Илья Бачурин: «Сегодня нужно делать выбор в пользу того, что будет востребовано завтра»

Год назад гендиректором Москонцерта назначен продюсер и трендсеттер Илья Бачурин. Модный, актуальный, он всегда держит руку на пульсе, чувствует современные музыкальные вибрации и задает ритм. Именно он в 1993 году организовал в Москве первый концерт Майкла Джексона, в 1995-м создал радиостанцию, где круглосуточно звучала электронная музыка, а формат эфира определяли диджеи, в 2000-х возглавлял музыкальную дирекцию Первого канала и участвовал в запуске первых «Фабрик звезд», с 2009-го по 2013-й рулил подготовкой церемоний открытия и закрытия Олимпийских игр в Сочи, продюсировал передачу Олимпийского флага в Ванкувере, а в 2017-м отвечал за креативное наполнение Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Согласитесь, не таким мы привыкли видеть главу старейшей концертной организации с 90-летней историей. Однако именно такой человек может стать кризисным менеджером, вернуть Москонцерт в актуальную культурную повестку и удержать на плаву в непростых реалиях сегодняшнего дня. О том, чего уже удалось добиться, каким должен быть город мечты, как совместить классических композиторов и звезд TikTok, о киберспорте, комиксах и востребованности креатива как в современной медицине, так и в ракетостроении, Илья Бачурин рассказал IPQuorum.

Илья Бачурин: «Сегодня нужно делать выбор в пользу того, что будет востребовано завтра»

Фото предоставлено пресс-службой "Фанерона"

«Достижений без личностей не бывает»

— Учитывая Ваш опыт, как решились возглавить Москонцерт?

Я с самого начала понимал, что, несмотря на свою богатейшую историю и потенциал, организация находится в очень непростой ситуации. Меняется культурный ландшафт, появляются новые площадки и технологии, а в Москонцерте все оставалось по-прежнему. Сегодня нужно внимательно смотреть за тем, что происходит вокруг, как меняются запросы зрителя, его потребности. Если этого не делать, не строить на этом свою работу, то постепенно любая компания приходит в упадок. Был момент, когда Москонцерт остановился в своем развитии. А без развития говорить о каком бы то ни было успехе и движении вперед невозможно. Но вы же понимаете, что я не хотел стать всадником Апокалипсиса, который перевернул бы все с ног на голову. Моя принципиальная позиция: не бывает творческих достижений, больших ярких проектов без личностей, которые за ними стоят, поэтому, начиная заниматься Москонцертом, я ставил перед собой задачу не навредить, сохранить человеческий потенциал, теплые рабочие отношения в коллективе. Людей надо беречь, искать к ним подход, а в Москонцерте работает более 600 человек. С каждым артистом разбираюсь отдельно: встречаюсь, разговариваю.

Само собой, ощущался недостаток определенных компетенций. Например, режиссерский потенциал был на нуле. Продюсерский примерно на таком же уровне. Продукт получался соответствующий. Сейчас мы приступили к решению этих проблем: выстраиваем новое штатное расписание, формируем репертуар, приглашаем крутых творцов. Художественным руководителем стал молодой, но уже очень известный режиссер Юрий Квятковский. Начинаем сотрудничество с талантливейшим музыкантом, композитором, руководителем проекта «Персимфанс» Петром Айду. Он один из тех немногих, кто делает филармоническую, классическую музыку актуальной и понятной для молодежи, модной. Алексей Франдетти, начинает работу на площадке Москонцерт Холла на Каланчевке, а создатель театра «Трикстер» Мария Литвинова руководит площадкой Москонцерт на Пушечной.

Нами уже проделана огромная работа, но еще большая впереди, так что в ряду масштабных сложных проектов, которыми я занимался, Москонцерт отнюдь не выглядит легкой прогулкой.

Фото предоставлено Ильей Бачуриным, фотограф Мария Останина

— Москонцерт подчиняется столичному Департаменту культуры. Как складываются отношения?

Проработав год в структуре, подведомственной департаменту, скажу честно: более четко налаженного механизма в системе госуправления не видел. Под руководством Александра Кибовского собралась замечательная команда профессионалов, ориентированных на результат, честно бьющихся за то, чтобы жизнь москвичей стала лучше, ярче, насыщеннее. Тем не менее до недавнего времени у Москвы не было собственной структуры, которая обладала бы достаточными компетенциями для продюсирования крупных культурных мероприятий. Такие компетенции всегда привлекались через подрядчиков. Сегодня Москонцерт постепенно занимает эту нишу. С моим приходом это стало еще одним важным направлением работы организации.

«Спрос на тех, кто готов искать нестандартные подходы к решению сложных задач»

— Первой ласточкой стал фестиваль «Фанерон», который вы провели в январе в Манеже. Расскажите, что это такое.

«Фанерон» это вымышленная вселенная, созданная командой талантливых молодых авторов в стилистике комикса. Это наше представление о том, как может выглядеть город мечты. И название, и идея созревали у меня уже несколько лет. Но нужна была команда, готовая воплотить это в жизнь, и сегодня ее собрал и возглавил Максим Чумин. Ему всего 22 года, а он успел уже не только создать свою компанию, но и заинтересовать своими работами Marvel, работает с крупнейшими брендами.

