Доля креативного сектора в российском ВВП оказалась выше, чем в среднем в мире, а в 2023 году даже выросла по сравнению с 2022 годом. Рассказываем, что еще обнаружили исследователи ВШЭ, Росстата, Reksoft Consulting и Бюро K22.
Креативные индустрии — относительно новое увлечение мировых экономистов. Согласно международным исследованиям, здесь сосредоточена самая большая производительность и потенциал роста. Развивайте креативную экономику, и вы сделаете свой народ богатым — так, возможно, написал бы отец политтехнологии Никколо Макиавелли в каком-нибудь «Государе 2.0», если бы жил в наши дни.
При этом международные исследователи, будь то Tecom Group из ОАЭ или американские Bain с McKinsey, по разным причинам обходят Россию стороной, внимательно приглядываясь к США, Европе или Азии. Поэтому работа, проведенная ВШЭ, знаковая: по сути, это первое масштабное исследование самого перспективного на сегодняшний день сектора экономики в России, в котором определяются его границы, рисуется масштаб и намечаются тренды.
Место в экономике
Самое главное: креативная индустрия России в 2023 году достигла 3,5% от ВВП. В среднем в мире эта доля составляет 3,1%, по данным UNESCO за 2022 год, на которые ссылаются исследователи. Кроме того, по сравнению с 2022 годом эта доля выросла с 3,2% до 3,5%, при том что и сам ВВП в 2023 году увеличился на 3,5%. В общем, российский креативный сектор растет быстрее, чем российская экономика. Это, в частности, заметно, если взглянуть на темп прироста внутренней добавленной стоимости, который почти вдвое выше, чем в среднем в стране.
На креативные задачи в нашей стране работает 6,2% от всех занятых, а именно 4,6 млн человек, 700 000 организаций и ИП. Причем среди индивидуальных предпринимателей креативность распространена вдвое чаще, чем среди организаций. А если рассматривать только ИП, то над креативными задачами работает каждый восьмой в стране.
С точки зрения отраслевой принадлежности организации и ИП распределились по-разному. Среди креативных организаций больше всего ИТ (23%), на втором месте идут представители рекламы и PR (14%), на третьем — мода. У ИП все наоборот: мода на первом месте (40%), за ней следует ИТ (16%), дальше — реклама. Но так или иначе половина организаций и две трети ИП сосредоточены в этих трех секторах.
Кто креативит?
Почти так же выглядят самые востребованные на момент проведения исследования специальности. Численность работников в каждой из следующих индустрий выросла более чем на 100 000 человек: ИТ, архитектура и дизайн, реклама и PR, культура и искусство.
Креативность — дело молодое: 64% занятых моложе 45 лет (в среднем по стране, по данным Росстата, по итогам 2022 года 59% трудоспособных граждан было моложе 45). И чуть более мужское (55% занятых — мужчины, видимо, из-за большой доли ИТ). Здесь востребовано высшее образование: его имеют 70% работников, тогда как в целом по стране дипломы имеются лишь у 34% работников. Больше всего высокообразованной молодежи сосредоточено в индустрии видеоигр. 80% занятых в этой сфере моложе 35 лет, и 93% имеют высшее образование.
Что с бизнесом?
С креативным бизнесом все хорошо. С 2019 по 2023 год его суммарная выручка выросла вдвое. 60% выручки генерирует вышеупомянутая троица «ИТ-мода-реклама». При этом программное обеспечение и видеоигры еще и входят в топ-3 индустрий по темпу прироста выручки в 2019–2023 годах (второе место с показателем 35%). А вот на первом месте оказалась гастрономия — здесь рост составил в среднем 43% в год. На третьем месте — музыканты с темпом прироста 23%.
Параллельно выручке растет и инвестиционная активность в креативный сектор. В 2021–2023 годах стоимость основных средств удвоилась, нематериальных активов — выросла в 2,5 раза.
Больше всего основных средств сосредоточено в с индустрии моды: они оцениваются в 307 млрд рублей, или почти треть от общего объема. Еще четверть занимает ИТ, 17% приходится на гастрономию. По стоимости нематериальных активов предсказуемо лидирует ИТ, на которых приходится половина стоимости. Пятая часть принадлежит медийному сектору, десятая — кинокомпаниям.
Как креативный сектор влияет на экономику?
Как если бы мы еще не поняли, что креативные индустрии — средоточие рабочей элиты, производительности и перспективности, в самом конце исследования представлены данные того, какой мультипликативный эффект они оказывают на экономику в целом.
Выяснилось, что один рубль затрат в креативных индустриях превращается в 2,85 рубля выпуска, 1,37 рубля добавленной стоимости и приносит 0,28 рубля в казну в виде налогов. Самой мультипликативной оказалась реклама: один рубль, потраченный на ее производство, оборачивается 4,78 рубля прироста выпуска, 2,5 рубля добавленной стоимости и 0,45 рубля пополнения федерального бюджета.