Спикеры фестиваля креативных индустрий G8 уделили особое внимание проблемам музыкального рынка, который за последние три года сильно трансформировался. Изменился продакшн, контент, способы его продвижения и бизнес-модели. О том, как они работают сегодня и какие возможности есть у молодых креаторов, которые создают музыку или хотят открыть свой канал о ней, рассказали на конференции директор по развитию музыкального приложения ПАНЧ Андрей Швецов и музыкальный журналист, один из создателей шоу «Вписка», автор YouTube-канала «Брокен Дэнс» и Telegram-канала «Сломанные пляски» Николай Редькин.
От демо до самых звезд: к чему приводят панчи
Современный ритм жизни и развитие новых технологий диктуют и новые музыкальные законы. «Сегодня никому не нужны долгие вступления: если за несколько секунд композиция не зацепила слушателя, он не задумываясь переключает ее. Хочешь оставаться на рынке — делай короткие треки и выпускай больше контента», — уверен Андрей Швецов. Тренды в чартах, по его словам, также сильно изменились. И если раньше можно было выехать на волне конкретного стиля, то сейчас рейтинги представляют собой «сборную солянку» из песен абсолютно разных эпох: «Третьего сентября на первых строчках висела песня Шуфутинского, а после выхода сериала про группу “Король и Шут” их треки, записанные сто лет назад, несколько месяцев держались в топе. Сегодня тренды возникают стихийно, из инфоповодов, и попасть в чарты “с нуля”, если музыкант только появился на современной сцене, очень сложно».
Из-за ухода западных стримингов" (прим. Spotify и Apple Music) упали доходы артистов, но и обострилась борьба за внимание аудитории, которая, по мнению Швецова, менее активно реагирует на молодых исполнителей, предпочитая что-то давно знакомое. К этому добавляется дефицит профессиональных менеджеров и перегруженность российских лейблов.
«Фрешмены оказались никому не нужны. Им приходится самим разбираться, куда идти, как общаться с другими игроками рынка, где выступать, и решать другие актуальные вопросы. Поэтому мы решили создать комьюнити, где они могут делать контент, заявлять о себе, сотрудничать с другими, более известными артистами и продюсерами», — рассказывает Андрей.
Так появилось приложение ПАНЧ, которое объединяет видео-платформу для создания музыки, порядка 6000 инструменталов для бесплатного использования и всевозможные вокальные эффекты для записи голоса, а также помогает артистам найти свою аудиторию . Название говорящее: на музыкальном сленге слово «панч» означает самый эмоционально мощный момент в треке. Оно часто используется в рэп-баттлах — это фраза, которая должна зацепить противника и зрителей.
В новом сервисе можно прямо в телефоне сочинять музыку и тексты, находить биты, делать обложки к релизам, снимать видео и, выкладывая их, привлечь первую аудиторию. Приложение стало активно развиваться, разрастаться Telegram-чатами и каналами. Его создатели начали организовывать нетворкинг, проводить офлайн-встречи с экспертами музыкального рынка, вечеринки, на которых у молодых артистов есть возможность выйти на сцену. «Ребята получают промоконтент, участвуют в челленджах, которые помогают тестировать, что откликается слушателям, а что нет. Мы организуем их коллаборации с большими артистами: например, совместное выступление на сцене с Zivert, фристайл с Женей Чебатковым, продакшн с Романом CVPELLV. Рома загрузил свои треки в приложении, а начинающим музыкантам предлагалось создать собственные версии. Из более тысячи композиций, загруженных за две недели, он выбрал 7 артистов, а ПАНЧ, в свою очередь, выпустил этот альбом на стриминговых площадках с полной поддержкой», — говорит Андрей.
В прошлом году вышел первый альбом с композициями, сочиненными молодыми артистами в приложении. Создатели приложения также успели посотрудничать с известной компанией по доставке еды, и, несмотря на рекламный подтекст, треки, сочиненные в рамках этой истории, разлетелись по сети и попали в плейлисты.
«ПАНЧ — это площадка для экспериментов, где не нужно становиться заложником какого-то одного жанра, можно экспериментировать и увеличивать охваты за счет интересных коллабораций. Мы привлекаем звезд, чтобы они помогали тем, кто делает первые шаги в музыке, — это взаимовыгодная история», — подытожил Андрей Швецов.
Фото предоставлено организаторами фестиваля g8
«Три кита» продвижения музыкального канала
Большинство музыкальных СМИ уже давно переселились в онлайн: сначала — на интернет-сайты, а в последние годы — на YouTube и Telegram-каналы. Журналист Николай Редькин, являясь одним из ведущих трендмейкеров в этом направлении, рассказал о трех главных принципах, которым стоит следовать тем, кто хочет пойти по его стопам.
«Раньше я был главным редактором журнала The Flow, но в какой-то момент решил завершить эту историю и создать свое микромедиа, где мог бы рассказывать об интересных мне темах. Так сначала родился Telegram-канал “Сломанные пляски”, но я столкнулся со сложностью развития такого формата, потому что в Telegram нет рекомендательных алгоритмов», — делится опытом Николай. По его словам, заниматься продвижением микромедиа приходилось буквально вручную, обращаясь за помощью, используя репосты и совместные посты с друзьями и приманивая свою аудиторию из других соцсетей. Однако схема все равно работала не очень эффективно, и тогда журналист решил завоевать YouTube.
«На тот момент у нас с Василием Труновым уже был канал “Вписка” с более чем миллионной аудиторией. Конечно, это было подспорьем, но я задумал совершенно другую историю: видеосеты наподобие тех, что показывает зарубежный канал Vox, но не про политику, мировую историю и поп-культуру, а про музыку», — рассказывает журналист. Его первые четыре видео набрали всего по 1500–2000 просмотров, а вот с пятым — про знаменитого рэпера и музыкального продюсера Пашу Техника — он попал в точку, плюс сделал рекламу у одного популярного блогера, и за два дня канал вырос в десять раз: с 1000 до 10 000 подписчиков.
«Со временем я понял, что Telegram-канал в сочетании с YouTube-каналом — это очень хорошая связка, и они работают друг на друга. Как я и говорил, в Telegram нет рекомендательных алгоритмов, но аудиторию оттуда можно привлекать на YouTube, сделав пост со ссылкой. YouTube же, по сути, дает начинающему блогеру аудиторию “в долг”: зрителями там становятся не твои подписчики, а те, кому система предлагает твой контент. Если ролик показали тысячи человек и он зашел, система покажет его пяти тысячам, и так далее. При этом аудитория, пришедшая с твоего Telegram-канала, тоже увеличивает охваты. Я считаю, это отличная рабочая схема», — уверен Николай.
В финале журналист поделился со слушателями тремя главными принципами, которые важны для развития канала: «Это продвижение, которое начинается уже с момента рождения идеи, регулярность — контент-план помогает постепенно и планомерно развивать канал и не забрасывать его во время эмоциональных перепадов — и команда. Реализовывать идеи в одиночку можно, но сложно: другие участники могут посмотреть на продукт под разным углом, что-то посоветовать, подкорректировать. Главное — помните, что эти три принципа работают в комплексе, и не забывайте про обратную связь, критически к ней относясь: не принимайте негативные комментарии близко к сердцу, а позитивные — как само собой разумеющееся. Поддержка зрителей, читателей — это тоже показатель ваших достижений».
Несмотря на стремительно меняющуюся ситуацию на музыкальном рынке и сложности, с которыми сегодня приходится сталкиваться начинающим игрокам, у них все же есть каналы и возможности, чтобы развиваться и реализовывать себя в индустрии. Важно разобраться в этих инструментах, не бояться их использовать, выстроить свою рабочую схему и следовать ей, не забывая и про творческие эксперименты.
Автор: Наталья МАЛАХОВА