Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 августа 2020
Поделиться

Право на иллюзию

В США и Великобритании фокусы уже больше ста лет считаются объектами интеллектуальной собственности. Россия – только в начале пути

Право на иллюзию

Иллюстрация: IPQuorum

На Международном фестивале магии в Мадриде произошел казус, который чуть не обернулся трагедией. Иллюзионист Педро Вольта решил повторить номер легендарного Гарри Гудини – освободиться от смирительной рубашки внутри гигантского стеклянного аквариума с водой. Вольта не справился с трюком, потерял сознание и пошел ко дну, но, к счастью, был спасен зрителями от неминуемой смерти. Именно этот номер под названием «Китайская водная камера пыток» знаменитый Гудини защитил авторским правом еще в 1912 году (трюк был приравнен к театральной постановке) после первого публичного представления. С тех пор иллюзионисты могут повторять этот трюк только для некоммерческих целей (как, например, Педро Вольта, участвовавший в фестивале) или с разрешения родственников Гудини.

Адвокат Валентина Можаева объяснила ipquorum.ru нюансы в охране прав на фокусы: «Авторское право распространяется не на защиту самой идеи и принципа трюка, а лишь на ее воплощение. Фокусы должны охраняться как постановка театрального представления, то есть закон защищает права иллюзионистов только в ходе воспроизведения трюка или фокуса. Нарушение авторских прав иллюзиониста произойдет только в том случае, если публичное представление будет скопировано, а факт плагиата зафиксирован на фото- или видеоматериалах. Но раскрытие секретов исполнения трюков находится вне правового поля».

Первые в истории разбирательства об авторских правах на фокусы были связаны со знаменитым номером «Распиленная женщина». В 1923 году американец Гораций Голдин запатентовал этот фокус в качестве изобретения. Английский иллюзионист П.Т. Селбит, который двумя годами ранее впервые продемонстрировал этот трюк на публике, предъявил претензию Голдину. Однако между номерами иллюзионистов были найдены существенные отличия, поэтому жалоба Селбита не была удовлетворена. Уже в 1933 году табачная компания R. J. Reynolds в своей рекламной кампании разоблачила секрет знаменитого фокуса Голдина. Жалоба Голдина была отклонена, поскольку после патентования изобретения сведения о нем становятся достоянием общественности, поэтому их раскрытие не является нарушением авторских прав.

В XXI веке одним из самых громких дел по защите прав на фокусы стало разбирательство между известным американским актером и иллюзионистом Рэймондом Теллером и бельгийцем Джеррардом Догги. В 1983 году Теллер защитил авторским правом свой популярный номер «Тени». В 2012 году Догги повторил этот номер, опубликовал свою версию трюка на YouTube под названием «Роза и ее тень» и разместил в ролике рекламу о продаже секрета фокуса за 3050 долларов США. Бельгийский иллюзионист проигнорировал неоднократные требования Теллера удалить видео, после чего американец начал долгую тяжбу со своим коллегой, предъявив ему претензии по двум пунктам: нарушение авторских прав и недобросовестная конкуренция. В результате Догги был признан плагиатором и выплатил Теллеру 545 тыс. долларов компенсации. По заключению экспертов, публичное исполнение номера Догги является копией номера Теллера.

В России пока не было ни одного спора о правах на фокусы. При этом выступления иллюзионистов часто имеют большой коммерческий успех. Например, шоу популярных российских иллюзионистов братьев Сафроновых «Тайна трех планет» стало самым посещаемым представлением новогодних праздников 2019 года (максимальный рейтинг 9.9 в сервисе «Яндекс.Афиша»). Шоу собрало 36 аншлагов и 108 тыс. зрителей за 10 дней. Братья Сафроновы рассказали ipquorum.ru о том, как они защищают свои номера от нелегального копирования: «Все наши шоу являются охраняемой интеллектуальной собственностью. На художественную часть фокуса оформляется авторское право – как на театрализованное представление, а техническая часть патентуется как изобретение. Мы стараемся создавать уникальные номера, чтобы их трудно было скопировать. Кроме того, каждый наш иллюзион и каждое шоу стоят очень дорого. Например, создание шоу «Тайна трех планет» обошлась нам в 218 млн рублей. Не каждому под силу такую копию потянуть».

Тем не менее обмениваться идеями и черпать вдохновение друг у друга, как и в любой другой творческой среде, принято и среди фокусников. Международное общество иллюзионистов (The International Magicians Society, IMS), в котором состоят такие звезды, как Дэвид Копперфильд, Пенн Джиллет, Рэймонд Теллер и Дэвид Блейн, даже попало в Книгу рекордов Гиннесса по количеству зарегистрированных артистов (более 37 тыс.). Внутри сообщества иллюзионисты обмениваются друг с другом секретами и идеями своих выступлений, что не считается копированием фокусов. По мнению братьев Сафроновых, каждый иллюзионист вдохновляется работами известных представителей этого жанра: «Мы никогда не крали чужие номера, но в начале нашей карьеры учились и повторяли фокусы своих легендарных предшественников Гарри Гудини и Дэвида Копперфильда. Поскольку никто не раскрыл секретов их фокусов, мы строили предположения и создавали свой собственный вариант технического и художественного исполнения того или иного номера. В России и во всем мире очень часто секреты фокусов продаются и покупаются. Но мы считаем, что это тупиковый путь для иллюзиониста. Гораздо лучше создавать свои оригинальные номера, чтобы заявить о себе. Нужно придумывать и воплощать их в жизнь в тайных мастерских, где секреты фокуса невозможно подсмотреть постороннему глазу».

Уникальный номер может стать визитной карточкой иллюзиониста и принести ему громкий коммерческий успех. Однако для продолжения звездной карьеры артисту необходимо сохранить секрет выполнения своего фокуса, чтобы в истории этот трюк был связан только с его именем. А для этого нужна грамотная правовая защита своих шоу-программ с точки зрения авторского и патентного права.

 

Автор: Антон Откидач

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше