии: как за каникулы найти интересное хобби или выбрать будущую профессию

Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»

Сегодня, когда неизвестно, что происходит быстрее — отмирают старые профессии или появляются новые, очевидно, что определяться с будущим нужно уже в школе. Однако многие дети и их родители все еще продолжают откладывать выбор профессии до момента поступления в вуз. И зачастую сложно назвать такой выбор осознанным. В 2019 году в рамках проекта Минпросвещения России «Билет в будущее» было организовано профориентационное тестирование (тогда опросили около 200 000 детей из 30 регионов), которое выявило, что примерно 90% российских школьников не понимают, кем хотят стать, и не знают, где искать информацию на эту тему.

При этом в области креативных индустрий эта проблема приобретает еще и дополнительную остроту, ведь наша страна испытывает сегодня нехватку кадров в «цифровых» профессиях (только в области IT, по оценке Минцифры, не хватает от 500 000 до 1 млн специалистов).

Одним из ответов на эти серьезные актуальные вызовы стал проект «ТехноЛето», в рамках которого при поддержке Правительства Москвы были собраны специальные летние пятидневные интенсивы для школьников. Каждый курс был направлен на глубокую профориентацию, а особое место уделено инновациям.

Летний лагерь 2.0

Если раньше летние городские лагеря представляли собой печальное зрелище с обязательным «тихим часом» (для детей 11‒13 лет!), куда детей загоняли криками уставшие педагоги, то сегодня ситуация выглядит иначе.

Проект «ТехноЛето» открыл московским школьникам по-настоящему широкий выбор бесплатных познавательно-развлекательных программ с уклоном в профориентацию: робототехника, IT, креативные и мультимедийные технологии, экология, сити-фермерство, биотехнологии, предпринимательство. Интенсивы были разработаны при участии высокотехнологичных предприятий и ведущих вузов столицы, среди которых МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, Московский политех.

Заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Олеся Беленькая утверждает, что созданные не так давно по всей Москве детские технопарки, на базе которых и реализовывалась программа «ТехноЛето», — это «кузница кадров новой экономики»:

«Детские технопарки задумывались как ответ на запрос промышленных корпораций на профессионально подготовленные кадры. В отличие от множества тематических кружков и секций, в изобилии представленных в системе дополнительного образования города, в детских технопарках ребята проходят подготовку на оборудовании, идентичном оснащению ведущих предприятий. Под руководством наставников они занимаются проектной деятельностью, а реальные разработки по ее итогам уже сегодня внедряются на производствах индустриальных партнеров».

Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»

Обитатели космоса и шоколадная фабрика

Главное, что делает такие интенсивы привлекательными, — игровой характер занятий. Например, в Инновационном центре «Сколково» за пять дней участникам предложили запустить собственную шоколадную фабрику! Каждой группе, куда входило до 15 человек, предстояло решить свою задачу: тут и разработка дизайна, и архитектурный проект, и налаживание технологического производственного процесса с помощью IT и инженерных технологий. Это позволило ребятам не только получить новые знания по промышленному дизайну (включая программирование, AR-/VR-технологии, 3D-моделирование), но и научиться работать в команде и презентовать себя.

«Ребенок находился на площадке целый день, возвращаясь домой только вечером, а помимо обучения в программе предусмотрены игры, творчество и спорт, — объяснила формат работы детских технопарков Олеся Беленькая. — В рамках таких летних интенсивов школьники получили знания и навыки в самых востребованных и перспективных отраслях: инженерия и программирование, промышленный дизайн, IT-технологии, 3D-моделирование, виртуальная реальность, биотехнологии, робототехника, креативные индустрии, мультимедиа, наука и экология, городские инновации и предпринимательство. Это даже можно назвать тест-драйвом детских технопарков, так как после прохождения интенсивов подростки смогут продолжить в них обучение по наиболее понравившемуся направлению».

А выбрать есть из чего: сейчас у детских технопарков более 200 индустриальных партнеров, включая такие компании, как РЖД, Росатом, «Ростелеком», ПАО «СИБУР Холдинг» и др. Что интересно, занятия в технопарках проводят зачастую с опорой на методику «кейсового обучения» (case-study), которая впервые была внедрена еще в XIX веке в Гарварде. По сути, ребятам предлагают решить комплексную прикладную задачу. О том, как это происходило в Детском технопарке при МГТУ им. Н.Э. Баумана, рассказал Владимир Нелюб, исполнительный директор индустриального партнера проекта — Московского композитного кластера «МКК»:

«Мы выстраиваем образовательную траекторию совместно с методистами “Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана”. Предоставляем детскому технопарку прикладные задачи, которые учащиеся решают и тем самым получают навыки, необходимые им. В частности, в рамках реализации проекта «ТехноЛето» нами с “Инжинириум МГТУ им. Н.Э. Баумана” были разработаны программы дополнительного образования “UX/UI Design”, “Графический дизайнер”, “Разработчик игр” для трех категорий с учетом возрастных особенностей».

Много внимания в проекте «ТехноЛето» уделили и робототехнике. Это и не удивительно, учитывая перспективы развития этой отрасли. По-настоящему креативный подход к разработке курсов проявили в Школе программирования и робототехники «Лига Роботов», сумев объединить в пятидневной смене планетоходы, спутники, роботов и инопланетян. Детям от 7 до 12 лет здесь предложено под руководством взрослых изучать терраформирование планет и жизнь микроорганизмов на поверхности небесных тел. Чтобы «перевести» сложные понятия с «научного» на «понятный», организаторы предусмотрели много игровых методик: ребята собирали модели спутников, планетоходов и даже… инопланетянина. Таким образом удалось совместить soft-skills с практическими и теоретическими знаниями по программированию в среде Scratch 3.0 и геймдеву.

Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»

Но не одними айтишниками жив креатив. В рамках «ТехноЛета» можно было выбрать направления «Вокруг света», «Программу по предпринимательству», а также курс «Креативное мышление как основополагающий фактор инновационного инжиниринга», где не только учили «анализировать рынок потребностей вне зависимости от выбранной ниши», но и помогали каждому выстроить «личный бренд».

«Мы уверены, что среди представленных в рамках проекта “ТехноЛето” интенсивов каждый участник нашел то, что ему по душе, а полученные навыки пригодятся ему в жизни, какой бы путь он ни выбрал», — резюмировала Олеся Беленькая. 

Фото предоставлено АНО «Развитие человеческого капитала»

Зачем это бизнесу?

Понятно, что такие проекты, как «ТехноЛето», в первую очередь создаются, исходя из интересов государства и общества. Неудивительно, что основное финансирование проекта взяло на себя Правительство Москвы. Тем не менее проект широко поддержал и бизнес.

«Детские технопарки предоставляют предприятиям возможность отбора наиболее одаренных ребят для дальнейшего трудоустройства, а компании, выступая потенциальными работодателями, могут обучать ребят непосредственно “под себя”, закрывая свои производственные задачи и потребности», — объяснили мотивацию индустриальных партнеров в Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы.

Кроме того, другая и очень веская причина участия бизнеса в таких «благотворительных» проектах — острая нехватка «креативных» кадров, способных к постоянному переобучению в быстро меняющихся условиях, а также обладающих достаточно хорошим начальным уровнем подготовки и мотивацией.

Владимир Нелюб формулирует запрос так:

«Основной профиль нашей деятельности — научные исследования и разработки, в том числе особое внимание уделяется ИТ-отрасли. Учитывая растущую востребованность специалистов, мы заинтересованы в подготовке будущих экспертов в данном направлении».

Катерина Миронова, генеральный директор NUT.Tech (сервис в области разработки, поддержки и развития высоконагруженных интернет-проектов), считает, что, учитывая нехватку креативных кадров, интересы предпринимателей и родителей полностью совпадают:

«Дефицит квалифицированных специалистов, по разным оценкам, в России огромный. Предпринимается много мер не только по поддержке компаний и специалистов отрасли, запускаются также бесплатные программы или программы со скидками 50% по получению второго образования в сфере IT. Что касается вузов, на текущий момент там около 80 000 бесплатных мест, но правительством поставлена цель увеличить количество до 120 000 в год к 2024 году. Поэтому, если подросток решил начать карьеру в IT, сейчас самое лучшее время.

Тем более, если стартовать в сфере IT в 11‒12 лет, к 18 годам можно не только получить необходимое образование, но и глобальный опыт. Ведь для IT-специалистов не обязательно работать с 8:00 до 17:00 в офисе с понедельника по пятницу. Даже выполняя по одному заказу в неделю, уже к одиннадцатому классу можно создать солидное портфолио. А это поможет с легкостью устроиться практически в любую IT-компанию».

