Cудьба любого кино или сериала во многом зависит от правильно подобранного саундтрека. Он создает особую атмосферу, эмоционально захватывает зрителя, подчеркивает сюжетные ходы и помогает раскрыть характер персонажей. Помимо саундтрека для аудиооформления визуальных продуктов нужны различные звуки — например, шум дождя, индустриальные шумы, звук бьющегося стекла, салюта или аплодисменты, которые приходится либо записывать самостоятельно, либо искать на специализированных сервисах.
Для каждого проекта необходимо огромное количество музыки самых разных жанров, со словами и без, с различным составом партий и инструментов. Например, трек-лист одного сезона сериала содержит порядка 50 композиций — это внушительный объем контента.
Уход с российского рынка киномузыки многих зарубежных композиторов не испугал ни режиссеров, ни музыкальных редакторов. Помимо огромного количества композиций современных талантливых авторов неиссякаемым источником вдохновения становится историческое наследие.
Это касается не только кино: создатели нашумевшей компьютерной игры 2023 года Atomic Heart решили использовать в шутере советские шлягеры и классику — например, «Миллион алых роз», «Арлекино» и «Звездное лето» в исполнении Аллы Пугачевой, фрагменты балета «Чиполлино» Карена Хачатуряна, песню «Прекрасное далеко» Евгения Крылатова и Юрия Энтина.
За музыкальным оформлением они обратились на платформу медиаконтента IPEX, где можно приобрести права в том числе на использование композиций и звуковых эффектов для фильмов и сериалов. Представители платформы рассказали, какую музыку и для каких проектов выбирают на ней современные российские режиссеры.
Анна Герман, Высоцкий и возрождение «Бременских музыкантов»
Музыка советской эпохи стала настоящим трендом и активно используется в самых разнообразных кинопроектах. «Прекрасное далеко» не только сопровождает компьютерную игру, но также звучит в комедийном сериале «Классная Катя» про авантюрную дочку подмосковного мэра, которая отправляется в столицу преподавать географию старшеклассникам.
В саундтрек другого комедийного фильма — уже полнометражного — «Дядя из Чикаго», также известного под названием «Ёлки-иголки», с Гариком Сукачевым и Павлом Прилучным в главных ролях вошла всем знакомая, воодушевляющая и энергичная композиция «Увезу тебя я в тундру» в исполнении ВИА «Самоцветы».
Песня еще одного ВИА — «Пламя» — под названием «Снег кружится» звучит в картине «Ёлки 9». Их же трек «Не повторяется такое никогда» использовали создатели сериала «Анка с молдаванки. 5 лет спустя», который и вовсе пестрит хитами прошлого века. В нем можно услышать композиции «Клён», «Так вот какая ты» и «Ты мне не снишься» ВИА «Синяя птица», «В последний раз» ВИА «Веселые ребята», «Звездочка моя ясная» группы Стаса Намина «Цветы», «Все, что в жизни есть у меня» ВИА «Самоцветы» и от души поностальгировать.
Современная киноиндустрия не обошла стороной и двух икон советского прошлого — Анну Герман и Владимира Высоцкого. «Катюша» в исполнении первой звучит в сериале «Переправа» о китайской студентке Чэнь Юэцзюэ, которая пытается связать свое будущее с Россией, и русском фотохудожнике и тренере восточных единоборств Олеге. Песни Владимира Высоцкого «Корабли» и «В холода, в холода…» вошли в саундтрек сериала «Смерть манекенщицы» о мире гламура времен позднего СССР.
Наконец, режиссеры вдруг вспомнили мультфильм «По следам бременских музыкантов». «Серенаду Трубадура» из него можно услышать сразу в двух проектах — в третьем сезоне сериала «Дылды» и в одном из выпусков видеоподкаста «Россия: XXI век».
Шуберт, «Танец с саблями» и «Лебединое озеро»
По-прежнему актуальной остается и российская классическая музыка. Знаменитый «Танец с саблями» из балета «Гаянэ» Арама Хачатуряна вошел в саундтрек сериала «Любовники» о трех героях, которые пошли на групповую психотерапию для мужчин, пострадавших от женщин. Его же «Сюита» из музыки к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» стала музыкальным оформлением сериала «Нулевой пациент».
«Русский танец» из балета Петра Ильича Чайковского «Лебединое озеро» звучит в документальном фильме с говорящим названием «Дети-сироты», а «Концерт для фортепиано с оркестром № 2. Часть 2. Adagio» — в шестом сезоне сериала «Ивановы».
Зарубежные классики также пользуются популярностью у создателей кино в России. Мелодию из оперы «Орфей и Эвридика» Клаудио Монтеверди можно услышать в фильме «Поэт Никто» об Иннокентии Анненском, а «17 лендлеров» Шуберта — в сериале «Умная Маша».
Уже из этих примеров очевидно, что при выборе саундтрека сочетание жанров музыки и фильма кажется порой весьма неожиданным, но часто работает на контрасте, производя на зрителя особый эмоциональный эффект. В этом и есть одна из главных целей кинематографа, которую позволяет достичь именно музыкальное оформление.
Автор Наталья МАЛАХОВА