Российским дизайнерам стоит активнее выявлять и монетизировать собственные нематериальные активы, в том числе с использованием современных цифровых инструментов. Это, среди прочего, позволит им усилить свои позиции в коммуникации с производством и потребителями. К такому выводу пришли участники сессии «Капитализация креативного продукта для бизнеса» на Российском форуме индустрии дизайна.
Законодательство предоставляет дизайнерам огромный спектр возможностей охраны результатов творческого труда, отметила модератор дискуссии, директор Научно-образовательного центра интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP Екатерина Чуковская: «Дизайн может охраняться патентом на промышленный образец, он может быть зарегистрирован в качестве товарного знака, особенно объемного товарного знака, и, разумеется, он охраняется авторским правом. Причем в качестве особого рода художника дизайнер располагает правом следования, правом доступа, правом вознаграждения за тиражирование произведений. Наконец, одна из статей ГК РФ приравнивает дизайнера к архитектору, давая ему уникальное право на реализацию творческого проекта. Такого нет ни у писателей, ни у музыкантов».
Несмотря на это уникальное положение в ряду прочих креативных индустрий, дизайнеры сплошь и рядом не понимают, как они могут заработать больше, используя инструментарий интеллектуального права. Основатель Центра правовой защиты творческой индустрии ArtLaw Руслан Гацалов рассказал, что один из его клиентов уже собирался выкидывать старые лекала, когда юрист поспорил с ним, что на этом можно заработать. Оказалось, что зарубежные производства охотно покупают эскизы и чертежи одежды из старых коллекций, причем заработать на такой лицензионной работе можно куда больше, чем на пошиве. «Чтобы сделать полноценную реплику, нужно человек пять персонала: конструктор, закройщик, раскройщик, технолог. Лицензирование же не стоит ничего. При этом контрагент не станет моим конкурентом. Он не использует наш бренд, только силуэты, уже ставшие частью истории моды прошлых лет», — пояснил юрист.
Схожие подходы можно реализовать и в других отраслях. Вместо того чтобы выступать в связке с производством и взваливать на себя ответственность за то, что не можешь проконтролировать, дизайнеры мебели могут предоставлять фабрикам лицензии, зарабатывая на роялти. «Интеллектуальная собственность начнет работать тогда, когда бизнес увидит ценность и возможность дополнительной монетизации. Иначе оплата дорогостоящих юристов бессмысленна», — заключил Руслан Гацалов.
В известной мере издержки на юридические услуги помогают снизить цифровые сервисы, такие как сервис цифрового депонирования n’RIS. Его руководитель Наталья Беленькая обратила внимание на то, что от силы 15% всей интеллектуальной собственности подлежит регистрации в Роспатенте. При этом для остального массива объектов всегда исправно работают инструменты авторского права и ноу-хау. Более того, даже если позднее правообладатель решит подать заявку на изобретение, авторские права на чертеж, рисунок и иные первичные документы действуют с момента создания указанных объектов. «n’RIS позволяет в пару кликов зафиксировать авторство и приоритет, и это важно не только для того, чтобы подтвердить свою правоту в последующих спорах. Довольно сложно объяснить бухгалтеру компании, что эскиз предмета интерьера на салфетке тоже может быть нематериальным активом. Однако он точно станет таковым после цифрового депонирования. Со свидетельством о регистрации в РЦИС.РФ вы сможете внести такой актив в уставной капитал компании, получить под него кредит, заключить любую сделку с правами на него», — рассказала Наталья Беленькая.
Именно для мгновенных сделок с правами в цифровой среде предназначен первый в России контент-маркет IPEХ. Его руководитель Дарья Воинова подчеркнула, что в интернете нет ничего бесплатного, и, если вам позволено любоваться картинкой, это вовсе не значит, что вы можете поставить ее в свой личный блог. Для того чтобы легально использовать в своей деятельности чужой креативный продукт, стоит прибегнуть к услугам контент-маркета. «Я бы хотела особо предостеречь от популярного мифа о том, что без разрешения и выплаты вознаграждения можно использовать до 20% охраняемого объекта. На это пытались ссылаться создатели рекламы пластыря, где фигурировал образ зеленой руки огра Шрека. Если зритель понимает, чья это рука, то без спроса правообладателя показывать ее широкой публике, какой бы процент от тела персонажа она ни составляла, нельзя», — отметила руководитель IPEX.
Обилие доступных и удобных цифровых сервисов, к сожалению, пока не сформировало в среде креативных предпринимателей культуру уважения к интеллектуальной собственности, отметил генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь М. Намаконов: «По моему опыту креативные предприниматели, особенно в регионах, относятся к интеллектуальной собственности скептически. Да что там, они зачастую не до конца понимают зачем нужно обелять бизнес и платить налоги. Грубо говоря, пока что нам приходится объяснять предпринимателям, что они предприниматели». Он также предположил, что хорошим стимулом для предпринимательского сообщества мог бы стать институт кредитования под залог нематериальных активов, который уже развивается в некоторых российских регионах. Если бизнес поймет, что под НМА можно получить дешевые деньги, он куда более охотно займется формированием, выявлением, регистрацией и учетом нематериальных активов.