Дизайн и мода
28 декабря 2021
9 минут
Поделиться

Незабытое прошлое: «Как советские вещи отражаются в современном дизайне»

Серийные в прошлом предметы мебели, посуды, техники или одежды, будучи грамотно вписанными в современный интерьер или гардероб, приобретают новые качества, становятся чем-то особенным и подчеркивают индивидуальность своих владельцев. Кроме того, к образам и стилистике советского культурного наследия часто обращаются современные дизайнеры. Рассказать о феномене актуальности эстетики советской эпохи IPQuorum попросил специалиста по истории дизайна, кандидата наук и куратора множества выставок Алену Сокольникову.

Незабытое прошлое: «Как советские вещи отражаются в современном дизайне»

Иллюстрация из журнала «Новые товары». №7 1980. Частное собрание

С начала 2010-х годов количество выставок и публикаций, посвященных исследованию феномена советского дизайна в России и в мире, неуклонно растет. Одновременно увеличивается спрос на товары из СССР на винтажных рынках и аукционах. Например, стоимость многих вещей, приобретенных для выставки «Советский дизайн 1950-80-х» в московском Манеже, выросла с 2012 года в два-три раза. Связано это как с общемировым трендом на развитие локальных историй и поиска местного колорита в работах, так и с тем, что люди, рожденные в поздний период СССР, сейчас находятся в активном платежеспособном возрасте и не против поностальгировать о времени своей юности.

С другой стороны, выросло новое поколение, не заставшее советскую эпоху и способное посмотреть на наследие свежим взглядом. Современная переоценка ценностей видится особенно важной. Для того чтобы не идеализировать советский период, необходимо, к примеру, принимать во внимание трудности плановой экономики, что привело как к дефициту отдельных групп бытовых товаров, так и к затовариванию изделиями, не пользовавшимися спросом. Ключевой проблемой в развитии советского дизайна стали сложности внедрения передовых разработок в массовое производство, где во главу угла ставилось формальное выполнение плана.

Тем не менее можно выделить целый ряд подходов, актуальных с позиций сегодняшнего дня. Например, многие отмечают близость социалистического дизайна современным концепциям устойчивого развития: отрицание «теории запрограммированного устаревания вещей» (техника, которую можно починить самому), экологичность (текстильные сумки или авоськи, практичные резиновые калоши, крафтовая упаковка и молочные бутылки без этикеток с разноцветными крышечками из фольги), развитая система сдачи стеклотары и макулатуры, критика чрезмерного потребления и популярная культура создания предметов своими руками, получившая развитие в рамках современного движения мейкерства и др.

Фото: Калоши. Иллюстрация из «Товарного словаря». 1956 – 1961. Частное собрание. Молочная продукция. Иллюстрация из «Книги о вкусной и здоровой пище». 1965. Собрание Алёны Сокольниковой

Например, художник Владимир Архипов для своего проекта «Музей Других Вещей» собирает по всей России образцы советских и современных утилитарных предметов, сделанных людьми из подручных материалов и вещей, бывших в употреблении.

С точки зрения авторского права работа с советским наследием во многом остается «серой» территорией: авторы значительного числа массовых проектов по-прежнему не установлены либо про них очень мало информации и не всегда получается найти возможных наследников, а ряд организаций, переставших существовать в период распада СССР, не имеет сегодня официальных правопреемников. Сложности вызывает и специфика отношения советских институций к авторам. Яркий пример — история художника Виктора Чижикова, создавшего образ олимпийского мишки, права на которого принадлежали оргкомитету Олимпиады-80. Сегодня существует множество коммерческих проектов, свободно эксплуатирующих образы советской упаковки, текстиля, журнальных обложек и плакатов. Одновременно появляются успешные примеры добросовестной работы с материалами известных авторов, выполненные по согласованию с наследниками Александра Родченко и Варвары Степановой, Абрама Дамского и других или вышедшие на качественно иной уровень авторской интерпретации исторического материала. Именно такие примеры будут рассмотрены в серии публикаций подробнее.

