Наука и технологии
06 января 2022
12 минут
Поделиться

Отжигаем по полной: самые необычные фейерверки от Петра I до наших дней

Выстрелы, грохот — и небо озаряется гигантскими огненными цветами, рассыпающимися множеством разноцветных искр. Какой праздник без пальбы! А уж Новый год и подавно. Фейерверки, горящие надписи, огненные фонтаны, шумные петарды и мирные бенгальские огни. В календаре даже есть особый день, посвященный бенгальским искрам и гирляндным огням, — 3 января. Сложно представить, что все это великолепие началось с ошибки китайского фармаколога.

Отжигаем по полной: самые необычные фейерверки от Петра I до наших дней

Иллюстрация: IPQuorum

Made in China

С самых древних времен в Китае существовала традиция разводить накануне празднования Нового года огромные костры и сжигать в них сухие стебли бамбука.

«Взрывающийся бамбук» («пао чак») был самым надежным средством для отпугивания злых духов, которые, как известно, боятся яркого света и шума. Помимо своего основного предназначения снопы искр, взмывающие в небо, попутно создавали праздничное настроение.

Но до фейерверков, единственная цель которых — развлечение, было еще очень далеко. История праздничных огней началась с неудачного эксперимента.

В VII веке во времена империи Тан великий китайский врач и фармаколог Сунь Сымяо взялся создать эликсир бессмертия. Однако что-то пошло не так, и в итоге вместо волшебного порошка получилась гремучая смесь из селитры, серы и угля, эдакий прообраз пороха.

Как состав попал в костер, никто точно не знает. То ли сам ученый в сердцах решил сжечь неудачный образец, то ли кто-то из его помощников утилизировал отходы, но раздался чудовищный взрыв, сопровождавшийся грохотом и разноцветными языками пламени.

Кстати, нельзя сказать, что опыт был совершенно неудачным, так как имя свое Сунь Сымяо все-таки обессмертил.

Про взрывающийся порошок узнали даосские монахи и решили превратить дефект в эффект. Но, прежде чем по-настоящему зажечь, им пришлось научиться укрощать огонь и управлять силой взрыва.

Так появились пороховые заряды.

Поначалу использовали все тот же полый стебель бамбука, который взлетал в небо с громким шипением и свистом, а затем взрывался, рассыпаясь искрами.

Позже трубки стали картонными, а дым и пламя — разноцветными.

По легенде, самый первый новогодний праздник огней, во время которого было запущено несколько тысяч разноцветных фейерверков, был устроен последним императором династии Сун в последний год своего правления и прошел под девизом «Пусть ночь превратится в день!».

От Марко Поло до Петра I

Считается, что в Европе первые фейерверки появились в XIII веке, и произошло это благодаря известному путешественнику Марко Поло, который в 1295 году привез секрет пороха из Китая в Италию. Однако, по другой версии, порох в Венецию попал через Великий шелковый путь, и завезли его арабы.

Как бы там ни было, огненные забавы стали эффектной частью венецианских фестивалей. Но на то, чтобы стрельба разноцветными залпами превратилась в роскошное зрелище — феерические картины в небе, нарисованные огнем, цветом и светом, — у итальянцев ушло почти сто лет. Самый первый настоящий фейерверк состоялся в 1379 году в городе Виченца.

В Англии история фейерверков началась в 1486 году — со свадьбы Генриха VII. Традицию свадебных огненных шоу продолжил его сын Генрих VIII, который женился на Анне Болейн. Их дочь королева Елизавета I не просто пошла по стопам родителей, а даже учредила при дворе специальную должность «файер-мастера». Иногда они делали головокружительную карьеру! Например, в 1685 году пиротехник короля Якова II за впечатляющее огненное шоу был посвящен в рыцари.

Пока Европа наслаждалась Ренессансом и разноцветными огоньками, на Руси Московское княжество воевало с Тверским и Рязанским, попутно отбиваясь от Золотой Орды и собирая русские земли. Не до фейерверков было. Тут бы настоящее пламя потушить.

Впрочем, считается, что в конце XIV века, в последние годы правления Дмитрия Донского, когда все междоусобные страсти поутихли, в Белокаменной все-таки начали устраивать праздники с потешными огнями. Своих фейерверков тогда еще не было, приходилось жечь импортные, очень дорогие.

Есть сведения, что одно из ярчайших пиротехнических шоу устроил в Москве в мае 1606 года Лжедмитрий I, когда женился на польской красавице Марине Мнишек. Оборудование доставили из Европы, а главным чудом стал «дракон трехглавый, огнем дышащий» — сложная композиция из огненных фонтанов и факелов. Закончилось, правда, все довольно плохо: жениха убили, тело сожгли, пеплом набили пушку и выстрелили в направлении польской границы.

Но первый документально подтвержденный российский фейерверк был устроен в 1674 году в городе Устюге во время царствования отца Петра I — Алексея Михайловича. И тогда же была учреждена должность «порохового воеводы» — ответственного за огненно-световые зрелища и пороховые склады.

А первыми нелегальными фейерверкерами на Руси были скоморохи. Правда, порох они не использовали, свои handmade фейерверки изготавливали из жестяных трубок и плауна (многолетнего травянистого растения, одного из самых древних на Земле).

Известный географ и историк Адам Олеарий, секретарь и переводчик немецкого посольства в Москве во времена царствования Михаила Федоровича, писал: «В обществах можно устраивать хорошее развлечение с помощью плауна: если тайком наполнить трубки плауном и поднести к огню и дунуть, то, неожиданно для сидящих, вокруг выбрасывается сильное пламя; чтобы при этом получился сильный шум, примешивают сюда превращенную в порох березовую листву».

Скоморохи хулиганили совершенно безнаказанно, поскольку ежегодно получали индульгенцию от патриарха на все рождественские каникулы. И с 1 по 19 января с песнями, шутками, танцами бегали по улицам с фейерверками, поджигали бороды прохожим. Получить пощаду можно было, только откупившись копейкой.

Огромные деньги, между прочим! На копейку при Михаиле Федоровиче можно было купить 15 яиц или целую курицу!

К концу XVII века, уже при Петре I, новогодние развлечения с фейерверками стали очень популярной забавой среди российской знати и дворянства. Князь Федор Юрьевич Ромодановский самолично изготавливал и испытывал пороховые фейерверки в свободное от розыскных и аптекарских дел время. Князь Голицын и боярин Шереметев устраивали в своих имениях огненные шоу. А уж после высочайшего указа Петра I, повелевавшего, чтобы всe знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы на Новый год выпускали «несколько ракетов, сколько у кого случится», в России начался фейерверочный бум. Ну, или расцвет пиротехники. Тем более что специально организованное в 1680 году в Москве «ракетное заведение» производило фейерверочные, осветительные и сигнальные ракеты в достаточном количестве. 

На заметку.
Химия праздничных огней.
Что нужно сделать, чтобы фейерверк озарил небо разными красками? Правильно: грамотно подобрать химический состав заряда. Рассказываем, какие элементы используют специалисты.
Чтобы получить красный цвет, в фейерверк добавляют соли стронция и лития.
Для оранжевого цвета — соли кальция.
Для желтого цвета — соли натрия.
Для зеленого — соли бария.
Для синего — соли меди.
А вспышки ослепительного белого цвета дают титан и магний.
Звуковые эффекты тоже можно создать с помощью разных металлов. Например, алюминиевые или железные хлопья заставят фейерверк издавать шипящие звуки, а титановый порошок добавит брызгам цвета грохот взрывов.
Но основным компонентом заряда всех современных фейерверков был и остается черный порох, тот самый несостоявшийся волшебный эликсир бессмертия средневекового китайского фармаколога Сунь Сымяо.

Огненные забавы

Искусству пиротехники Петр I обучился у голландцев. В свои 17 лет уже умел делать пиротехнические смеси и ракеты для «потешных огней». Например, на масленицу 1690 года свежекоронованный царь лично изготовил фейерверк, который не прекращался целых три часа.

Рецепты горючей смеси тоже изобретал сам. В записях Петра I сохранились описания рецептуры фейерверков, записанные алхимическими символами. Еще царь-реформатор сам разрабатывал сюжет фейерверка и пошаговую инструкцию управления зарядами, а также готовил для зрителей абрисы — специальные «программки» с оттисками гравюр, которые использовались для огненных картин, и описанием значения фигур, сюжетов, надписей.

Огненные спектакли, которые устраивал Петр I, наверное, можно сравнить по грандиозности и искусности с творениями великого аниматора эпохи Возрождения Леонардо да Винчи. Например, однажды Петр создал огненную фигуру Геркулеса, раздирающего пасть льву. А в другой раз — во время празднования победы в Северной войне — организовал фейерверк, состоявший из нескольких частей. Сначала вспыхнула фигура орла, установленная на здании Сената. Затем горящая птица как бы подлетела (а на самом деле ее передвигали по натянутой веревке) к огромной декорации — храму бога Януса. Ворота храма тут же вспыхнули синим пламенем, из них вышел сам бог Янус (весь в огне, разумеется), и в руках он держал лавровый венок победителя.

Огненное искусство очень скоро получило статус общегосударственной задачи, пиротехникой занимались ученые Академии наук.

В Российском государственном архиве древних актов (РГАДА) хранятся собственноручные записи Петра I, в которых детально описано, как снаряжать «бураки» и «светящиеся ядра», что должно быть в составе зажигательной смеси, чтобы огонь получился белым или синим, — все это с рисунками и математическими выкладками.

Пышными фейерверками отмечались все большие и маленькие праздники. Сколько государственных денег улетало в трубу — сосчитать невозможно.

В одном из отчетов своему правительству датский посол Юст Юль писал: «Трудно представить, какая масса пороху истлевается за пирами и увеселениями при получении радостных вестей, на торжествах и при салютах, ибо в России порохом дорожат не более, чем песком, и вряд ли найдешь в Европе государство, где бы его изготовляли в таком количестве и где бы по качеству и силе он мог сравниться со здешним».

У Петра I, как водится, было совершенно иное представление о разумности трат на «огненные забавы». Сохранилась одна из записок, в которой царь сетует на какую-то финансовую неудачу: «Лучше б те миллионы на фейерверк издержаны были, нечто б дивное и памяти достойная вещь была, и народ в тот час великий блезир имел».

Кстати, нынче россияне, согласно данным экспертов по объемам продаж фейерверков, ежегодно тратят на «блезир», то есть на удовольствие, порядка 8 млрд рублей. А государство тратит на праздничные салюты в Москве в среднем по 60 млн рублей за один присест.

Традицию отмечать Новый год 1 января фейерверками и салютами тоже ввел Петр I. Первое Новолетие в канун Нового 1700 года праздновали очень пышно. Всем жителям Москвы по высочайшему указу было велено украсить свои дома хвойными ветками, жечь во дворах костры и палить изо всех ружей. Пальба не утихала неделю.

Вот с тех самых пор мы и празднуем Новый год целую неделю, с елками и фейерверками.

Как фейерверк стал салютом

Племянница Петра I императрица Анна Иоанновна тоже очень любила «потешные огни». На стрелке Васильевского острова по ее повелению был построен целый театр фейерверков — Театрум. Стоял он на 1000 свай, его обслуживали 600 пиротехников. Фейерверки и лампионы (бумажные фонарики) изготавливались в специальной лаборатории при Главной артиллерии. Все фейерверкеры являлись военнообязанными артиллеристами и имели техническое образование: от механиков до инженеров.

Была организована также специальная школа создателей театров фейерверков. До 1827 года ею руководил сподвижник Петра и его главный пиротехник Василий Корчмин, а позже военный и государственный деятель России, граф Бурхард Христоф фон Миних.

К работе над фейерверками и огненными спектаклями привлекались лучшие художники и архитекторы Петербурга, знаменитые деятели науки и культуры. Среди них — академики Михайло Ломоносов и Якоб Штелин, архитектор Матвей Казаков и механик Иван Кулибин.

С приходом на царство Екатерины II традиция устраивать праздничные огненные шоу только упрочилась. Коронация Екатерины в 1763 году была отмечена одним из самых крупных и ярких фейерверков в истории XVIII века.

Спектакль назывался «Паладин». На Неве построили плавучую платформу в виде острова. В центре разместили храм со статуей Афины. (По замыслу создателей, древнегреческая богиня олицетворяла императрицу и Самодержицу Всероссийскую.) Площадку перед храмом украшали античные скульптуры и вазы, и вокруг всего этого бушевала река огня. Кульминацией действа стал момент, когда загорелся вензель с инициалами Екатерины, а вокруг него засверкали молнии.

Следующий уникальный огненный спектакль был поставлен в Москве на Ходынке в 1775 году. Автором фейерверка, посвященного заключению мира с Турцией, был обер-фейерверкер Матвей Мартынов (генерал-майор артиллерии, между прочим!), а исполнительным продюсером — помощник Мартынова Василий Немов. Представление состояло из четырех действий: «Спокойная Россия», «Обеспокоенная Россия», «Торжествующая Россия» и «Утешная Россия». Для строительства декорации — «великолепного и разновидного павильона» — было использовано 42 000 ракет!

XIX век принес новые имена. Искусство уверенно превращалось в науку. Появлялись учебники и пособия. Одно такое «Полное и подробное наставление о составлении увеселительных огней» было опубликовано в 1824 году. Автор этого трактата пиротехник Федор Челеев писал: «Хотя упражнение фейерверочное не есть толь полезное для отечества как другие художества (то есть ремесла), на коих все ваше благо основывается; но коль скоро находим мы в нем приятное удовольствие, то не можем оное не назвать хотя частным благом, ежели не всеобщим... по всему всякая забава в свободное время облегчает труды... успокаивает и ободряет силы».

Имя еще одного известного фейерверкера XIX века, автора и создателя праздничных огней, хорошо знакомо любителям классической музыки. Это композитор и медик, редактор журнала «Знание» и ординарный профессор химии Медико-хирургической академии Санкт-Петербурга Александр Бородин.

Последний фейерверк в досоветской России был дан в 1915 году в честь взятия русскими войсками города Перемышля во время Первой мировой войны. И все. Следующие праздничные огни над столицей зажглись спустя почти три десятилетия — 5 августа 1943 года. Но это был уже не фейерверк, а салют. Огненные картины сменились суровыми военными залпами. Впрочем, повод был соответствующий — не легкомысленные новогодние праздники, а чествование Советской армии, освободившей Орел и Белгород. Заряды для этого салюта были изготовлены на Особом экспериментальном заводе № 862.

После войны завод был реорганизован в Научно-исследовательский институт прикладной химии. И до сих пор, вот уже 75 лет, там работают все главные фейерверкеры страны. Они изобретают, разрабатывают и производят все необходимое для самых разнообразных праздничных огненных шоу: от хлопушек до петард, от фейерверков до салютов.

И все же 99% всех фейерверков, которые продаются сегодня на российском рынке пиротехники, завозятся к нам из Китая. Дело даосских монахов процветает вот уже тысячу лет. И будет процветать вечно. Ну, или до тех пор, пока человечество существует и празднует Новый год. С елками! Гирляндами! Бенгальскими огнями и фейерверками!

IPQuorum собрал пятерку самых интересных фейерверков в истории

Считается, что самое большое фейерверк-шоу было проведено в Норвегии 29 ноября 2014 года. Тогда в честь норвежской конституции в небо было запущено 540 383 залпов. Зрелище продолжалось целых полтора часа!

Рекорд по созданию самых больших снарядов принадлежит Америке конца 1970-х годов. Снаряды назывались Толстяк Один и Толстяк Два. Каждый из них был метровой длины, метровой ширины и весил по 325 кг. Первого взорвали в Кембридже, второго — во Флориде. Первый не смог взлететь, разорвался прямо на земле и оставил после себя трехметровую воронку. Зато устройство для его запуска улетело на 400 м. Второй Толстяк с трудом поднялся на высоту 15-этажного дома. Получилось не очень эффектно, но зато рекорд был установлен.

Самым длинным в мире признан фейерверк, изготовленный в Китае в 2007 году. «Гремучая змея» длиной 13 км горела целых два часа.

Самое дорогостоящее в мире шоу фейерверков состоялось в 2009 году в Абу-Даби. Шоу продолжалось всего лишь 55 минут, зато стоило 20 млн долларов.

Ну а самый вкусный фейерверк был запущен накануне Нового 2002 года в Цюрихе. Заряд состоял из 60 кг лучшего швейцарского шоколада!



Автор: Марина Собе-Панек

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Наука и технологии
12 ноября 2024

Трубка мира: кто изобрел кинескоп

Наука и технологии
16 октября 2024

На М-11 «Нева» впервые в России появилась музыкальная разметка

Наука и технологии
09 октября 2024

Наши роботы самые работоспособные в мире

Наука и технологии
07 октября 2024

Машины времени: наш автопром от «Победы» до AURUS

Наука и технологии
17 сентября 2024

Больше денег и риска: Bain изучила игровую индустрию

Наука и технологии
12 сентября 2024

Видеоигры и реальная жизнь: как виртуальные развлечения отражаются в мире вокруг нас

Наука и технологии
27 августа 2024

Про оптимизацию с оптимизмом: почему современные игры выходят не готовыми?

Наука и технологии
15 августа 2024

Винтокрылая маршрутка: история изобретения вертолета

Наука и технологии
23 июля 2024

Игра в экранизацию: почему адаптации видеоигр в кино не получались, а теперь получаются?

Наука и технологии
28 июня 2024

Оптимизм с оговорками: как россияне воспринимают информационные технологии

Наука и технологии
25 июня 2024

Вагончик тронулся: кто изобрел трамвай

Наука и технологии
21 июня 2024

Вовлекая, привлекай: phygital — на стыке физического и цифрового

Наука и технологии
04 июня 2024

Игры, в которые не играют люди: почему блокбастеры надоели и что с этим делать

Наука и технологии
14 мая 2024

Игры покоренных: почему происходят массовые увольнения в индустрии?

Наука и технологии
09 апреля 2024

Жмем на play: Российские игроки и их предпочтения

Наука и технологии
22 марта 2024

Голубая мечта: как изобрели искусственную кровь

Наука и технологии
14 марта 2024

Смотри в оба: кто изобрел очки?

Наука и технологии
07 марта 2024

Наука — дело женское

Наука и технологии
20 февраля 2024

Облачный гейминг, нейросети и профсоюзы: главные тренды-2024 в игровой индустрии

Наука и технологии
02 января 2024

На страже организма: как родилась теория иммунитета