Блокчейн, стандарты и искусственный интеллект в архива

РЦИС предложил архивам стандартизовать описание всех видов исторических документов и кинохроники, а также параметров сделок с правами для упрощения использования архивных документов креативным бизнесом

Блокчейн, стандарты и искусственный интеллект в архива

Фото предоставлено пресс-службой РЦИС

Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности (РЦИС) вместе с архивами сформирует перечень типов архивных документов — от материалов, возникающих в процессе производства художественных фильмов, киножурналов, документальных фильмов и кинохроники до фотографий и рукописей, — а также правовых оснований их использования. В дальнейшем будут разработаны стандарты описания этих объектов в Сети РЦИС.РФ для заключения цифровых сделок. Это полностью решит задачу минимизации издержек архивов и пользователей, стремящихся задействовать историческое наследие в современном производстве и максимально включить архивные произведения в гражданско-правовой оборот. Проблему цифровизации сделок обсудили на круглом столе «Управление правами на архивные произведения. Нормативные и технические новеллы».

Желание креативных компаний работать с наследием, будь то фотографии, кинохроника или газеты, наталкивается на несколько трудностей, порой банальных. Чаще всего креаторы попросту не понимают, где именно и в каком учреждении находится нужный им артефакт. Наследие сконцентрировано в нескольких фондах и архивах, а представители творческого бизнеса работают по всей стране и часто просто не могут до них добраться. Особенность «архивного рынка» еще и в том, что речь каждый раз идет о единичных запросах, то есть работу трудно «поставить на поток». Другая, более серьезная трудность связана с оформлением лицензионных сделок: издержки на поиски правообладателя и заключение договора порой отбивают всякую охоту работать с архивными материалами.

Применение распределенного реестра РЦИС.РФ решает задачу как объединения в одном «озере данных», так и, соответственно, поиска и проблему правомерного использования архивных материалов, отметил сопредседатель Координационного совета РЦИС, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев: «Каталоги музыкальных произведений, например кинохроники Госфильмофонда, опубликованные в блокчейн-инфраструктуре РЦИС.РФ, позволили перейти к простому формату заключения договоров на использование объектов “одним кликом”. Практика использования цифровых сделок для использования наследия оказалась столь успешной, что Координационный совет РЦИС, в который входят министры культуры, науки и высшего образования и цифрового развития, принял решение о стандартизации описания объектов, чтобы все юридические механизмы доступа к произведениям, хранящимся в архивах и фондах, можно было бы перенести в “цифру”.

Фото предоставлено пресс-службой РЦИС

Стандартизация важна для решения задачи сохранения исторической памяти, обратил внимание ведущий специалист Национального центра исторической памяти при Президенте Российской Федерации Максим Синицын: «Для формирования единого цифрового исторического пространства нам необходим стандарт публикации архивных документов, что включает в себя также требования по указанию правообладателя и правил использования».

Это единое безбарьерное историческое пространство возможно еще и потому, что цифровая среда индифферентна к природе объектов или правам на них. В алгоритм платформы могут быть с равным успехом «зашиты» смежные права публикатора, раскопавшего интересную рукопись или авторские права фотографа. А может быть и так, что фонд, архив, библиотека всего лишь хранит объект, однако, публикуя сведения о нем и его правообладателе в цифровой системе, институция помогает пользователям и правообладателям найти друг друга и заключить соответствующие сделки. Наконец, многие архивы сами владеют исключительными правами на документы, которые хранят. Пример — Госфильмофонд России, получивший исключительные права на фильмы нескольких советских киностудий, созданные до 1992 года.

В своем выступлении директор Представительства Госфильмофонда России в городе Москве Дмитрий Алимов подчеркнул значимость Госфильмофонда как главного
и крупнейшего архива кинофильмов в Российской Федерации, в коллекции которого насчитывается более 110 000 наименований фильмов. Он отметил, что фонд играет важную роль в сохранении и популяризации отечественного кинематографа, а также в обеспечении доступа к архивным материалам.

В этом году, когда страна отмечает 80-летие Великой Победы, Госфильмофонд активно готовит специальные мероприятия и показы, посвященные этому значимому событию. Дмитрий Алимов также сообщил о сотрудничестве фонда с различными государственными институциями, направленном на предоставление киноматериалов о Великой Отечественной войне. Это партнерство подчеркивает важность сохранения исторической памяти и культурного наследия, а также способствует воспитанию патриотизма среди молодежи.

Едва ли не ближе всех к решению задачи цифровизации оборота прав на архивные документы подошел сервис «Нэт-Фильм». По словам заместителя генерального директора сервиса Антона Бежко, за 13 лет компания оцифровала десятки тысяч документов, которые предоставляет пользователям по запросу в комплекте со всеми необходимыми правами. Среди партнеров компании — ТАСС, Российское военно-историческое общество, Государственный архив Республики Татарстан. С 2023 года сервис работает в контуре РЦИС.РФ, предоставляя клиентам удобные инструменты поиска, заказа материалов и главное — безбумажных лицензионных сделок. Благодаря этому сотрудничеству в РЦИС.РФ были зарегистрированы тысячи архивных материалов и десятки тысяч транзакций с ними. Теперь задача за малым — создать типовой лицензионный договор. «Порой попытка заключить обычную сделку оборачивается настоящей юридической вендеттой, когда условия согласовываются месяцами. В этом смысле стандартизация лицензионных соглашений в рамках РЦИС.РФ могла бы стать базисом прозрачного и оживленного рынка», — отметил Антон Бежко.

