IPQ.365
16 июня 2023
6 минут
Поделиться
IPQ.365

Нейросети — новый вызов авторскому праву?

Нейросети — новый вызов авторскому праву?

Фото Digital IP

Правообладателем продуктов машинного творчества должен быть пользователь, формулирующий запросы и использующий нейросеть на легальных основаниях. К такому выводу пришли участники пятого заседания Клуба цифровых юристов Digital Principle.

Должны ли продукты машинного «творчества» охраняться наравне с произведениями, созданными реальными людьми, и, если да, за кем именно необходимо закрепить права на этот контент: за разработчиком программы, пользователем, а может быть, за самой программой как особым «электронным лицом»? Какую роль здесь играет критерий творчества? Наконец, должны ли авторы картин или текстов, которые используются при обучении программы, получать справедливое вознаграждение? И если да, каков должен быть механизм сбора и распределения такого вознаграждения? Такие вопросы стояли в повестке дискуссии.

Открывая заседание, председатель Правления Ассоциации IPChain Максим Прокш отметил, что темы, поднимаемые в Клубе, находят живой отклик у экспертного сообщества: «Мы приятно удивлены, что у нас появилась постоянная аудитория. На каждое заседание регистрируется более 300 участников, эта цифра от клуба к клубу стабильна несмотря даже на сезон летних отпусков. Это сигнал того, что темы, которые мы обсуждаем, интересны для нашей целевой аудитории. Мы открыты для новых тем и предложений, которые волнуют юридическое сообщество и которые вы хотели бы обсудить на следующих заседаниях».

Проблема взаимоотношений искусственного интеллекта (ИИ) с авторским правом уже давно перешла в практическую плоскость, отметил модератор заседания Клуба, профессор-исследователь Digital IP, научный руководитель, ординарный профессор факультета права НИУ ВШЭ Антон Иванов: «Не так давно я нарисовал картинку в Kandinsky 2.1 и выложил ее во “ВКонтакте”. При этом я сразу задумался: нарушаю ли я что-то? Или на недавней защите магистерских диссертаций научный руководитель написал в заключении, что, скорее всего, работа написана с использованием ChatGPT. Какова же должна быть правовая квалификация этих отношений?».

Несмотря на то что интеллектуальное право апеллирует к понятию творческого вклада, в законодательстве нет определения творческой деятельности, да и результаты творческой деятельности определяются через перечень охраняемых объектов, напомнила директор Digital IP Екатерина Чуковская: «Определение творчества — задача для искусствоведа или философа. Что же касается авторского права, то оно изначально стремилось в первую очередь урегулировать различные рынки. Каждое техническое новшество вызывало в общественном мнении бурю. Считалось, что книгоиздание убьет архитектуру, фотография убьет живопись, кино убьет театр, телевидение убьет кино, интернет убьет всех. Но вроде бы все живы, да и решения всегда находились: как правило, через расширение перечня охраняемых объектов и способов их использования, но не только - например в случае с вознаграждением за частное копирование».

По словам Екатерины Чуковской, ИИ — одно из таких технических новшеств, и вряд ли оно что-то изменит в представлении о том, что автор — это человек, а не юридическая фикция или компьютерная программа.

Доцент Департамента права цифровых технологий и биоправа факультета права НИУ ВШЭ, профессор Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ Виталий Калятин предложил рассмотреть вопрос об ИИ прагматически и провел аналогию с понятием «юридическое лицо». Он напомнил, что категория юридического лица изначально решала две основные задачи: участия в гражданском обороте и ограничения ответственности. Точно так же в вопросе взаимоотношений ИИ с авторским правом необходимо ориентироваться на задачу поощрения творчества и развития соответствующего рынка. «Есть много вариантов, за кем можно закрепить права на контент нейросетей. Это может быть создатель программы, пользователь, организатор процесса в широком смысле (продюсер), сам ИИ. Наконец, возможны варианты общественного достояния и соавторства. Однако, исходя из задач стимулирования креативного производства, развития рынка и защиты публичной сферы, автором стоит признать именно пользователя в широком смысле, продюсера, организатора создания продукта с применением ИИ», — отметил эксперт.

Он пояснил, что именно пользователь-продюсер-организатор производства продукта влияет на его качество и репутацию. Иные же решения окажут на рынок скорее негативный эффект. Например, переводя продукт нейросетей в общественное достояние, законодатель тем самым поставит в уязвимое положение «живых» авторов, чьи произведения неизбежно начнут проигрывать конкурентную борьбу бесплатному контенту ИИ.

Председатель Правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов обратил внимание на то, что в отличие от естественного интеллекта ИИ остается хоть и продвинутым, но всего лишь орудием труда: «Творчество — это выражение индивидуальности каждого человека вовне. Индивидуальность формируется из двух факторов: во-первых, это генетические особенности, а во-вторых, — насмотренность, которая формирует опыт человека и на основании которой он что-то творит. Если мы переложим это на искусственный интеллект, то я бы отметил следующее. Нейросеть творит из какого-то запроса, задания, которое дает ему человек. Поэтому в этом смысле она является орудием труда. Мы при помощи программы что-то рисуем, так же как при помощи ручки пишем книгу или делаем снимки с помощью фотоаппарата».