Вузы тоже рады

Ректор МФЮА Алексей Забелин рассказывает, что после того, как на базе вуза был открыт детский технопарк «Наукоград», стало гораздо легче «находить своего студента»:

«Конечно, после технопарка к нам приходят более мотивированные студенты. Отчасти потому, что направления обучения коррелируются: программы для детского технопарка разрабатываются сотрудниками вуза, и те ребята, которые проявили интерес к электротехнике, компьютерным сетям, дизайну или архитектуре, обычно идут учиться дальше именно на эти специальности. То есть мы даем детям возможность воплотить свои мечты, а их реализация — задача не только вуза, но и родителей прежде всего.

Кроме того, детский технопарк на базе вуза — это возможность практики для наших студентов. Здесь они выступают в роли преподавателей-экскурсоводов (у нас есть солидный Музей эволюции техники), получая дополнительный опыт».

Кроме МФЮА свои детские технопарки также открыли многие другие ведущие вузы Москвы: МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, Московский политех, МАИ, МИЭТ, РГСУ.

Чтобы хобби стало любимой работой

Всего сегодня в 21 детском технопарке действует 113 лабораторий, где ребята могут пройти порядка 400 образовательных программ по 47 направлениям. Но поможет ли это преодолеть дефицит кадров, который уже образовался в области IT и креативных индустрий?

Ольга Савинская, кандидат социологических наук, академический директор аспирантской школы по социологическим наукам, доцент НИУ «Высшая школа экономики», уверена: чтобы снизить дефицит кадров, важно не только их вырастить, но и удержать на российском рынке труда:

«Если мы рассматриваем проблему в целом, то важно понимать, что IT-специальности — это глобальные и очень мобильные профессии. IT-специалисты, как мы видим, легко могут мигрировать в поисках лучшего места работы. Поэтому выращивание и подготовка кадров — это только часть стратегии снижения дефицита. Для полного преодоления существующей проблемы рынок труда в России в этой сфере должен стать привлекательным.

С обучением и подготовкой школьников дела в России обстоят значительно лучше: есть много передовых практик, высоко оцениваемых мировым экспертным сообществом в сфере образования. Но хорошего много не бывает. В частности, проект “ТехноЛето” прекрасен тем, что это полезная, замечательная, своевременная инициатива. Но было бы лучше, если бы таких инициатив было больше и они исходили от разных субъектов общества (бизнеса, НКО), а не только от государства».

Кроме того, уверена Ольга Савинская, важно работать не только со школьниками, но и с родителями:

«Именно родители оказывают серьезное влияние на профессиональный выбор детей. Особенно это актуально для младшей и средней школы. Как показали наши исследования, родительский выбор влияет на то, что половина детей, а речь идет о девочках, благодаря устоявшимся стереотипам не выбирают STEM-профессии даже при отличных оценках по математике и другим точным наукам. Чтобы увеличить количество IT-специалистов, очень важно обратить внимание на эту проблему. IT-сфера должна перестать восприниматься как прибежище для мужчин-интровертов, нелюдимых "заумных ботаников". И здесь речь даже не идет о России в частности — это абсолютно глобальный феномен. Да и в целом проблема привлечения девушек в IT и "цифровые" профессии дискутируется глобально, поскольку потребности в IT-специалистах высоки не только в России».

Будет ли свое «ТехноЛето» у родителей, покажет время. А пока учащиеся детских технопарков, в том числе девочки, с удовольствием делают первые шаги в STEM-профессиях. Софье 10 лет, и она только перешла в пятый класс, но уже успела поучаствовать в создании роботов, а теперь заинтересовалась гейм-дизайном:

«Я узнала о проекте от папы. Так как мы живем рядом, мне предложили поучиться здесь, и я согласилась. Первым направлением, которое я выбрала, стала "Мобильная робототехника WORLDSKILLS". Самым интересным было создание роботов, для которых мы делали уникальную программу. Сейчас учусь на направлении "IT-инженер: герои мультиков на соревновании". Мне очень понравилось, что я сама могу создать компьютерную игру, персонажей, выбрать любой тип игры, уровни сложности и так далее. Уже дома я создала игру "Змейка на двоих" и сама в нее играла. Я думаю, что создание игр будет моим хобби в будущем».

А если вспомнить, что хобби в современном мире очень часто становится любимой работой, можно сказать, что проект «ТехноЛето» свою задачу — хотя бы в этом конкретном случае — выполнил на сто процентов. А детские технопарки продолжают проводить другие профориентационные акции и мероприятия, актуальную информацию о которых всегда можно получить на сайте «Детские технопарки Москвы». 

 

Автор: Иван Коротков

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале