Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?

Почему креативная экономика обгоняет «классические» отрасли?

Фото IPQuorum

В 2030 году объем креативной индустрии по всему миру составит на $7,4 трлн, подсчитали эксперты из Tecom Group (исследовательская кампания из ОАЭ). Это в 2,5 раз больше, чем в 2022 году. Это значит, что креативная индустрия будет прирастать по 11% в год и к концу десятилетия займет 15% мирового ВВП. Впрочем, может статься, что и почти 100%.

Немного истории: как рождалась «цифра»

Хотя к словосочетанию «креативная экономика» мы только-только начинаем привыкать, как явление он существует уже более полувека. Эксперты из Tecom указывают, что самостоятельность креативная индустрия приобрела во время экономического бума 1960-х. В начале 1980-х ЮНЭСКО впервые проанализировала состав и состояние креативной индустрии. Сам термин «креативная экономика» первый раз прозвучал в журнале Business Week в 2000 году.

Технологически креативная экономика прошла через несколько стадий. В 1980-е её развитию способствовала компьютеризация, в 1990-е — появление мобильных телефонов, в 2010-е всё это связал в единую сеть Интернет. А в 2020-м оказалось, что он спас мир, когда мы все оказались на «самоизоляции» и могли наблюдать друг друга только на экранах компьютеров во время пандемии COVID-19. Именно в это время тотальная физическая изоляция привела к новому технологическому скачку в области удаленных коммуникаций и цифрового творчества.

Что сегодня: четыре тренда

Исследователи из Tecom Group выделяют 4 ключевых драйвера креативной индустрии.

  1. Генеративный искусственный интеллект. Еще пару лет назад ему прочили звание «убийцы» творчества, а сейчас он помогает программистам писать код, а художникам — творить. Понимая возрастающую роль ИИ в творчестве, Adobe внедрил искусственных помощников Adobe Sensei и Firefly в свои графические пакеты. Журналисты, пиарщики и копирайтеры используют ИИ для создания текстов. К 2025 году 50% онлайн-рекламы и 30% маркетинговых кампаний будут созданы с помощью ИИ. ИИ влияет на бизнес-процессы: успеха добьются те предприниматели, которые смогут переложить на роботов рутину и высвободить ресурсы работников на более высокоуровневые задачи. Например, BMW запустила Ultimate AI Masterpiece, который уже предложил 50 тыс. видов кастомизированного дизайна автомобилей — представьте себе, сколько дизайнеров потребовалось бы для этой задачи лет пять назад. При этом эксперты из Tecom призывают не забывать и про ограничения ИИ. Во-первых, он не может создавать новое, лишь комбинирует ранее созданное другими. Эта особенность грозит неприятностями: активное использование ИИ может спровоцировать обвинения в плагиате. Getty Images, один из крупнейших в мире фотобанков, уже судится с Stable Diffusion по поводу несанкционированного копирования 12 млн изображений из своей базы. Во-вторых, ИИ свойственно ошибаться. В-третьих, ИИ - заложник данных, на которых он обучался. Если в тренировочных данных содержится неэтичная информация, компании, которые используют такие ИИ, рискуют нарушить закон.
  2.   Децентрализация креативности. Креативная индустрия активно берет на вооружение технологию блокчейн. Она используется, например, в области регистрации прав на интеллектуальную собственность. Сегодня все больше таких прав оформляется с помощью NFT — невзаимозаменяемых токенов. Например, еще в 2021 году Adidas продала более 30 тыс. таких токенов на $22 млн. Блокчейн оформлять и отслеживать права на произведения искусства быстро и легко. Еще одна сторона децентрализации: борьба с торговыми центрами. Торговые центры прекрасны всем, кроме того, что туда нужно ехать и там бывает трудно что-либо найти. Другое дело — виртуальный мир. Он всегда на расстоянии вытянутой руки, он безграничен, а значит, там есть всё (точнее сказать, всё, что захочет его создатель). Поэтому крупный бизнес уже вовсю использует метавселенные, чтобы показать пользователем весь ассортимент и даже позволить примерить его на своего аватара. Так поступает, например, Nike, который создал виртуальный мир на игровой платформе Roblox. В нем пользователь может примерить одежду и обувь на своего цифрового «двойника», оформить покупку через NFT. Выручка от продажи цифровых товаров выросла на 26% благодаря этому проекту. Производители используют и обратный ход: когда виртуальные предметы появляются в реальном мире. Точнее, в камере смартфона, направленной на реальный мир. Ikea разработала приложение дополненной реальности, которое показывает выбранные предметы так, словно они уже стоят в вашей квартире.
  3.  Маркетинг 2.0. Современные компании знают о своем потребителе всё, но не знают, что с этим делать. Здесь на помощь приходит машинное обучение и анализ больших данных: целая новая область компьютерных наук, призванная среди прочего научиться прогнозировать поведение пользователей, основываясь на его поле, возрасте, стране проживания, достатке и т.д. Это позволяет точнее адаптировать один и тот же продукт или услугу под пользовательские привычки, присущие представителям различных поколений, будь то миллениалы или поколение Z.
  4. Образование в цифровую эпоху. И конечно вы вряд ли сможете внедрить всё это в своем бизнесе (или устроиться на работу в компанию, активно применяющую современные технологии), если не будете постоянно учиться.

С одной стороны, компании внедряют новые модели обучения в традиционные профессии. Так, немецкий промышленный гигант Siemens уже несколько лет использует технологии искусственной реальности для обучения сварщиков. С другой, бизнес обучает сотрудников новым подходам в творчестве и анализе данных. Levi’s запустил двухнедельный тренировочный AI-лагерь, где сотрудников учат работать с искусственным интеллектом.

Где находится центр креативной индустрии будущего?

Конечно, основные инвестиции в креативную индустрию происходят традиционно в США, но вполне вероятно, скоро мы увидим новые звезды на этом небосклоне. Исследователи из Tecom выяснили: 83% дизайнеров и 77% представителей медиа-индустрии утверждают, что Дубай предоставляет хорошо развитую инфраструктуру для творческих проектов. Правительство ОАЭ со своей стороны обещает приложить усилия, чтобы удвоить цифровую экономику в течение 10 лет. И успехи уже есть: Dubai Fashion Week стала одним из главных событий в мире моды и сделало Дубай одним из центров модной индустрии — наравне с Миланом и Лондоном, утверждают в Tecom.

Выводы:

  • мировая креативная индустрия вырастет более чем в 2,5 раза в ближайшие 8 лет,
  • чтобы расти такими темпами, креативная экономика использует передовые технологии вроде искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности и блокчейна,
  • производители товаров для дома, автомобилей и другие традиционные индустрии включают наработки креативной экономики в свои бизнес-модели,
  • возможно, к 2030 году различий между «креативной» и «традиционной» экономиками не останется: креативным станет всё.
Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать также
Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
27 ноября 2024

При поддержке РЭЦ российские компании экспортировали в Казахстан на 91 млрд рублей в 2024 году

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
25 ноября 2024

Роспатент намерен расширить возможности патентования для ИТ-индустрии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Университет «Синергия» получил долгожданное признание обозначения «СИНЕРГИЯ» в качестве общеизвестного товарного знака в РФ

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

В Зарайске стартовал масштабный фестиваль современного искусства «Перезагрузка. 2.0»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 ноября 2024

Очень странная литература

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 ноября 2024

Масштабному региону — масштабный бизнес

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
20 ноября 2024

Сервисы сети РЦИС.РФ стимулируют развитие креативной экономики Якутии

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
13 ноября 2024

Изобретать, фиксировать и переводить в деньги: на форуме «Цифровой алмаз» обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

РЦИС в Екатеринбурге: кто хочет стать миллионером?

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
11 ноября 2024

«Купить картину не то же самое, что заказать футболку на маркетплейсе»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Креативная экономика Азии: на Востоке создают новых «тигров» прямо сейчас

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
05 ноября 2024

Иркутская область и РЦИС договорились о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
22 октября 2024

Анонсирована деловая программа фестиваля-форума «Российская креативная неделя – Дальний Восток»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
21 октября 2024

Юристы, лингвисты и журналисты объединились, чтобы сделать закон понятным для всех

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
18 октября 2024

РЦИС заключил соглашение о сотрудничестве с Амурской областью

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
10 октября 2024

Дженнет Демидова: «В каждом дизайн-решении несколько объектов интеллектуальной собственности»

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 октября 2024

Artists и УПРАВИС наладят профессиональную коммуникацию художников

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
04 октября 2024

РЦИС в Индонезии: как «цифра» запускает оборот интеллектуальной собственности

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
04 октября 2024

Всероссийская платформа Artists и Федерация креативных индустрий стали партнерами

Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
02 октября 2024

Творчество под защитой: как дизайнерам сохранить и приумножить интеллектуальную собственность