Важнейшим из искусств, как известно, является кино. Но… какое именно? В разные времена на этот вопрос отвечали по-разному: на первый план в российской киноиндустрии выходили военные фильмы, исторические блокбастеры, комедии, спортивные драмы и т. д. Сегодня миссия по спасению отечественного кинематографа возложена на волшебные сказки: по мнению продюсеров, именно сказочный блокбастер должен стать той палочкой-выручалочкой, которая притягивает зрителей в кино, обеспечивает кассовые сборы, а заодно и знакомит подрастающее поколение с культурным кодом.
Причин для такого выбора множество. Самая главная — высокая окупаемость, связанная с максимально широкой аудиторией (сказки интересны всем поколениям и рассчитаны на семейный поход в кино). Плюс богатство материала, знакомые всем с детства персонажи. Нет необходимости раскручивать истории «с нуля»: Буратин/Чебурашек/Котов в сапогах и так все знают. И конечно, отличная кассовая «репутация»: сборы «Последнего богатыря», «Чебурашки» и «По щучьему велению» — лучшая реклама жанра.
Как долго продлится этот «сказочный бум», сказать пока сложно. Скорее всего, с этим жанром произойдет то же, что и со спортивной драмой: зритель, устав от нескончаемых толп Иванушек, Кощеев и Василис, через пару лет не захочет идти в кино на 1001-го «Последнего богатыря». Однако в 2024-м этого, скорее всего, не случится — и его вполне можно назвать «годом сказок».
Кстати, а какие сказки нас ждут? IPQuorum отобрал для вас самые интересные.
«Бременские музыканты» (реж. Алексей Нужный)
Премьера 1 января 2024
Открывают наш кинопарад новые «Бременские», снятые по мотивам бессмертного мюзикла Гладкова и Энтина. Возможно, эта история несколько далека от привычного образа Бременских музыкантов и герои по сравнению с оригинальной версией сильно изменились, но и время, как говорится, не стоит на месте. Сценарий написал сам Алексей Нужный в соавторстве с оператором Игорем Гринякиным.
Так, Трубадур 20 лет просидел в тюрьме и вышел на свободу, надеясь поквитаться с Атаманшей, «благодаря» которой он долгие годы провел за решеткой. Осел, Петух, Пес и Кот (точнее, Кошка) в новой версии вовсе не музыканты: они лишь надеются заниматься музыкой. Бродячими их тоже не назовешь, так как за пределы родного города они по большому счету и не выходят. В королевских покоях тоже много новшеств: Принцесса прячется от папенькиного гнева в шкафу (откуда по инициативе Трубадура выходит), а Король страдает от тотального безденежья, ибо золотой запас страны куда-то делся (куда именно, мы вам не скажем).
Еще недалеко от Бремена расположился некий музыкальный фестиваль (что крайне необычно для условного средневековья), где развеселая толпа денно и нощно пирует и поет песни. Однако к этой легкой добыче даже разбойники не заходят, предпочитая грабить зверей в лесу.
Все это необычное действо сопровождают хорошо знакомые музыкальные темы и новые композиции.
«Летучий корабль» (реж. Илья Учитель)
Премьера 7 марта 2024
«Летучий корабль» — игровой ремейк еще одного бессмертного анимационного хита нашего детства — смотрится гораздо более цельным. Сценарист Константин Челидзе обошелся без революционного экспериментаторства и не стал переворачивать сюжет с ног на голову. Интрига фильма строится, как и в мультфильме, вокруг принцессы Забавы, которую папенька-король пытается выдать замуж за перспективного жениха, однако девичье сердце выбирает босоногого Ивана, пообещавшего построить летучий корабль.
Судя по трейлеру, нас ждет действо, стилистически родственное с проектом «По щучьему велению»: все «дорого-богато», с отсылками к советским киносказкам. Что же касается музыкальной составляющей, то к хрестоматийным мелодиям Максима Дунаевского добавятся современные песни, но такой же прием использовался и в новых «Бременских», где композитором стал Максим Фадеев. Как такой подход воспринимается обычными зрителями, узнаем совсем скоро.
«Огниво» (реж. Александр Войтинский)
Премьера 2024 год
После триумфального путешествия на печи Иванушки-дурачка (речь о фильме «По щучьему велению») режиссер Александр Войтинский и продюсер Сергей Сельянов взялись за новую сказку. Ее оригинал мы тоже хорошо знаем. Однако в данном случае сюжет Андерсена перенесен на нашу почву: действие происходит в Берендеевом царстве, а главный герой — солдат Иван. А чтобы героям не было скучно, помимо огнива в сюжет добавлены такие артефакты, как книга заклинаний, ожившее перо и чернильница, а из новых локаций — Небесный сад и земли неведанных нам народов. Ну и конечно, нас ждет ворох приключений, масштабные баталии, волшебство и любовь — куда ж без нее.
«Огниво против волшебной скважины» (реж. Анджей Петрас)
Премьера 2024
«Огниво» Войтинского — не единственное, которое вот-вот появится на нашем горизонте. Свой вариант сказки по мотивам произведений Андерсена снял режиссер, сценарист и композитор Анджей Петрас. Правда, его версия гораздо более бюджетная и артхаусная. Здесь ставки сделаны на атмосферу, близкую к артовым фильмам ужасов, и на комбинацию игрового и кукольного кино.
В центре сюжета — несчастная принцесса, запертая в башне жестокосердным отцом (ему предсказали, что она выйдет замуж за простого солдата, поэтому папенька сделал все, чтобы избежать мезальянса). Однако от суженого, как известно, не убежишь, поэтому бравый служака Ганс, раздобыв огниво у ведьмы-неудачницы и приручив механических злобных псов, находит возможность добраться до заветных покоев принцессы. Женившись, он спасает страну от злобного обер-полицейского, жаждущего прибрать к рукам все королевство.
Кстати, в этом случае мы тоже имеем дело с мюзиклом: Анджей Петрас написал для своего фильма 15 песен.
«Волшебник Изумрудного города» (реж. Игорь Волошин)
Премьера 2024
А вот проект Игоря Волошина («Повелитель ветра») никакими новаторскими подходами похвастаться еще не успел. Синопсис выглядит до изжоги традиционным: ураган, вызванный злобной Гингемой, заносит Элли и Тотошку в Страну жевунов. Чтобы вернуться домой, Элли должна дойти до Волшебника, живущего в Изумрудном городе. А сопровождают ее наши старые любимцы: Страшила, Дровосек и Трусливый Лев.
Пока данный проект интригует своим масштабом (среди компаний-производителей — Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова), жанром фэнтези и кастом: Бастинду играет Светлана Ходченкова, Людоеда — Сергей Епишев, Дровосека — Юрий Колокольников, Дмитрий Чеботарев превратится в Урфина Джюса, а Тотошку будет озвучивать Денис Власенко.
«Молодая Яга» (реж. Ким Дружинин)
Премьера 2024
А вот новый продюсерский проект Алексея Учителя — это полностью оригинальная история. Связана она с Бабой-ягой, которая в начале сюжета была еще совсем юной. Своих настоящих родителей она не знала: младенцем ее подбросили на границу миров, к тому месту, где раньше был мост между Царством Живых и Царством Мертвых. Этот переход охранял древний клан волшебниц — Ягинь, они же и подобрали малышку, которую назвали Ярой. Однако вскоре в девочке начал просыпаться характер: недолго думая, она отправилась в Царство Мертвых, чтобы вызволить оттуда человека, который был ей дорог.
Продюсеры — Алексей Учитель и Илья Учитель — обещают нам масштабное фэнтези: атмосферное, мрачное, с собственным оригинальным миром, с невиданными животными, с большим количеством компьютерной графики и т. д.
«Сто лет тому вперед» (реж. Александр Андрющенко)
Премьера 18 апреля 2024
Не менее креативной получилась и новая экранизация Кира Булычева, которой занимались продюсеры Михаил Врубель, Фёдор Бондарчук и Вадим Верещагин. Стилистически она никак не напоминает ни «Гостью из будущего», снятую Павлом Арсеновым в 1984 году, ни анимационную «Тайну третьей планеты» Романа Качанова (1981). Сейчас перед нами мрачное, атмосферное действо, в котором космические пираты не веселят и не вызывают приступов умиления, а действительно готовы убивать. Будущее тоже выглядит довольно пугающе: здесь нет места веселости, иронии или милому хулиганству — все слишком серьезно, точно, пугающе и опасно. Под стать будущему и его гостья: в Даше Верещагиной нет милоты классической Алисы Селезневой — ее вытеснили злость загнанного в угол зверька и готовность сражаться до финальных титров.