Платформу «Нэт-Фильм» использует Государственный архив Республики Татарстан, располагающий исключительными правами на коллекции Казанской студии телевидения и Казанской студии кинохроники. Через нее учреждение может легко заключать цифровые сделки с пользователями (еще в 2019 году законодатель предусмотрел возможность «безбумажных» договоров в ГК РФ), которые заинтересованы в этих материалах. Между тем есть в собрании и такие объекты, на которые у архива нет исключительных прав, более того, он даже не знает, кто их правообладатель. «У нас большая база аудиодокументов, и далеко не всегда мы знаем, кто правообладатель этих материалов. Так что без РЦИС.РФ с его крупнейшими депозитариями музыкальных произведений нам было бы очень непросто», — отметил директор ГБУ «Государственный архив Республики Татарстан» Сергей Горохов.

До недавнего времени использование произведений из архивов и фондов с неизвестным автором было барьером. Окончательно проблему «сиротских» произведений решают вступившие в силу в 2024 году поправки в ГК РФ. По словам заместителя руководителя Управления распределения вознаграждения Российского Авторского Общества Константина Голенкова, к «сиротским», то есть к таким, авторы которых неизвестны или недоступны, можно отнести до 30% произведений. Благодаря новому регулированию представители творческого бизнеса, отчаявшиеся найти правообладателя нужного контента, могут обратиться в РАО, которое включит материал в список «сиротских» произведений. Отныне для того, чтобы его использовать, достаточно будет получить разрешение у Авторского Общества, которое в соответствии с утвержденными правительством ставками получит вознаграждение для автора и разместит его на специальном номинальном счете, с которого его получит правообладатель, когда заявит о себе.

Примечательно, что с принятием закона вал запросов об авторстве обрушится как раз на архивы, фильмофонды, библиотеки и другие институции памяти. Однако есть простой способ сэкономить время и силы: от ответов на подобные запросы освобождены организации, присоединившиеся к инфраструктуре РЦИС.РФ и поделившиеся с рынком и обществом своими электронными каталогами через эту общественно-государственную инфраструктуру.

Перед тем как «токенизировать» объекты, права и сделки, любой фонд необходимо систематизировать. Сегодня для этого активно используются инструменты искусственного интеллекта, рассказал заместитель руководителя постпроизводственного департамента Медиагруппы «Красный квадрат» Алексей Алавердов: «Современные AI-алгоритмы, внедряемые в работу телекомпании, позволяют значительно сократить затраты на хранение и обработку видеоконтента, а также повысить качество поиска и удобство работы с архивами».

Он отметил, что медиагруппа накопила обширный архив неиспользованных видеоматериалов, которые благодаря интеллектуальной каталогизации могут стать доступными для новых проектов и послужить основной при создании уникального контента. Также в процессе обсуждения доклада была подчеркнута актуальность задачи стандартизации и классификация архивных материалов телевидения, в том числе в контексте вопросов интеллектуальной собственности.

Несмотря на то что благодаря государственному финансированию в стране производится довольно много контента на исторические темы, во взаимодействии творческого бизнеса с архивами до сих пор остаются проблемы. Креаторы зачастую не понимают, что интеллектуальные права не передаются архивом одновременно с документом, архивы, в свою очередь, далеки от проблем телевизионщиков, которые не могут потратить месяц на согласования, так как документ нужно показать в вечернем эфире. «У документалистов есть много вопросов по работе с архивами и правами на советские фильмы, которые надо решать сообща, инициируя подобные собрания», — указала проблематику директор Ассоциации «Гильдия неигрового кино и телевидения» Ольга Курина.

Все эти проблемы успешно решаются благодаря Сети РЦИС.РФ и сервисам на ее основе, позволяющим объединить и структурировать каталоги, стандартизировать сделки, устранить сложные процедуры согласований. «Архивная организация может стать узлом Сети РЦИС.РФ, подписав соглашение и установив необходимое ПО. Вы можете состыковать наш распределенный реестр, предусмотренный указом Президента РФ, со своими информационными системами, можете передать информацию о своих архивных документах в Сеть РЦИС.РФ, тем самым упростив доступ заинтересованных лиц к архивным материалам и сделав шаг к популяризации исторического наследия, его правомерному использованию, в том числе коммерциализации», — подытожил директор департамента по развитию и взаимодействию с регионами РЦИС Алексей Соколов.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 марта 2025

Новосибирская область присоединилась к сети РЦИС.РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 февраля 2025

В РСПП предложили дополнить закон об онлайн-кинотеатрах поправками о «недружественных» правообладателях

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
24 февраля 2025

Креативные индустрии: быть в жизни или остаться «в бумаге»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 февраля 2025

Три шага к творческой экономике

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
12 февраля 2025

Креативные индустрии вышли из сумрака

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
03 февраля 2025

Борислав Володин: «Наша стратегическая задача — создание надежного социального лифта»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 декабря 2024

Креативная Россия: главные выводы пилотного исследования ВШЭ по «новой» экономике

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
17 декабря 2024

Создавая завтра: как туризм и региональные бренды трансформируют Кабардино-Балкарию

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности