Музыка
12 сентября 2023
8 минут
Поделиться

Как звучит Россия: регионы получат свое аудиовизуальное «брендирование»

Как звучит Россия: регионы получат свое аудиовизуальное «брендирование»

Фото предоставлено Евой Валиевой

Исследуя звучание локаций, креаторы раскрывают его в короткометражных фильмах

Города и регионы России совсем не похожи друг на друга. Каждый — колоритная сокровищница со своим культурным кодом, историей и айдентикой. «То, что принято считать “русской народной культурой”, было придумано сильно позже такими деятелями, как Дягилев. Это собирательный образ из элементов костюмов, музыкальных инструментов и предметов быта, выхваченных из разного историко-культурного контекста», — уверена режиссер театра и кино, медиахудожник и преподаватель сценических дисциплин Ева Валиева.

Ее проект «Слушай Россию» вошел в топ-100 идей ежегодного форума «Сильные идеи для нового времени», организованного Агентством социальных инициатив и Фондом Росконгресс. Он был представлен как на самом форуме, так и на деловой программе «Российской креативной недели». В рамках проекта создается огромная звуковая карта страны — цифровой банк звуков и мелодий, которым смогут свободно пользоваться те, кто занимается кинопродакшеном, созданием спектаклей, перформансов, видеоигр и других креативных продуктов. Однако аудиобиблиотека — только часть более масштабной истории, о которой Ева рассказала IPQuorum.

От кинотанца к саунд-лаборатории  

Мне всегда были интересны междисциплинарные проекты. Все началось в Архангельске, где в 2019-м мы вместе с искусствоведом и куратором Arctic Art Institute Кристиной Дрягиной создали в рамках Международного кинофестиваля Arctic Open при поддержке Президентского фонда культурных инициатив лабораторию кинотанца «Пятый элемент». Она стала продолжением спектакля-перформанса «Живые течения».

Кинотанец, или пластическое кино, — это жанр, в котором сюжет, эмоции, мысли и чувства героя передаются через его пластику и взаимодействие с пространством. В спектакле мы исследовали связь человека и места, где он живет, влияние этого места на его ментальность, коммуникацию с миром и видение жизни. Такая же задача стояла перед операторами лаборатории, но каждому также была предложена одна стихия — вода, земля, огонь или воздух. Нужно было показать ее связь с пятой стихией, пятым элементом — человеком. Итогом проекта стало несколько ярких, атмосферных короткометражных фильмов, раскрывающих это исследование и снятых под музыку северных композиторов. Они вошли в «Золотой фонд» кинотанца России, транслируются на форумах и фестивалях — проект родился и теперь живет своей жизнью. 

В 2022 году директор Arctic Open Тамара Статикова снова предложила мне посотрудничать в рамках фестиваля, но придумать нечто новое. Так родилась саунд-лаборатория для молодых композиторов и видеооператоров «Слушай Север!». Ее главной идеей было уже исследование регионального звукового контекста. В ней приняли участие пять местных операторов и пять молодых композиторов со всей России, отобранных по итогам опен-колла. Они работали в командах по два человека — в каждой был один оператор и один композитор — и за несколько дней подготовили аудиовизуальные работы в самых разных жанрах. 

Это сюжетная история «На Кего» о знакомстве молодого человека и девушки на пароме по дороге на остров Кего в дельте Северной Двины, которое, как оказалось в финале, происходило только в сознании героя; фильм «Когда-то», через образы старого заброшенного дома раскрывающий тему прошлого и памяти; сюрреалистичная короткометражная картина «Бесконечность»; реалистичная и фантасмагоричная одновременно «Страна игрушек»; атмосферная и завораживающая «Gelu/Лёд». Все они вошли в первую часть киноальманаха «Слушай Север!». 

«Кывзы Коми!» 

Через несколько месяцев мы провели вторую такую же лабораторию в Сыктывкаре, назвав ее «Кывзы Коми!» («Слушай Коми!» — Авт.) — на языке коми. Там было семь команд, и во многих финальных работах раскрылись очень глубокие, мистические, фольклорные истории, которыми богат этот край. Например, «Лов и Орт». Представители древнего народа коми считали, что у человека две души: «лов», которая в буквальном смысле слова означает «дыхание» (внутренняя душа) и покидает тело человека после смерти. «Орт» — это тень, двойник человека, и встретить его считалось дурной приметой. 