Помимо вопроса о статусе продукта нейросетей и его правообладателе довольно острым остается вопрос данных, на которых ИИ обучают. Юрист практики интеллектуальной собственности и товарных знаков «Пепеляев Групп» Антон Пчелкин отметил, что на Западе уже есть прецедент коллективного иска к разработчикам приложений для генерации картинок. «Истцы почему-то считают произведения ИИ современными коллажами. Мол, нейросеть выдает нечто усредненное на основе увиденного. Ответчики так не считают. Они указывают на то, что нейросеть изучает не картинки, а сущности, и на основе этих сущностей создает новое», — отметил он.

Несмотря на то что в юридическом смысле подобный способ обращения к материалам вряд ли подпадает под тот или иной вид использования произведений, сам фактор веб-скрейпинга, включения охраняемого контента в датасеты остается чувствительным для художников.

Обсуждая вопрос урегулирования этого противоречия между авторами и ИИ-индустрией, некоторые из участников беседы допустили, что релевантной могла бы оказаться та или иная модель коллективного управления с выплатой вознаграждения без необходимости спрашивать согласие каждого автора, коль скоро проследить, попала ли конкретная работа в тот или иной датасет, технически невозможно. Так, Игорь Дроздов, развивая аналогию между естественным и искусственным интеллектом, отметил, что за «насмотренность», то есть за обучение, посещение музеев, галерей принято платить, и в этом смысле вознаграждение для тех, благодаря кому учится ИИ, представляется вполне разумным. В то же время Виталий Калятин обратил внимание на то, что, учитывая огромный масштаб датасетов, размер вознаграждения может оказаться настолько несущественным, что администрирование платежей окажется нерентабельным. В этих обстоятельствах деньги разумнее было бы направить в те или иные фонды, помогающие креативным индустриям.

В завершение беседы гости сошлись на том, что вопрос взаимоотношений ИИ-индустрии с авторским правом скорее всего будет урегулирован, когда очевидным станет коммерческий потенциал нейросетей и можно будет уверенно судить о емкости этого рынка.

Информационные партнеры: ШОРТРИД, Экономика и жизнь, PLATFORMA, Вестник интеллектуального права, IPQuorum. Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP предлагает всем желающим узнать больше о правовом регулировании и тенденциях развития института интеллектуальной собственности, пополнить свои знания о новых инструментах и сервисах, регуляторных, технических и этических аспектах использования ИИ, Big Data, LegalTech, FinTech, об их влиянии на сферы бизнеса и на общество в целом.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
IPQ.365
13 февраля 2025

Какие книги россияне покупают в подарок: аналитика от «Читай-города»

IPQ.365
12 февраля 2025

Исследование VK Знакомств и Литрес: женщины хотели бы сходить на свидание с Харуки Мураками, мужчины — с Ириной Астаховой

IPQ.365
11 февраля 2025

Объявлены даты четвертой Московской недели моды 

IPQ.365
11 февраля 2025

Борис Пастернак в топе продаж

IPQ.365
10 февраля 2025

Выставка Александра Львова «Русские сезоны. Смоленская земля»

IPQ.365
10 февраля 2025

Башкортостан представит свою продукцию на Конгрессе индустрии детских товаров

IPQ.365
10 февраля 2025

Эмоциональная разгрузка и борьба со страхами: ради чего россияне читают хорроры

IPQ.365
05 февраля 2025

Нижегородская область стала участником и партнером ХV юбилейного Конгресса индустрии детских товаров

IPQ.365
05 февраля 2025

Блокчейн для кизлярских мастеров

IPQ.365
30 января 2025

Угольные разрезы и йети

IPQ.365
30 января 2025

Антон Чехов входит в топ-10 самых популярных писателей русской классики

IPQ.365
29 января 2025

KD Studios и AP Digital откроют новый «Остров сокровищ»

IPQ.365
29 января 2025

На юбилейном XV Конгрессе индустрии детских товаров обсудят, нужен ли рынку отдельный закон

IPQ.365
27 января 2025

Лидеры индустрии детских товаров соберутся на юбилейном XV Конгрессе в Москве

IPQ.365
24 января 2025

РЦИС и Омская область заключили соглашение о сотрудничестве

IPQ.365
24 января 2025

В Зале Зарядье состоялось закрытие Второго благотворительного фестиваля «Звезда Рождества»

IPQ.365
14 января 2025

В рамках второго фестиваля «Звезда Рождества» открывается выставка благотворительного плаката эпохи модерна «Купите подснежник»

IPQ.365
10 января 2025

Новое измерение магии: в арт-пространстве Luminar открылась иммерсивная выставка современного цифрового искусства «Making Magic»

IPQ.365
10 января 2025

20-22 января в Москве пройдут гастроли спектаклей–победителей XXI Фестиваля театров малых городов России

IPQ.365
27 декабря 2024

В 2024 году оборот резидентов Долины МГУ составил 70 млрд рублей