С начала 2010-х годов количество выставок и публикаций, посвященных исследованию феномена советского дизайна в России и в мире, неуклонно растет. Одновременно увеличивается спрос на товары из СССР на винтажных рынках и аукционах. Например, стоимость многих вещей, приобретенных для выставки «Советский дизайн 1950-80-х» в московском Манеже, выросла с 2012 года в два-три раза. Связано это как с общемировым трендом на развитие локальных историй и поиска местного колорита в работах, так и с тем, что люди, рожденные в поздний период СССР, сейчас находятся в активном платежеспособном возрасте и не против поностальгировать о времени своей юности.
С другой стороны, выросло новое поколение, не заставшее советскую эпоху и способное посмотреть на наследие свежим взглядом. Современная переоценка ценностей видится особенно важной. Для того чтобы не идеализировать советский период, необходимо, к примеру, принимать во внимание трудности плановой экономики, что привело как к дефициту отдельных групп бытовых товаров, так и к затовариванию изделиями, не пользовавшимися спросом. Ключевой проблемой в развитии советского дизайна стали сложности внедрения передовых разработок в массовое производство, где во главу угла ставилось формальное выполнение плана.
Тем не менее можно выделить целый ряд подходов, актуальных с позиций сегодняшнего дня. Например, многие отмечают близость социалистического дизайна современным концепциям устойчивого развития: отрицание «теории запрограммированного устаревания вещей» (техника, которую можно починить самому), экологичность (текстильные сумки или авоськи, практичные резиновые калоши, крафтовая упаковка и молочные бутылки без этикеток с разноцветными крышечками из фольги), развитая система сдачи стеклотары и макулатуры, критика чрезмерного потребления и популярная культура создания предметов своими руками, получившая развитие в рамках современного движения мейкерства и др.
Фото: Калоши. Иллюстрация из «Товарного словаря». 1956 – 1961. Частное собрание. Молочная продукция. Иллюстрация из «Книги о вкусной и здоровой пище». 1965. Собрание Алёны Сокольниковой
Например, художник Владимир Архипов для своего проекта «Музей Других Вещей» собирает по всей России образцы советских и современных утилитарных предметов, сделанных людьми из подручных материалов и вещей, бывших в употреблении.
С точки зрения авторского права работа с советским наследием во многом остается «серой» территорией: авторы значительного числа массовых проектов по-прежнему не установлены либо про них очень мало информации и не всегда получается найти возможных наследников, а ряд организаций, переставших существовать в период распада СССР, не имеет сегодня официальных правопреемников. Сложности вызывает и специфика отношения советских институций к авторам. Яркий пример — история художника Виктора Чижикова, создавшего образ олимпийского мишки, права на которого принадлежали оргкомитету Олимпиады-80. Сегодня существует множество коммерческих проектов, свободно эксплуатирующих образы советской упаковки, текстиля, журнальных обложек и плакатов. Одновременно появляются успешные примеры добросовестной работы с материалами известных авторов, выполненные по согласованию с наследниками Александра Родченко и Варвары Степановой, Абрама Дамского и других или вышедшие на качественно иной уровень авторской интерпретации исторического материала. Именно такие примеры будут рассмотрены в серии публикаций подробнее.
Отдельно стоит сказать о периодизации. Первые разработки советских художников и дизайнеров-авангардистов ценятся очень высоко, но их сохранилось очень мало. Да, есть человек, которому удалось приобрести на вторичном рынке оригинальный чайник Казимира Малевича, в этой сфере встречается довольно много подделок, и найти что-то удачное, не консультируясь со специалистами, вряд ли получится. Из относительно доступных вариантов, интересных с точки зрения графического дизайна, — популярные журналы, нотные обложки и упаковка анонимных авторов 1920-х (например, папиросные коробки, жестяные банки или отдельные конфетные этикетки «Моссельпрома»).
1930–1950-е — период создания дорогих и качественных вещей для тех, кто может себе это позволить. Мебель из массива, выполненная на заказ известными архитекторами для правительственных домов, ранние образцы советского ар-деко (и в частности, изделия из карболита), неоклассические люстры и бра из бронзы и хрусталя, «наркомовские» настольные лампы с тканевыми абажурами. Эти предметы, часто украшенные советской символикой или включающие скульптурные группы, рельефы или графические изображения, выполненные в духе социалистического реализма, устойчиво пользуются спросом, но при этом многие из них имеют скорее антикварную, нежели дизайнерскую ценность. Из доступных предметов коллекционирования — жестяная упаковка для сладостей, которую часто хранили в семьях и использовали в качестве шкатулок, а также стеклянные парфюмерные флаконы оригинальных форм. Хорошо отражают визуальную и материальную культуру 1930–1950-х журналы «СССР на стройке» и множество альбомов, обзор которых сделал Михаил Карасик в книге «Парадная книга Страны Советов» (2007). Отдельно стоит отметить богато иллюстрированные издания 1950-х – начала 1960-х: «Книга о вкусной и здоровой пище» и девять томов «Товарного словаря».
Фото: Иллюстрации из «Товарного словаря». 1956 – 1961. Частное собрание
Конец 1950-х – первая половина 1970-х — ключевой период в истории советского дизайна, становление его государственной системы во главе с ВНИИТЭ и введение аттестации товаров на Государственный знак качества. C 1964 года с лучшими советскими разработками начинает знакомить журнал «Техническая эстетика». Стилистически это вещи, выполненные в духе международных тенденций модернизма (от более игривых органических форм ранних 1960-х к ярко выраженным этническим мотивам конца 1960-х и более строгому «геометрическому» стилю 1970-х). Появляется огромное число сувениров и предметов, напоминающих своей формой и декором о достижениях СССР в области покорения космоса. Многие из них отличаются стильным и оригинальным дизайном: ночники «Космос» и «Ракета», самовар «Спутник» и т. д. Одновременно это новый период расцвета графического дизайна и киноплаката. Стоит обратить внимание на афиши и иллюстрации к научно-фантастическим фильмам, книгам и рассказам, опубликованным в журналах (таких как «Техника молодежи» и др.).
Недооцененным является советский художественный пластик 1960-х годов. Лаконичные по форме образцы посуды, декоративных фигурок и украшений, выполненных из новых синтетических материалов, долгое время оставались вне поля зрения государственных музеев и сегодня находятся в основном в частных коллекциях.
Фото: Декоративная фигурка «Удод». Конец 1960 – начало 1970-х. Пластмасса. Собрание Алёны Сокольниковой. Комплект из вазы и тарелки, 1960-е. Пластмасса. Сочинские мастерские Художественного фонда СССР. Собрание Азата Романова
Далее, чем ближе мы подходим к закату СССР, тем ощутимее снижаются потребительские свойства многих бытовых изделий. Наличие знака качества уже почти ничего не значит. Но, конечно, и здесь есть масса исключений: например плакаты, элементы фирменного стиля и отдельные образцы сувенирной продукции, выполненные лучшими художниками и дизайнерами (в частности, секции «Промграфика») к Олимпиаде-80.
И хотя любая старая вещь может иметь ценность в качестве семейной реликвии, носителя памяти о людях и событиях или просто экзотического аксессуара, с точки зрения истории советского дизайна, при посещении барахолок или разборе бабушкиной квартиры я рекомендую обратить внимание на отдельные группы товаров. В первой части этой статьи мы поговорим о предметах декоративно-прикладного искусства, моде и текстиле, а в следующей — о часах, фотоаппаратах, аудио и бытовой технике, мебели, осветительных приборах и игрушках!
Декоративно-прикладное искусство. Посуда и предметы декора
Образцы советского декоративно-прикладного искусства — это обширная тема, знакомство с которой стоит начать с посещения Всероссийского музея декоративного искусства и изучения подшивок журналов «Декоративное искусство СССР», также являющихся предметами коллекционирования. По-прежнему производятся и ценятся металлические изделия Кольчугинского завода, включая знаменитые подстаканники, интерьерные предметы в технике каслинского литья, изделия Гусевского хрустального завода. Остановимся подробно только на самых популярных направлениях — фарфоре и стекле.
Относительно доступными сегодня являются массовые работы известных авторов, например отдельные сервизы и вазы Анны Лепорской (ученицы Казимира Малевича), Анны Яцкевич, Петра Леонова, поздние версии кружки «Молоко» по модели Натальи Данько 1919 года, работы в стекле и фарфоре Веры Мухиной, Эдуарда Кримера, анималистические фигурки Алексея Сотникова, учившегося у Владимира Татлина, и др. На мой взгляд, большой интерес также представляют довоенные образцы так называемого «ситцевого фарфора» — предметов посуды, плотно покрытых цветочным или геометрическим узором, напоминающим оформление тканей.
Много интересных примеров обращения к нашей истории можно найти в современных проектах. Так, дизайнер Елена Китаева разработала собственную коллекцию фарфоровых тарелок и скульптур Stepanova style (2014), посвященную творческому наследию художницы-конструктивистки Варвары Степановой в области дизайна текстиля, журнального дизайна и спортивной одежды. Императорский фарфоровый завод не только создает реплики собственных значимых исторических коллекций, но и сотрудничает с современными дизайнерами. Например, сервиз «Оттепель» (2020) был разработан совместно с историком моды Александром Васильевым. Винтажные иллюстрации моделей из журналов мод автор дополнил яркими графическими рисунками в виде популярных принтов для ткани. Стилизованные образы советской эпохи воспроизводят в фарфоровой посуде и предметах декора Klimenkoff Art Porcelain.
Архитектор и дизайнер Анастасия Панибратова в своей коллекции хрустальных бокалов «Семь сестер» обращается к силуэтам сталинских высоток. Промышленный дизайнер Михаил Чистяков создал термостакан iconyMug на основе узнаваемой формы советского граненого стакана.
Оригинальное решение проблемы непарных предметов посуды, оставшихся от разных сервизов, предложил в конце 1990-х годов знаменитый советско-американский архитектор и дизайнер Константин Бойм. В рамках проекта Salvation («Спасение») он разработал типовые схемы сборки декоративных блюд и ваз, склеенных из разрозненных чашек, тарелок и других объектов, найденных в комиссионных магазинах. Проект был приобретен Марселем Вандерсом, основателем голландского бренда Moooi. А первые прототипы серии, как другие знаковые проекты из истории российского дизайна, представлены сейчас на выставке «ВЕЩЬ! Предметный разговор» во Всероссийском музее декоративного искусства.
Мода и текстиль
Для коллекционеров интерес представляют оригинальные модели одежды и аксессуары, модные журналы и отдельные выкройки, разработанные в общесоюзном и региональных домах моделей одежды, ВИАЛЕГПРОМ и СХКБ под руководством Аллы Левашовой. Кстати, именно Левашова стала одним из ключевых популяризаторов вологодского кружева в массовой советской моде 1960-х, что вполне может быть актуально и сегодня. При этом для личного использования не менее привлекательными могут быть и модели одежды, придуманные нашими мамами и бабушками. Например, историк моды и коллекционер Ася Аладжалова организует винтажный фикс-прайс, где каждый может продать за небольшую комиссию ненужную одежду или подобрать для себя обновку.
Фото: Алла Левашова. Платье с кругом. 2-я половина 1960-х. Лён, вологодское кружево. Всероссийский музей декоративного искусства
Последнее время растет интерес к советским тканям и платкам. Рисунки для них создавались в 1950–1980-х годах замечательными художниками Анной Андреевой, Натальей Жовтис, Ларисой Рубцовой и др. Многие из них были представлены на выставке «Ткани Москвы» (2019), за каталогом которой тоже охотятся коллекционеры. Ярким примером переосмысления текстильных рисунков прошлого в современном мультимедийном контексте является арт-проект Анастасии Богомоловой Lookbook (2014 –2018), где она примеряет на себя оцифрованные фрагменты тканей из гардероба своей бабушки.
Фото: Наталья Жовтис. Платки «Космос» и «Останкинская башня». 1967. Всероссийский музей декоративного искусства. Анна Андреева. Образец крепдешина. 1975. Всероссийский музей декоративного искусства
Ткани по эскизам русского авангарда и агитационный текстиль в свободной продаже встречаются редко, но они продолжают служить источником вдохновения для современных авторов, например, в работах графического дизайнера Ирины Горячевой (Design Studio Baklažanas), платках дизайнера Ольги Никич или коллекции одежды весна-лето – 2020 модельера Сергея Васильева, полностью скопировавшего фрагмент рисунка выпускницы ВХУТЕИН Раисы Васильевой.
Интересный взгляд на отечественное наследие в области текстиля представил эстонский дизайнер Марит Ильсон (Marit Ilison Creative Atelier), создавший коллекцию пальто из советских шерстяных одеял «Longing for Sleep» (с 2013). Минималистичная графика коллекции интерьерного текстиля финского дизайнера Йоханны Гулликсен (Johanna Gullichsen), награжденная премией Kaj Franck Design Prize (2021), удивительным образом напоминает дизайн советских байковых одеял.
Отдельно следует отметить роль спорта в советской культуре. Из того, что можно приобрести сегодня, стильным дизайном отличаются многие спортивные костюмы и сумки, а также вязаные свитеры, джемперы, шарфы и шапки с надписями или геометрическими рисунками 1970–1980-х.
Фото: Иллюстрация из альбома И.П. Мартыненко «Вязание и мода». 1980. Собрание Алёны Сокольниковой. Зимняя шапка «Спорт» от российского бренда Запорожец http://zaporojec.ru/
В качестве примеров современных компаний, работающих не только в ретро-эстетике, но и с традиционными технологиями производства, можно привести бренд спортивной одежды «Волан» (c 2015) предпринимателя и коллекционера Алексея Власова и возрожденный Евгением Райковым бренд кед «ДВА МЯЧА» (c 2012).
Продолжение следует…
Автор: Алена Cокольникова