«Зарань» — так называется другой фильм — это дочь Солнца в коми-зырянской и коми-пермяцкой мифологии. Короткометражный фильм «Вӧт/Сон», также наполненный фольклорными образами, — история о связи мужчины с матерью, о его стремлении к внутреннему соединению, возвращению к маме, когда он слаб и болен. Картина «Дети свадебных цветов» связана с народными обрядами, ритуалами, в ней также затрагивается тема двух миров — реального и мифологического, тема перерождения, двойственности. Даже в работах, которые, на первый взгляд, посвящены современности («Багу знают все» и «Хранитель времени»), есть двойное дно, связанное с местными древними традициями, верованиями.   

Мастера и полевые записи

Лаборатория «Слушай Север!» изначально была задумана не только как исследовательский проект — в программу заложен интенсивный курс обучения по операторскому и композиторскому искусству, режиссерское сопровождение, которое я взяла на себя. Стать мастером-оператором мы пригласили Максима Волоха — оператора-постановщика кино и ТВ, стедикама, старшего преподавателя кафедры режиссуры кино и ТВ в Российском государственном институте сценических искусств. С ним мне впервые посчастливилось сотрудничать еще в предыдущей архангельской лаборатории «Пятый элемент». 

Если с видеочастью предстоящего исследования все было гораздо яснее, то по поводу музыкальной оставалось много вопросов: по каким критериям отбирать композиторов, сколько времени им понадобится для сочинения треков — на проведение лаборатории была всего неделя, в каких направлениях они должны работать. Разобраться в этом помог музыкант, саунд-артист и руководитель кафедры НИУ ВШЭ «Саунд-арт и саунд-дизайн» Евгений Вороновский. Кафедра стала нашим партнером в этом проекте, а мастером по композиторскому искусству лаборатории — ее преподаватель, куратор курса «Музыкальное продюсирование и креативное проектирование» Алексей Борисов. Он является гуру экспериментальной электронной сцены, активно занимается электроакустикой и свободной импровизацией, сотрудничает с современными видеохудожниками, режиссерами, поэтами, танцорами и перформанс-артистами. 

В итоге принять участие в лаборатории могли композиторы абсолютно любых стилей и жанров, им даже разрешалось заранее сделать какие-то заготовки к проекту. Единственным важным условием было то, чтобы они, приехав на местность, провели полевые записи, которые обязательно должны были в творческой переработке войти в финальную композицию каждого. Это было их личное исследование регионального аудиального контекста, тотальное погружение в него. Кто-то отправился записывать звуки природы, трескающегося льда, пение птиц, кого-то больше привлекли индустриальные шумы — у ребят была полная свобода.

Фото предоставлено Евой Валиевой 

Шляпа судьбы

Первые два дня участники лаборатории знакомились друг с другом, изучали город. Мы показывали им местные достопримечательности, проводили аудиоэкскурсии, рассказывали о региональных вызовах и темах, с которыми можно работать, объясняли, что Русский Север — это не только лед и Малые Корелы, но и космос — в Архангельской области есть действующий космодром, и индустриальная культура, и местный фольклор, в котором христианство очень тесно переплетено с язычеством. В Коми всех, конечно, привлекла тема национального языка коми — отсюда и названия многих фильмов. 

Еще за неделю до приезда мы провели с ребятами онлайн-встречу, прислали им методички, рассказывающие о регионе, но понять, в какую сторону двигаться, они могли только на местности. К третьему дню, когда у композиторов уже были готовы треки, они вытягивали жребий из волшебной шляпы и таким образом выбирали себе в пару операторов. Прослушав музыку, операторы уже разрабатывали и питчинговали идеи, мы вместе дорабатывали их, и на съемку оставался буквально один день.  

Тренд на фольклор

Настоящий русский фольклор в его первозданном виде стал изучаться в регионах только в конце XX века. Тогда активно проводились фольклорные экспедиции, во время которых записывались, собирались и актуализировались народные песни, былины, сказания. Все это открывается для нас только сейчас. Территория России всегда была очень неоднородной, многонациональной, и в каждом уголке есть своя уникальная культура, свои обряды, наряды, ритуалы, музыкальные инструменты, традиции, которые до сих пор бережно исследуются. Например, в Сыктывкаре это разбросанные по городу элементы коми-узоров на старых советских домах, очень эффектные ритуальные маски, костюмы и, конечно, язык. 

Среди местной молодежи, кстати, очень модно говорить на языке коми. Молодые креаторы используют все эти культурные элементы в музыке, дизайне одежды, интерьера и других творческих индустриях. В последние годы в Республике Коми появилось много модных дизайнеров, которые производят одежду в национальном стиле. Например, компании «Город на Сысоле», «Зарнипас», «Югыд-арт» и другие. Сыктывкарская студия Sweet Sewing Room отличается от других тем, что там можно заказать одежду в стиле «фэмили лук», например одинаковые плащи для мамы и сына или для двух сестер. Также там продаются игрушки в стиле «тильда». В Коми очень хороший центр современного искусства, который, конечно, специализируется на развитии региональной культуры и ее актуализации. Там много художественных группировок, которые плотно работают с остатками коми-культуры. 