По нашей задумке, «Фанерон» состоит из нескольких районов, каждый из которых воплощает один из аспектов жизни будущего и имеет свой девиз: киберспорт («Участие важнее победы»), фэшн-индустрия («Осознанность круче трендов»), транспорт («Зеленый свет зеленым идеям»), креарт («Креатив энергия развития»), еда («Вкусы, которые ты не пробовал»), соЗдание («Город тебя любит»). Проект дает возможность каждому человеку подключиться и пофантазировать, подумать над тем, в каком городе он хотел бы жить. В течение двух недель, с 3 по 18 января, в Манеже проходили самые разные концерты и перформансы. Мы изначально рассчитывали на интерактивность, на то, что мы зададим правила игры, а аудитория внесет свои коррективы. Теперь, собрав мнения людей, мы готовим постоянную площадку для «Фанерона». Работать будем по принципу лаборатории, будем активно привлекать молодежь, комиксное сообщество, проводить различные мастер-классы, образовательные и развлекательные линейки программ. Будет много всего яркого, современного, технологичного, развивающего и полезного.

Фото предоставлено пресс-службой "Фанерона"

— Креатив — энергия развития. Что Вы понимаете под этим понятием? В описании района была такая фраза: «Общество тепло относится ко всем креативным начинаниям, помогая направлять их в верное позитивное русло». Что значит «направлять в верное позитивное русло»?

Креатив может быть не только энергией созидания, но и энергией разрушения. Для каждого участника «Фанерона» очевидно, что креатив становится главным двигателем развития общества, экономики. Креатив, работающий во благо человечества. Механического труда становится все меньше, а творческого все больше. Спрос на тех, кто готов искать нестандартные подходы к решению сложных задач и создавать новое с чистого листа, велик во всех без исключения индустриях. Без него невозможно обойтись ни в IT, ни в медицине, ни в ракетостроении, ни в культуре нигде. «Сегодня нужно делать выбор в пользу того, что будет востребовано завтра», это тот месседж, который мы хотим донести до молодежи. Не бойтесь связывать жизнь с креативными, творческими профессиями за ними будущее. Мы в нашем проекте говорим о тех аспектах, которые делают жизнь лучше.

— Отдельный трек был посвящен киберспорту. Не боитесь, что он вытеснит обычный спорт, поклонником которого Вы являетесь?

Готовя площадку, мы этот вопрос серьезно обсуждали. Но для команды очевидно, что, говоря про спорт будущего, надо учитывать, как спорт, связанный с работой тела, так и спорт, связанный с развитием интеллекта, майндгеймс и компьютерных игр. Больше того, я уверен, что за играми будущее. Уверен, что сегодня в огромном количестве отраслей именно игровой способ развития продукта является доминирующим и самым перспективным. Играя, человек с детства привыкает к тому, что, чтобы найти оптимальное решение, можно пробовать самые разные ходы. Именно поэтому гейминг надо поощрять. Здесь молодые люди получают бесценные навыки для работы в завтрашней экономике, которая во многом будет опираться именно на игровые технологии. 

Фото предоставлено пресс-службой "Фанерона"

— На площадке было множество представителей TikTok, где каждый сам себе музыкант, композитор, певец и даже СМИ. Как сегодня меняется роль музыкального продюсера, должен ли он становиться арт-менеджером, о нехватке которых Вы говорили в рамках круглого стола на Российской креативной неделе?

Мы привыкли к тому, что музыкальный продюсер это человек, который занимается организацией концертов, выпуском диском. Сегодня это не так актуально. Например, невероятно талантливый рэпер Gone Fludd, сегодня известный каждому молодому человеку, начинал с того, что в не самом благополучном городишке записал на старом ноутбуке биты, зачитал свои текста и просто «взорвал» всю страну. Технологии радикально изменили мир продюсирования. Сегодня продюсер должен обладать иным набором навыков, чем десять лет назад. Он должен видеть проект в целом, ориентироваться в актуальных реалиях рынка, в том числе должен понимать, как проект работает с финансовой точки зрения, потому что, как только появляется коллектив, возникают и расходы на его содержание. Нужны и юридические знания, потому что соблюдение и корректная работа с авторскими правами актуальны и для цифрового мира. Сегодня понятно, что цифровые площадки позволят в ближайшее время автоматизировать, упростить многие процессы. Возможности каналов связи станут практически неограниченными. Механика учета и использования творческих продуктов, монетизация значительно более широкого, чем сейчас, спектра авторских прав станут бесценной возможностью и дадут мощнейшее развитие креативным индустриям. Объекты авторских и смежных прав при помощи технологии блокчейн будут учитываться и монетизироваться простыми и разнообразными способами.

«Не выпускай то, чего бы не хотел увидеть сам»

— При поддержке Москонцерта проходит и концерт звезды TikTok Вани Дмитриенко, и открытие Года А.Н. Скрябина. Как удается совмещать и то и другое?

Я привык слушать самую разную музыку, люблю самые различные ее стили и направления. Музыка важнейшая часть моего мира, и я делю ее на две категории: талантливая, несущая искру божью, и графоманская (к этой категории часто относится музыка современная, не отфильтрованная временем).

Моя цель как продюсера показать, что современными и актуальными могут быть даже консервативные на первый взгляд стили, произведения. Такой подход позволяет в сегодняшних реалиях создавать проекты, привлекающие активную аудиторию, которая реагирует часто не на содержание, но на форму. Так вот тут важно делать все так, чтобы и содержание не пострадало.

Например, на «Фанероне» Петр Айду выступал со сложнейшим музыкальным перформансом, театр «Трикстер» представлял мегасовременную постановку «Руслан и Людмила», а Ваня Дмитриенко просто спел свои любимые молодой аудиторией TikTok хиты. Мы отбирали тот контент, который соответствует нашим вкусам, предпочтениям, не опасаясь, что зрителям этот набор не понравится, не выпускали то, чего не хотели бы увидеть сами. Что касается классики, то она будет актуальна во все времена, но требует к себе очень бережного отношения. Ее надо доносить с большой любовью, глубоким пониманием, особенно до молодой аудитории.

Те, кто сегодня сидит в TikTok, со временем будут слушать разную, в том числе и серьезную музыку. Просто каждому возрасту своя музыка. 

Фото предоставлено пресс-службой "Фанерона"

— Нужны ли специальные программы, готовящие арт-менеджмент?

Да, конечно. Более того, они должны быть очень динамичными, обновляться чуть ли не каждый месяц. Сегодня очень мало дисциплин, которые можно построить на учебниках середины прошлого века. Некоторые профессии отмирают, другие появляются. Образование должно пытаться догнать реальную жизнь, которая, как паровоз, мчит вперед.

— А каков тогда сегодня секрет успешного медиа? Что нужно, чтобы не отстать? Какой опыт сегодня может помочь?

Это очень сложный вопрос. Сегодня медиа это и новостной сайт, и блогер, рассказывающий о том, как он провел вчерашний вечер. Если человек талантлив, то запросто может привлечь аудиторию. Иногда блогер собирает в разы больше зрителей и читателей, чем целая редакция, где несколько человек писали, редактировали, подбирали видео и фотоматериалы, «дизайнили». В любом случае у медиа вне зависимости от того, сколько людей заняты в производстве контента, должен быть лидер, максимально вовлеченный в работу, считающей ее делом всей жизни. Лидер лицо любого проекта. Реальность такова, что либо ты вкладываешь душу и твое СМИ развивается в соответствии с твоим потенциалом, либо ничего не выйдет.

Ну и само собой, никто не отменял профессионализм, как важнейшую составляющую. Если вы не умеете грамотно подавать информацию, то и отношение к ней будет соответствующее.

— Вы востребованный менеджер, продюсер, занимаетесь делом, которое любите, однако на одном из мастер-классов сказали, что не можете быть ролевой моделью. Почему?

Если оценивать по тем критериям, которые Вы назвали, то меня можно считать ролевой моделью. Я сейчас говорю не про успешность, а, скорее, про упертость, целеустремленность, способность довести любой проект до конца. Но мне, как и нам всем, есть над чем работать, поэтому у меня язык не повернется сказать: ребята, делайте, как я. Мы живем в эпоху, когда набор требований к каждому человеку, гражданину стремительно растет. Каждый должен предъявлять их себе сам, чтобы не отстать от времени. Общество принадлежит молодым и будет жить по их правилам. И мне как человеку, родившемуся в прошлом веке, нужно и интересно работать над собой для того, чтобы сегодня быть актуальным.

Какие проекты сегодня занимают Ваше внимание, кроме Москонцерта?

Помимо Москонцерта активно занимаюсь подключением московской культуры к проектам Российской креативной недели. В конце прошлого года Москонцерт стал партнером первой Национальной премии в области креативных индустрий, которая прошла в концертном зале «Зарядье». Надеюсь, что развитие креативного сектора в ближайшие годы станет одним из определяющих факторов развития российской экономики. 

Какие изменения в Вашей работе, работе Москонцерта произойдут в связи с последними событиями, экономической турбулентностью?

Культура всегда объединяла людей, народы, давала надежду, помогала найти выход в самых сложных ситуациях, когда язык политики, дипломатии был бессилен. Мне кажется, сейчас момент, когда важно об этом не забывать, делать шаги, делать проекты, не стоять на месте, стремясь изменить мир и всю ситуацию к лучшему. Что касается экономики, я вижу, как быстрые, эффективные решения Правительств России и Москвы стабилизируют ситуацию, делают ее управляемой. Уверен, объединившись, собрав все силы, сможем пройти любые трудности!

 

Беседовала Ксения Позднякова, автор телеграм-канала “Ксюша про театр”

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 декабря 2024

Креаторам рассказали, как защитить свою интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?