В конце прошлого года на IPQuorum вышла статья «Современный ДНК старого ДК: роль айдентики и брендинга в модернизации культурных пространств». Одной из ее героинь стала Ольга Мигина, руководитель Дома культуры «Темп» (ГБУ г. Москвы ОКЦ СВАО), которая рассказала о развитии ДК и тех позитивных трансформациях, которые с ним происходят. Однако Ольга не стала ограничиваться территорией своего дома культуры и решила создать Продюсерский центр «МИГ» для реализации социально значимых культурных проектов в регионах России.
Первым таким проектом стал Всероссийский образовательный марафон для специалистов культурно-досуговой сферы «КультПросвет». Это комплексная практико-ориентированная программа, которая позволяет региональным специалистам посещать лекции и мастер-классы, деловые игры, интенсивы и хакатоны с участием экспертов из Москвы и других городов, нетворкинг-сессии, помогающие налаживать новые связи, повышать профессиональные компетенции и создавать интересные коллаборации как внутри своих территорий, так и по всей стране.
Сотрудники сельских клубов осваивают новые, современные методы работы в условиях постоянных социокультурных и технологических изменений, учатся внедрять в свою деятельность нейросети, создавать новые активности для привлечения посетителей, писать заявки на гранты и расширяют свой кругозор, знакомясь с актуальными тенденциями, которые стремительно развиваются в столичных ДК. Форматы, которые предлагает марафон, помогают развивать креативность и более эффективно работать в команде. В следующем году планируется запуск онлайн-платформы, где будут собраны лекции и мастер-классы по интересующим работников сферы КДУ вопросам, а также шаблоны грантовых заявок, интересные кейсы и инструментарий культработника.
Нулевой марафон был организован в Новосибирске в октябре 2024 года. На нем организаторы попробовали активные форматы, протестировали деловые игры и получили много позитивных отзывов. После этого они написали первую грантовую заявку, выиграли и провели зимой 2025-го уже первый официальный «КультПросвет» в Тыве. Второй марафон прошел в апреле в Бурятии, третий — в мае в Хакасии.
IPQuorum поговорил с Ольгой Мигиной о подробностях проведения проекта, о том, почему «КультПросвет» уже выходит за рамки марафона, что происходит с культурно-досуговыми центрами в регионах и как традиции уживаются с современными трендами.
Фото предоставлено пресс-службой проекта "КульПросвет"
— Ольга, расскажите, как родилась идея проекта «КультПросвет» и что стало его отправной точкой?
— В сельской местности и малых городах России, особенно в отдаленных регионах, есть острая нехватка возможностей для профессионального роста специалистов сферы культурного досуга — директоров и заведующих клубами, худруков, культорганизаторов. Мы почувствовали необходимость поддержать их — так родилась идея марафона «КультПросвет». Да, с приходом цифровых технологий многое стало доступно специалистам по социокультурному проектированию — онлайн-лекции, вебинары. Но все они творческие люди по своей сути и испытывают дефицит общения, выгорают, теряют ориентиры, актуальность, а им необходимо создавать на местах культурный продукт, быть в курсе современных тенденций и поддерживать их. Им нужно плечо, на которое можно опереться, регулярная подпитка для творчества, методики. Раньше в нашей стране был целый институт, который занимался методикой культпросветработы, где клубной работе, общественной деятельности, просвещению, агитации, прославлению людей труда, самореализации, духовному росту уделялось огромное внимание.
— То есть вы в какой-то степени опираетесь на прошлое?
— Честно говоря, для меня было открытием то, что писала об устройстве клубов сто лет назад Надежда Крупская: «Центр тяжести в клубе должен лежать именно в активной работе кружков. Лекции, доклады, кинематографические сеансы, спектакли должны быть лишь праздниками, дающими новое, более богатое содержание, новую силу повседневной активной работе членов клуба. Такой клуб, который объединяет в себе целый ряд самых разнообразных деятельных групп своих членов, никогда не захиреет и не заглохнет». Было бы здорово создать клуб по модели, которую Крупская описывала в мельчайших подробностях, с чайной, библиотекой, комнатой для уединенных мыслей, клубами по интересам. Примером может быть и учебник по массовым праздникам Д.М. Генкина, где описана методология проведения массовых праздников, которая до сих пор служит настольной книгой режиссеров. Он относился к массовым праздникам как к социально-педагогическому явлению, подходил к этому вопросу научно, понимая, что через работу с аудиторией и праздники можно донести важные смыслы, объединить и сплотить людей вокруг идеи, а это и есть базовые основы патриотизма. Праздники улиц, день молодого рабочего, праздник жатвы — огромное количество реальных примеров в его книге, готовая инструкция, как организовать тематическое событие, которое повысит статус людей труда. Как оказалось, 80% аудитории этого не читали, многие забыли, какова основная цель работы дома культуры, и она точно не сводится только к отчетности к календарным праздникам и кружкам по мыловарению.
— Как вы считаете, для кого особенно актуален ваш проект?
— В ситуации, если в селе вдруг построили новый клуб по нацпроекту, а форматы проведения мероприятий остались прежними, как говорят в ивент-среде — «колхозными». И местные жители жалуются: клуб-то новый, а на дискотеки все равно собираются в лесу, потому что в ДК неинтересно. Так что наш проект стал ответом на запрос о создании условий для развития и профессионального роста работников сельских клубов в регионах. Для них это своеобразная «культурная диспансеризация».
— Как удалось прийти от идеи до реализации проекта? И как долго шла его подготовка?
— Идея родилась два года назад, во время моего очередного выезда в качестве спикера в отдаленный регион, когда принимающая сторона сокрушалась, что не хватает денег на приглашение экспертов-практиков, лекции в основном теоретические, а так хочется поработать именно со специалистами-«клубниками» на местах, сделать в процессе учебы интересный проект. Действительно, гонорары, проживание, перелеты, методички — все это дорого для госучреждений, и не каждый региональный методический центр может себе позволить пригласить команду экспертов-практиков или фасилитаторов, которые создают реальные проекты и аккумулируют культурный контент или могут провести стратегическую сессию. Мы решили написать грантовый проект на проведение выездных марафонов, сняв с региона основную нагрузку по подбору спикеров. Что любопытно, к проекту присоединились партнеры: так, одна сибирская компания, занимающаяся поставками сценического оборудования, стала спонсором марафона в Новосибирске. И такой формат сотрудничества пошел на пользу всем: специалисты из домов культуры узнали много интересных технологических фишек, познакомились с образцами одежды, вариантами оформления сцены, комплексами аудио- и светового оборудования. Мы «упаковали» проект довольно быстро, продумали механику, источники финансирования, немножко поспорили насчет названия — уж больно заезженным оно показалось, но пришли к выводу о том, что для всех, кто учился по профилю в культпросветучилищах и Институте культуры, это название откликнется сразу. Здесь и культурное просвещение, и освещение специальных тем, и модное «ПРО», так что экспертность обеспечена.
— В чем главная цель и ценность проекта?
— Эксперты. Мы тщательно следим за качеством контента, приглашая читать лекции только практиков. Нам важно говорить с аудиторией на одном языке. Особенным является и «Конструктор тем», позволяющий формировать программу марафона из того, что будет для региона наиболее актуально. И, конечно же, наша фишка — это хакатоны и интенсивы. Авторская игра «Семь ключей от дома культуры» с моими любимыми компонентами «Управляемый хаос» и «Скорая культурная помощь», где в течение двух часов участники создают семь уникальных проектов и необычных мест и форматов.
Фото предоставлено пресс-службой проекта "КульПросвет"
— Были ли какие-то сложности на пути к реализации проекта?
— Базовые сложности, как всегда, — это время, деньги, логистика и занятость экспертов. Всегда хочется больше времени, и есть риск не выиграть грант, а значит, регион останется без марафона.
— Почему, на ваш взгляд, так важно развивать культуру в регионах? Вообще, на каком уровне сейчас там находится культурная деятельность?
— На самом деле все бурлит и развивается. Просто у каждого региона и населенного пункта своя локальная специфика. И часто надо просто вдохновить коллег, и их деятельность выходит на совершенно новый уровень. Мы обязательно собираем обратную связь и поддерживаем контакты с участниками всех наши семинаров. А они с удовольствием делятся с нами теми изменениями и проектами, которые родились и развиваются после обучения. Ну а если говорить о тенденциях развития культурно-досуговой деятельности, этому у нас посвящена целая лекция, и в ней мы опираемся на подходы, которые еще сто лет назад применялись при создании огромной сети рабочих клубов по всей стране, и Пролеткульт был самой массовой культурно-просветительской и литературно-художественной организацией.
Каждый регион, город, село старается выделиться, показать свою идентичность. В принципе культура, а также традиции, этнокультурное достояние как раз и лежат в основе идентичности региона. Они сохраняются в ДК, которые являются платформами для продолжения народных традиций, проведения мастер-классов, выставок и концертов, фестивалей. Кроме того, такие центры играют важную роль не только в сохранении прошлого, но и в формировании будущего, способствуя развитию новых форм творчества. По сути, дома культуры, особенно сельские, — это «сердце» деревни, общественные пространства, где каждому найдется творческое дело и место. Мы на лекциях говорим о концепции «третьего места», коими и являются учреждения культуры. А в городах на базе КДУ открываются соседские центры, объединяющие жителей многоквартирных домов, кварталов, развивая местное сообщество и создавая условия для реализации инициатив этих сообществ. В таких центрах встречаются рукодельницы, театралы, художники, музыканты, садоводы-любители, молодые мамы, сюда приходят целыми семьями. Чаще именно активные жители сами являются инициаторами и организаторами мероприятий.
— Каких результатов уже удалось достичь за полгода существования проекта?
— За шесть месяцев мы добились гораздо большего, чем ожидали. Кроме трех регионов по гранту мы провели марафоны в Брянской и в Ярославской областях, прочитали несколько лекций онлайн. И что, на мой взгляд, является важным достижением, получили приглашение в качестве спикеров на летние образовательные программы фестиваля молодого искусства «Таврида.АРТ», где впервые в России собрались земские работники культуры. В общей сложности с момента старта проекта мы смогли «прокачать» более пятисот региональных «клубников», работающих в небольших населенных пунктах. Нужно понимать, что для этой категории специалистов — управленцев в сфере культуры — в нашей стране не так много возможностей повысить свою квалификацию, обменяться опытом и знаниями. Эти люди важны на своих местах, они формируют смыслы, и от них зависит то, как будет развиваться село, какие мероприятия они проведут для жителей, как донесут для них информацию о традиционных ценностях, какие формы работы смогут привнести, как сделают жизнь на селе интереснее и ярче.
Кроме того, мы создали профессиональное сообщество в социальных сетях, где специалисты обмениваются опытом и обсуждают актуальные темы, делятся своими «фишками». Разработали новые темы семинаров и интенсивов, превратив обучение в увлекательный процесс. Сейчас такие технологии принято называть модным словом «фасилитация», и это стоит больших денег. Мы же бесплатно показываем нашим коллегам то, как можно иначе взглянуть на свои клубы, как создать интересные и востребованные проекты. Благодаря информационной поддержке Министерства культуры РФ нам удалось донести информацию о проекте до отдаленных территорий.
— Почему вы решили начать именно с Тывы?
— Тыва — регион сложный, и на нем можно было протестировать много нюансов проекта. Это и разница часовых поясов, и не очень уверенный интернет, и языковой барьер, и специфика территории и местной культуры.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как проходил первый «КультПросвет»? Какие были активности, что интересного?
— Живой интерес вызвали темы про гранты и нейросети, пробовали писать запросы прямо во время семинара и даже неожиданно написали при помощи ИИ шуточный гимн марафону. Удачным стало приглашение в качестве спикера местного кинорежиссера Виталия Петрова, который продолжил тему о сотрудничестве и сохранении традиций через кино. Было интересно, что молодежь самостоятельно организовала нейрозарядку в перерывах между лекциями, и мы внедрили это в дальнейшую практику. Участники на интенсивах придумывали любопытные сценки с участием оленей, назвали несколько новых возможных мест организации мероприятий, о которых я даже не задумывалась, рассказали много о традициях шаманизма. Из забавных нюансов — нас предупредили о тувинском времени: надо закладывать плюс полчаса на сбор аудитории, здесь спешить не принято. И тувинская чуйка: здесь особенные люди, они могут договориться о встрече в другом городе, не называя ни времени ни места, и обязательно встретятся.
— Как вы отбирали участников? И сколько их было?
— На первом марафоне было около 80 специалистов культурно-досуговой сферы: директоров и заведующих клубами, режиссеров, худруков, менеджеров, из них не менее 30% составила молодежь до 35 лет. Всего по итогам трех марафонов «культурную диспансеризацию» прошли более 200 специалистов. Мы стараемся также привлекать к марафону и руководителей отделов культуры района, чтобы в дальнейшем взаимодействие в регионах было более эффективным. Сбором участников, подготовкой площадки, регистрацией, культурной программой в Тыве занимался Республиканский дом народного творчества и досуга под управлением Елены Ондар.
— Какой резонанс вызвал стартовый марафон? Что мотивировало двигаться дальше?
— Проект сразу получил поддержку Министерства культуры РФ и Государственного российского дома народного творчества им. В.Д. Поленова. После размещения информации о его старте мы получили много заявок из регионов, которые выразили готовность принять у себя марафон и сформулировали пул интересующих тем и вопросов. На первый марафон приехали местные тувинские СМИ, и это событие подсветила телекомпания. Это было так же важно для наших участников. Очень надеюсь на то, что у специалистов изменилось мышление. Многие из них добавились в наш закрытый чат работников культуры, они имеют возможность продолжать профессиональное общение, обмениваться опытом и получать оперативную информацию.
— Какие были особенности, отличия проведения марафона в каждом регионе? Как менялся, масштабировался проект?
— Каждый регион по-своему уникален! В Бурятии фокус был на этнобрендинге и работе с молодежью, в Хакасии — на нейросетях и грантах. Сейчас готовим марафон для Читы. Это будет большой хакатон «7 ключей от дома культуры», а затем командная работа с реальными кейсами, где сообщество работников культуры региона будет искать решения по улучшению доступности 16 сельских клубов, и я уверена, что на экспресс-марафоне родятся новые. Совсем недавно прошел марафон в Подмосковье. В нем приняли участие 154 участника — директора и художественные руководители местных клубов. Московская область оказалась самой большой по числу ДК. Мы готовим программу всегда индивидуально, под нужды территории, формируем темы, подбираем «ключики», учитываем особенности региона, адаптируем программу под запросы специалистов и наращиваем число активностей, добавили яркие интенсивы по авангардному мышлению, внедряем стратегические сессии нового формата, не перегружая наших специалистов бизнес-терминологией.
— Какие еще регионы вы планируете охватить?
— В приоритете остаются Сибирь, Дальний Восток и другие отдаленные территории, нуждающиеся в поддержке и «прокачке». Задача — привлечь максимальное число специалистов, обеспечивая равный доступ к профессиональным возможностям и ресурсам. Также сейчас мы ведем переговоры об интеграции наших методик в программу переподготовки и повышения квалификации работников культуры.
— А есть ли цель в процессе реализации проекта раскрыть культурный код регионов?
— Конечно. Наша цель — сделать «КультПросвет» системным инструментом сохранения идентичности территорий. В этом основа всей содержательной части наших лекций и интерактивных занятий. Возрождение нематериального культурного наследия — это не только приоритетные задачи государственной культурной политики, но и основа всей культурно-досуговой деятельности. Наши эксперты приводят в качестве примеров федеральный и региональный опыт, обсуждают с участниками их практики. Основной упор мы делаем на привлечение молодежи к сохранению традиционной народной культуры, вовлечение подрастающего поколения в любительское творчество. Рассказываем о важности внедрения в работу и возможностях, которые открывает для ДК программа «Пушкинская карта». Наша главная задача — это научить развиваться в современных условиях, используя цифровые, коммуникационные технологии, технические возможности, те же нейросети.