В Архангельске тоже есть модельеры, использующие элементы северного костюма,  например Анна Злотко, бренд одежды «Доска Треска», дизайнеры «Белое море», которые создают народные игрушки. Существуют и музыканты в жанре world music, ставшие популярными как в России, так и за рубежом, — группа Moon Far Away. 

Фото предоставлено Евой Валиевой 

Расширение географии

Каждый регион сейчас ищет и стремится показать свою идентичность. Говоря о наших лабораториях, это дает почву для вдохновения и композиторам, и операторам. Они начинают понимать, в какой огромной и интересной стране живут, как она похожа на гигантскую мозаику. Именно поэтому возникла идея расширить проект и назвать его «Слушай Россию!». Его цель — дать региональным представителям креативных индустрий проявиться, создать самобытный творческий продукт и пройти практико-ориентированную образовательную программу. Благодаря ему регионы получают свое уникальное аудиовизуальное брендирование. Это интересно для развития не только креативных индустрий, но и туризма — в Архангельске мы сотрудничали с Министерством туризма в рамках лаборатории и, надеюсь, продолжим этот опыт в других городах.

На защите интеллектуальной собственности

Еще после проведения первой лаборатории «Слушай Север!» мы неожиданно узнали о проведении отбора в медиалабораторию для композиторов и видеохудожников «Москва. Звуки города», которую организует Электротеатр Станиславский. Позже, уже в июле этого года, композитор Петр Айду провел в Забайкальском крае лабораторию по созданию звуковых проектов «Услышать Тужи». Очень сложно разобраться в том, как устроена защита прав такого многосоставного проекта, как «Слушай Россию!», но чем дальше, тем больше мы задумываемся об этом.

 

Автор: Наталья МАЛАХОВА

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Музыка
31 октября 2024

Александра Цветкова: «На эстраде каждый мечтает о своем "Олимпийском", я – о камерном зале, но в "Метрополе"»

Музыка
08 октября 2024

Альбина Шакирова: «Сейчас хороший момент, чтобы начать культивировать российскую классику»

Музыка
10 сентября 2024

Начался прием заявок на III Международную премию «Чистый звук»

Музыка
11 июня 2024

«От григорианского хорала до хип-хопа»: что происходит на Уральской ночи музыки

Музыка
03 мая 2024

Петроглифы и джаз: Хакасия “подружила” древние традиции и современную музыку

Музыка
25 апреля 2024

На «Октаву» выше: чем живет и как развивается творческий индустриальный кластер в Туле 

Музыка
23 февраля 2024

Нейросеть по классике: как сделать джангл из «Полета шмеля» и соединить хип-хоп с «Танцем маленьких лебедей»

Музыка
21 февраля 2024

«Симфония» в стиле синти-поп: солист «Парка Горького» Сергей Арутюнов второй раз покорил Кремль

Музыка
23 января 2024

Соус Бизе, «маскирующий рыбу», и последнее похищение Моцарта: плагиат в истории музыки 

Музыка
14 декабря 2023

Оркестр российских брендов: первая музыкальная премия для бизнеса

Музыка
19 октября 2023

Максим Задворнов: «Пиарщики превратились в креативных продюсеров»

Музыка
21 сентября 2023

Музыкальный рынок «на стрессе»: как выбиться в топ из фрешменов и раскрутить свой YouTube-канал

Музыка
03 августа 2023

Фабрика музыки: «Нарциссы», «Грачи» и «Свадьба в кредит»

Музыка
05 мая 2023

Российские лейблы против IT-льгот для западных мейджоров

Музыка
19 апреля 2023

Юлия Глухоедова: «Нам хотелось вывести “Джаз в Хакасии” на качественно новый уровень»

Музыка
10 апреля 2023

Цифровые сервисы помогают установить честные правила игры на российском музыкальном рынке

Музыка
07 апреля 2023

Валерий Печейкин: «У нейросети нет потребности заниматься “высоким” искусством, а у человека — есть»

Музыка
07 марта 2023

Елена Кипер: «Художники-визионеры программируют будущее»

Музыка
09 февраля 2023

Игорь Бутман: «Если человек хорошо играет джаз, то неважно, какого цвета у него кожа и из какой страны он приехал»

Музыка
16 декабря 2022

Саксофонист Антон Чекуров: «три кита» джаза и бибоп в мейнстриме