Отдельно стоит сказать о периодизации. Первые разработки советских художников и дизайнеров-авангардистов ценятся очень высоко, но их сохранилось очень мало. Да, есть человек, которому удалось приобрести на вторичном рынке оригинальный чайник Казимира Малевича, в этой сфере встречается довольно много подделок, и найти что-то удачное, не консультируясь со специалистами, вряд ли получится. Из относительно доступных вариантов, интересных с точки зрения графического дизайна, — популярные журналы, нотные обложки и упаковка анонимных авторов 1920-х (например, папиросные коробки, жестяные банки или отдельные конфетные этикетки «Моссельпрома»).

1930–1950-е — период создания дорогих и качественных вещей для тех, кто может себе это позволить. Мебель из массива, выполненная на заказ известными архитекторами для правительственных домов, ранние образцы советского ар-деко (и в частности, изделия из карболита), неоклассические люстры и бра из бронзы и хрусталя, «наркомовские» настольные лампы с тканевыми абажурами. Эти предметы, часто украшенные советской символикой или включающие скульптурные группы, рельефы или графические изображения, выполненные в духе социалистического реализма, устойчиво пользуются спросом, но при этом многие из них имеют скорее антикварную, нежели дизайнерскую ценность. Из доступных предметов коллекционирования — жестяная упаковка для сладостей, которую часто хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок, а также стеклянные парфюмерные флаконы оригинальных форм. Хорошо отражают визуальную и материальную культуру 1930–1950-х журналы «СССР на стройке» и множество альбомов, обзор которых сделал Михаил Карасик в книге «Парадная книга Страны Советов» (2007). Отдельно стоит отметить богато иллюстрированные издания 1950-х – начала 1960-х: «Книга о вкусной и здоровой пище» и девять томов «Товарного словаря».

Фото: Иллюстрации из «Товарного словаря». 1956 – 1961. Частное собрание

Конец 1950-х – первая половина 1970-х — ключевой период в истории советского дизайна, становление его государственной системы во главе с ВНИИТЭ и введение аттестации товаров на Государственный знак качества. C 1964 года с лучшими советскими разработками начинает знакомить журнал «Техническая эстетика». Стилистически это вещи, выполненные в духе международных тенденций модернизма (от более игривых органических форм ранних 1960-х к ярко выраженным этническим мотивам конца 1960-х и более строгому «геометрическому» стилю 1970-х). Появляется огромное число сувениров и предметов, напоминающих своей формой и декором о достижениях СССР в области покорения космоса. Многие из них отличаются стильным и оригинальным дизайном: ночники «Космос» и «Ракета», самовар «Спутник» и т. д. Одновременно это новый период расцвета графического дизайна и киноплаката. Стоит обратить внимание на афиши и иллюстрации к научно-фантастическим фильмам, книгам и рассказам, опубликованным в журналах (таких как «Техника молодежи» и др.).

Недооцененным является советский художественный пластик 1960-х годов. Лаконичные по форме образцы посуды, декоративных фигурок и украшений, выполненных из новых синтетических материалов, долгое время оставались вне поля зрения государственных музеев и сегодня находятся в основном в частных коллекциях.

Фото: Декоративная фигурка «Удод». Конец 1960 – начало 1970-х. Пластмасса. Собрание Алёны Сокольниковой. Комплект из вазы и тарелки, 1960-е. Пластмасса. Сочинские мастерские Художественного фонда СССР. Собрание Азата Романова

Далее, чем ближе мы подходим к закату СССР, тем ощутимее снижаются потребительские свойства многих бытовых изделий. Наличие знака качества уже почти ничего не значит. Но, конечно, и здесь есть масса исключений: например плакаты, элементы фирменного стиля и отдельные образцы сувенирной продукции, выполненные лучшими художниками и дизайнерами (в частности, секции «Промграфика») к Олимпиаде-80.

И хотя любая старая вещь может иметь ценность в качестве семейной реликвии, носителя памяти о людях и событиях или просто экзотического аксессуара, с точки зрения истории советского дизайна, при посещении барахолок или разборе бабушкиной квартиры я рекомендую обратить внимание на отдельные группы товаров. В первой части этой статьи мы поговорим о предметах декоративно-прикладного искусства, моде и текстиле, а в следующей — о часах, фотоаппаратах, аудио и бытовой технике, мебели, осветительных приборах и игрушках!

Декоративно-прикладное искусство. Посуда и предметы декора

Образцы советского декоративно-прикладного искусства — это обширная тема, знакомство с которой стоит начать с посещения Всероссийского музея декоративного искусства и изучения подшивок журналов «Декоративное искусство СССР», также являющихся предметами коллекционирования. По-прежнему производятся и ценятся металлические изделия Кольчугинского завода, включая знаменитые подстаканники, интерьерные предметы в технике каслинского литья, изделия Гусевского хрустального завода. Остановимся подробно только на самых популярных направлениях — фарфоре и стекле.

Относительно доступными сегодня являются массовые работы известных авторов, например отдельные сервизы и вазы Анны Лепорской (ученицы Казимира Малевича), Анны Яцкевич, Петра Леонова, поздние версии кружки «Молоко» по модели Натальи Данько 1919 года, работы в стекле и фарфоре Веры Мухиной, Эдуарда Кримера, анималистические фигурки Алексея Сотникова, учившегося у Владимира Татлина, и др. На мой взгляд, большой интерес также представляют довоенные образцы так называемого «ситцевого фарфора» — предметов посуды, плотно покрытых цветочным или геометрическим узором, напоминающим оформление тканей.

Много интересных примеров обращения к нашей истории можно найти в современных проектах. Так, дизайнер Елена Китаева разработала собственную коллекцию фарфоровых тарелок и скульптур Stepanova style (2014), посвященную творческому наследию художницы-конструктивистки Варвары Степановой в области дизайна текстиля, журнального дизайна и спортивной одежды. Императорский фарфоровый завод не только создает реплики собственных значимых исторических коллекций, но и сотрудничает с современными дизайнерами. Например, сервиз «Оттепель» (2020) был разработан совместно с историком моды Александром Васильевым. Винтажные иллюстрации моделей из журналов мод автор дополнил яркими графическими рисунками в виде популярных принтов для ткани. Стилизованные образы советской эпохи воспроизводят в фарфоровой посуде и предметах декора Klimenkoff Art Porcelain.

Архитектор и дизайнер Анастасия Панибратова в своей коллекции хрустальных бокалов «Семь сестер» обращается к силуэтам сталинских высоток. Промышленный дизайнер Михаил Чистяков создал термостакан iconyMug на основе узнаваемой формы советского граненого стакана.

Оригинальное решение проблемы непарных предметов посуды, оставшихся от разных сервизов, предложил в конце 1990-х годов знаменитый советско-американский архитектор и дизайнер Константин Бойм. В рамках проекта Salvation («Спасение») он разработал типовые схемы сборки декоративных блюд и ваз, склеенных из разрозненных чашек, тарелок и других объектов, найденных в комиссионных магазинах. Проект был приобретен Марселем Вандерсом, основателем голландского бренда Moooi. А первые прототипы серии, как другие знаковые проекты из истории российского дизайна, представлены сейчас на выставке «ВЕЩЬ! Предметный разговор» во Всероссийском музее декоративного искусства.

Мода и текстиль

Для коллекционеров интерес представляют оригинальные модели одежды и аксессуары, модные журналы и отдельные выкройки, разработанные в общесоюзном и региональных домах моделей одежды, ВИАЛЕГПРОМ и СХКБ под руководством Аллы Левашовой. Кстати, именно Левашова стала одним из ключевых популяризаторов вологодского кружева в массовой советской моде 1960-х, что вполне может быть актуально и сегодня. При этом для личного использования не менее привлекательными могут быть и модели одежды, придуманные нашими мамами и бабушками. Например, историк моды и коллекционер Ася Аладжалова организует винтажный фикс-прайс, где каждый может продать за небольшую комиссию ненужную одежду или подобрать для себя обновку.