2022 год, объявленный президентом России Годом культурного наследия народов России, подходит к финалу. Красивым завершением цикла мероприятий, призванных популяризировать народное искусство, сохранить культурные традиции, показать этнокультурное многообразие и самобытность народов и этнических общностей Российской Федерации, стал совместный проект «Ресурсного центра Fashion Hub Russia» и Международной ассоциации байеров при поддержке Президентского фонда культурных инициатив — «Елки России». «Елочный марафон в национальном стиле» стартовал в рамках «Российской креативной недели – Сибирь» и объединил более 20 представителей народных художественных промыслов. Среди арт-объектов, подготовленных к празднованию Нового года, можно увидеть гжель и хохлому, венизное кружево, беломорские узоры (щепные птицы и мезенская роспись), богородскую резьбу, татарстанскую кожаную мозаику и многое другое. Арт-директором для реализации проекта была приглашена известный флорист-декоратор, обладатель российских и международный премий, единственный среди российских мастеров вице-чемпион мира по флористике Наталья Жижко.
Елка со смыслом
Идея заменить китайские елочные игрушки на родные, сделанные с любовью нашими мастерами и ремесленниками, а значит — показать народные художественные промыслы через всем понятный и близкий праздник, казалось бы, лежала на поверхности, но широко запустить проект удалось только в этом году. Комментируя проект в своем регионе, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко подчеркнул, что благодаря «Елкам России» у нас появилась возможность создать «елку с душой и смыслом», так как каждая игрушка несет в себе многовековые традиции. Новогодняя ель «Ленинградская сказка», украшенная изделиями ремесленников и народных художественных промыслов региона — «Балтийская лоза», «Узор», «Киришское кружево», «Волховская роспись», — отправилась в Гатчинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Дарина».
— Конечно, глобальной целью мы ставим усиление влияния культурного наследия и народных художественных промыслов и ремесел на повседневную жизнь каждого человека в нашей стране. Именно поэтому мы решили показать, как можно интегрировать предметы НХП в современный интерьер и городскую среду. Поймите, чтобы молодое поколение впитало традиционное народное искусство, приняло его и воспринимало как часть своей жизни, а не только как музейный экспонат, необходимы новые подходы к внедрению нашего многовекового многонационального наследия в современную жизнь, — рассказывает генеральный директор FHUB RUSSIA и президент Международной ассоциации байеров Георгий Ростовщиков. — Однако немаловажным было для нас не только на словах, а реально на деле поддержать представителей НХП. Каждая елка — это возможность предприятий и показать свои произведения, и получить новые заказы на свои изделия. Через елки можно наглядно продемонстрировать всю красоту промысла и то, что он может стать интересным дизайн-решением. В прошлом году, когда мы только подступились к этой идее, хотя она была в зачатке, нам удалось заинтересовать фэшн-ритейлеров, сподвигнуть их использовать эти предметы в оформлении витрин, магазинов и интегрировать в общественные пространства.
От игрушек до декора
По задумке организаторов, проект «Елки России» должен помочь промыслам и ремеслам развернуться в полную силу, в буквальном смысле слова войти в каждый дом и получить новые заказы.
— Промыслы в основном живут на субсидии, — говорит Георгий Ростовщиков. — При этом у них есть огромный коммерческий потенциал, который, к сожалению, не раскрыт и практически не используется. Представьте себе, в советское время на комбинате пуховых платков в Оренбургской области работало 25 000 человек. Сейчас это число значительно снизилось. На предприятии «Хохломская роспись» работало около 3000 человек, а на данный момент это всего лишь 250 мастеров. Это непременно нужно менять!!!
К примеру, народные художественные промыслы, могут стать частью программы импортозамещения, участвовать в производстве декора и товаров для дома. Помимо собственного продукта НХП может дать новые возможности малому предпринимательству, самозанятым, людям с ограниченными возможностями. У этого есть и очень широкий социальный аспект, считают организаторы проекта.
— Сейчас мы на базе нашего шоурума хотим запустить линейку предметов интерьера, в рамках которой планируем преподнести российские промыслы по-новому. Фактически мы занимаемся кастомизацией промыслов, тем самым помогая им найти новый круг клиентов и заказчиков. Мы хотим предложить предприятиям НХП производство новых совместных линеек товаров домашнего декора. Чтобы из сувенирной продукции промыслы превратились в предметы современного интерьера, — говорит куратор FHUB HOME Луиза Киселева.
Праздник к нам приходит
Одной из важнейших площадок, где представлены «Елки России», стал Мариинский театр. На сегодняшний день на площадках театра можно увидеть четыре разные елки. В Белой гостиной исторической сцены правит «Царевна Лебедь» с изделиями кружевных промыслов Рязанской и Ленинградской областей, а также предметами хохломской росписи из города Семенов Нижегородской области. В фойе Новой сцены «приземлились» «Птицы счастья» с «Беломорскими узорами» из Архангельской области, «Свирским кружевом» и «Балтийской лозой» из Ленинградской области. Деревянные и экоизделия, украшающие елку, гармонично перекликаются с деревянной отделкой театрального зала и подчеркивают красоту светящейся ониксовой стены — визитной карточки новой сцены. В фойе концертного зала появилась елка «Красный Яр» с украшениями народных художественных промыслов Красноярска и изделиями креативных дизайнеров Красноярского края. В фойе Рахманиновского зала оформили уголок Татарстана. Там стоит ель, в декоре которой использовалась узорная кожаная мозаика, золотошвейные промыслы и татарские национальные костюмы. (Кстати, еще одна вариация елки республики красуется на катке в парке Горького и носит название «Мелодии Татарстана».)
— «Елки России» — это только часть большого проекта. Впереди — декорирование и кастомизация всех праздников. Например, у нас есть идея сделать проект к Пасхе и подключить промыслы к оформлению музыкального Пасхального фестиваля, который может пройти по всей России, — подчеркивает Георгий Ростовщиков.
Он убежден, что каждый национальный праздник может и должен быть соотнесен с темой народных художественных промыслов нашей страны.
— На сегодняшний день у праздника «День любви, семьи и верности», который отмечается в День святых Петра и Февронии Муромских существует цветочный символ — ромашка, — говорит арт-директор проекта Наталья Жижко. — Хотелось бы наполнить этот образ смыслом и вековыми традициями нашего народа. Чтобы у нас сформировалась культура декорирования праздников, связанная с нашими обычаями и историей. Чтобы не только Новый год стал подлинно массовым праздником, который отмечается в каждой семье.
Есть у организаторов идея сделать проект и ко Дню народного единства, показав через костюм все народности, которые населяют Россию.
— Был бы счастлив, если бы национальные традиции стали частью нашей̆ повседневной и праздничной жизни, — отметил генеральный̆ директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов в ходе открытия выставочного проекта в Красноярске.
Пока для достижения этой цели в регионах России появляются все новые и новые елки в «уникальном» облачении». Ну а в новом году у нас есть шансы увидеть дальнейшее развитие проекта.
Автор: Ксения Позднякова