— Кто сейчас поддерживает проект? Появились ли за полгода новые партнеры, коллаборации, возможности продвижения?
— Конечно, держать проект на плаву непросто. На старте огромную помощь оказал грантодатель — Фонд Мельниченко (Гранты.ФМ), благодаря которому «КультПросвет» и стартовал. «Начинку» проекта готовит и всю документальную работу осуществляет команда Продюсерского центра «МИГ». Также у нас сложились тесные связи с региональными домами народного творчества, которые помогали в организации марафонов, регистрировали участников, подбирали помещения, собирали обратную связь, подходили к вопросу организации марафона со всей серьезностью. Это Республиканский центр народного творчества и досуга в Тыве, Центр культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева в Хакасии, Республиканский центр народного творчества Бурятии и другие. Большим подспорьем стала помощь Ресурсного центра НКО в Москве. Благодаря ему мы имеем возможность проводить мастер-классы в коворкинг-центре на ВДНХ, печатать рабочие тетради, проводить онлайн-конференции.
Мы активно и продуктивно сотрудничаем с Московским образовательным комплексом (МГОК), в частности с кафедрой дизайна. Вместе мы придумали проект «Всероссийская переупаковка: Современный Дом культуры» для сельских домов культуры. Студенты МГОК делают ребрендинг для таких клубов, рисуют логотипы к фестивалям, придумывают оформление к проектам, которые реализуются в отдаленных регионах. Это очень важно — иметь актуальный, красивый, профессиональный логотип, но позволить себе создать полноценный фирменный стиль сельский ДК не может. И здесь на помощь приходят студенты, которые создают графические решения в рамках практики под руководством опытных педагогов-дизайнеров. Так, ребята отрисовали логотипы для ДК Льнокомбината Вологодской области, Игринского районного дворца культуры «Нефтяник» (Удмуртия), Дворца культуры «Юность» (города Саянска), делали фирменный стиль для фестиваля «Щедрая мельница» Воронежской области и других. Вся работа велась дистанционно: мы взяли на себя координационную деятельность и смогли организовать этот проект на стыке межрегионального взаимодействия. Все это — в рамках проекта «КультПросвет».
— Вы много говорите о регионах. А что происходит в Москве?
— В столице мы организовали свою мини-фабрику авангарда: классный проект с участием студентов-дизайнеров, которые в формате питчингов смогли донести до подростков и школы юного вожатого Дома культуры «Темп» концепцию русского авангарда и создать с ними новаторские картины в различных техниках. Идея оказалась настолько удачной и вызвала такие восторженные отклики всех участников процесса, что мы ее «упаковали» в методичку и готовы масштабировать как проект успешной коллаборации с образовательными учреждениями на базе домов культуры. Кстати, к питчингу студентов готовил еще один наш партнер — Школа ораторского искусства.
— Расскажите подробнее об участии в фестивале молодого искусства «Таврида.АРТ».
— С АНО «Таврида.АРТ» мы подписали партнерское соглашение на разработку программы арт-школы «Земский работник культуры» в рамках образовательного заезда — Летней школы, которая была организована в Крыму в июне. Это уже серьезное достижение. Ведь учиться приехали сельские работники культуры со всей страны. Нам было необходимо за короткий срок прокачать их навыки проектирования, развить креативное мышление — и у нас получилось! 26 проектов вышли на защиту, некоторые из них участники смогли довести до грантовых заявок, и, что самое ценное, молодые специалисты вернулись в свои села вдохновленными, мотивированными двигаться дальше, осознавая важность собственной роли — делать людей счастливее, наполнять их жизнь смыслом, превратить свой клуб в сердце села.
Автор Наталья МАЛАХОВА