В остальном сюжетный каркас остался прежним: Коля Герасимов — старшеклассник нашего времени — нашел волшебный артефакт, перебросивший его на 100 лет вперед. Там он выяснил, что Земная коалиция находится в опасности: предводители нашей планеты победили в межгалактической войне, однако уничтожить всех пиратов у них не вышло, и те готовят силы к новому наступлению. А чтобы оно оказалось более продуктивным, чем предыдущие, в своих коварных планах они решили использовать Колю: отправиться с его помощью в прошлое и переписать его так, чтобы победа злых сил стала неизбежной.
И обратите внимание на каст: скромника Колю сыграл Марк Эйдельштейн, профессора Селезнева — Константин Хабенский, а костюмчик главного злодея Галактики примерил на себя Саша Петров. Также в фильме снялись Виктория Исакова, Юра Борисов и Фёдор Бондарчук.
«Василиса и королева лайков» (реж. Павел Лунгин)
Премьера 2024
Занялся сказками и Павел Лунгин, снявший очередную версию о злоключениях Деда Мороза. По сюжету старика-волшебника ссылают на Землю за беспробудное хулиганство, но он и здесь находит себе занятие: пускается во все тяжкие вместе с внучкой Василисой. За девочкой тем временем охотится популярная блогерша — «королева лайков», жаждущая «хайпануть по максимуму» с помощью своей жертвы.
По словам Лунгина, он взялся за этот проект не из-за растущего запроса на киносказки, а потому что хотел исследовать феномен соцсетей и психологию тех, кто посвящает свою жизнь «борьбе за лайки и комментарии». Деда Мороза в фильме сыграл Сергей Гармаш, а знаменитую блогершу — Дарья Мороз.
«Стальное сердце» (реж. Карен Оганесян)
Премьера 2024
Следующий неординарный проект держит фокус на Илье Муромце. По легенде, в доисторические времена некто Соловей-разбойник хитростью богатыря победил и заточил в ледяной пещере. Потом победитель переписал историю, присвоил все подвиги Муромца себе, украл элексир молодости — и благополучно дожил до наших дней. Некто профессор Киселев об этом узнал, вместе с сыновьями богатыря оживил и благословил на новые подвиги, вооружив его гигантским роботом (точно такой же есть у его соперника Соловья).
Таким образом, авторы и создатели «Стального сердца» пытаются прибрать к рукам сразу двух зайцев: расширяют вселенную всем известных фольклорных героев и создают отечественную версию «Трансформеров».
«Финист. Первый богатырь» (реж. Дмитрий Дьяченко)
Премьера 26 декабря 2024
Наша киноиндустрия не была бы нашей, если бы соглашалась хотя бы на время не бомбардировать зрителя сиквелами и триквелами успешных проектов. Но нет! Если уж блокбастер стал однажды кассовым хитом, значит, обязательно будет снята 10-я, 20-я и 50-я части, чтобы даже прапраправнукам хватило.
Именно это и происходит сейчас с «Последним богатырем». Во-первых, нас ждет «Последний богатырь. Наследие» — сериальная версия злоключений героев Белогорья, связанная с их детьми. Во-вторых, кинотеатры готовятся встречать красавца Финиста — Ясного сокола: работа над приквелом «Финист. Первый богатырь» уже в самом разгаре. Баба Яга в этой версии будет оглушительно юна (ее сыграет Юлия Пересильд), а место в команде Финиста забронируют некто Мелеха (Сергей Лавыгин) и Анариф (Федор Добронравов). Действо будет стоить порядка миллиарда рублей, а снимает его бессменный Дмитрий Дьяченко.
Другие проекты
Кроме того, в производстве сиквелы «Чебурашки» и сказки «Баба Яга спасает мир», а также «Буратино» по сценарию Андрей Золотарева (режиссером снова будет Игорь Волошин, музыку напишет Алексей Рыбников) и «Золотой петушок» продюсера Рената Давлетьярова. Так что на ближайшие пару лет сказок нам хвати. А дальше — посмотрим.
Автор: Вера АЛЕНУШКИНА