В 2030 году объем креативной индустрии по всему миру составит на $7,4 трлн, подсчитали эксперты из Tecom Group (исследовательская кампания из ОАЭ). Это в 2,5 раз больше, чем в 2022 году. Это значит, что креативная индустрия будет прирастать по 11% в год и к концу десятилетия займет 15% мирового ВВП. Впрочем, может статься, что и почти 100%.
Немного истории: как рождалась «цифра»
Хотя к словосочетанию «креативная экономика» мы только-только начинаем привыкать, как явление он существует уже более полувека. Эксперты из Tecom указывают, что самостоятельность креативная индустрия приобрела во время экономического бума 1960-х. В начале 1980-х ЮНЭСКО впервые проанализировала состав и состояние креативной индустрии. Сам термин «креативная экономика» первый раз прозвучал в журнале Business Week в 2000 году.
Технологически креативная экономика прошла через несколько стадий. В 1980-е её развитию способствовала компьютеризация, в 1990-е — появление мобильных телефонов, в 2010-е всё это связал в единую сеть Интернет. А в 2020-м оказалось, что он спас мир, когда мы все оказались на «самоизоляции» и могли наблюдать друг друга только на экранах компьютеров во время пандемии COVID-19. Именно в это время тотальная физическая изоляция привела к новому технологическому скачку в области удаленных коммуникаций и цифрового творчества.
Что сегодня: четыре тренда
Исследователи из Tecom Group выделяют 4 ключевых драйвера креативной индустрии.
- Генеративный искусственный интеллект. Еще пару лет назад ему прочили звание «убийцы» творчества, а сейчас он помогает программистам писать код, а художникам — творить. Понимая возрастающую роль ИИ в творчестве, Adobe внедрил искусственных помощников Adobe Sensei и Firefly в свои графические пакеты. Журналисты, пиарщики и копирайтеры используют ИИ для создания текстов. К 2025 году 50% онлайн-рекламы и 30% маркетинговых кампаний будут созданы с помощью ИИ. ИИ влияет на бизнес-процессы: успеха добьются те предприниматели, которые смогут переложить на роботов рутину и высвободить ресурсы работников на более высокоуровневые задачи. Например, BMW запустила Ultimate AI Masterpiece, который уже предложил 50 тыс. видов кастомизированного дизайна автомобилей — представьте себе, сколько дизайнеров потребовалось бы для этой задачи лет пять назад. При этом эксперты из Tecom призывают не забывать и про ограничения ИИ. Во-первых, он не может создавать новое, лишь комбинирует ранее созданное другими. Эта особенность грозит неприятностями: активное использование ИИ может спровоцировать обвинения в плагиате. Getty Images, один из крупнейших в мире фотобанков, уже судится с Stable Diffusion по поводу несанкционированного копирования 12 млн изображений из своей базы. Во-вторых, ИИ свойственно ошибаться. В-третьих, ИИ - заложник данных, на которых он обучался. Если в тренировочных данных содержится неэтичная информация, компании, которые используют такие ИИ, рискуют нарушить закон.
- Децентрализация креативности. Креативная индустрия активно берет на вооружение технологию блокчейн. Она используется, например, в области регистрации прав на интеллектуальную собственность. Сегодня все больше таких прав оформляется с помощью NFT — невзаимозаменяемых токенов. Например, еще в 2021 году Adidas продала более 30 тыс. таких токенов на $22 млн. Блокчейн оформлять и отслеживать права на произведения искусства быстро и легко. Еще одна сторона децентрализации: борьба с торговыми центрами. Торговые центры прекрасны всем, кроме того, что туда нужно ехать и там бывает трудно что-либо найти. Другое дело — виртуальный мир. Он всегда на расстоянии вытянутой руки, он безграничен, а значит, там есть всё (точнее сказать, всё, что захочет его создатель). Поэтому крупный бизнес уже вовсю использует метавселенные, чтобы показать пользователем весь ассортимент и даже позволить примерить его на своего аватара. Так поступает, например, Nike, который создал виртуальный мир на игровой платформе Roblox. В нем пользователь может примерить одежду и обувь на своего цифрового «двойника», оформить покупку через NFT. Выручка от продажи цифровых товаров выросла на 26% благодаря этому проекту. Производители используют и обратный ход: когда виртуальные предметы появляются в реальном мире. Точнее, в камере смартфона, направленной на реальный мир. Ikea разработала приложение дополненной реальности, которое показывает выбранные предметы так, словно они уже стоят в вашей квартире.
- Маркетинг 2.0. Современные компании знают о своем потребителе всё, но не знают, что с этим делать. Здесь на помощь приходит машинное обучение и анализ больших данных: целая новая область компьютерных наук, призванная среди прочего научиться прогнозировать поведение пользователей, основываясь на его поле, возрасте, стране проживания, достатке и т.д. Это позволяет точнее адаптировать один и тот же продукт или услугу под пользовательские привычки, присущие представителям различных поколений, будь то миллениалы или поколение Z.
- Образование в цифровую эпоху. И конечно вы вряд ли сможете внедрить всё это в своем бизнесе (или устроиться на работу в компанию, активно применяющую современные технологии), если не будете постоянно учиться.
С одной стороны, компании внедряют новые модели обучения в традиционные профессии. Так, немецкий промышленный гигант Siemens уже несколько лет использует технологии искусственной реальности для обучения сварщиков. С другой, бизнес обучает сотрудников новым подходам в творчестве и анализе данных. Levi’s запустил двухнедельный тренировочный AI-лагерь, где сотрудников учат работать с искусственным интеллектом.
Где находится центр креативной индустрии будущего?
Конечно, основные инвестиции в креативную индустрию происходят традиционно в США, но вполне вероятно, скоро мы увидим новые звезды на этом небосклоне. Исследователи из Tecom выяснили: 83% дизайнеров и 77% представителей медиа-индустрии утверждают, что Дубай предоставляет хорошо развитую инфраструктуру для творческих проектов. Правительство ОАЭ со своей стороны обещает приложить усилия, чтобы удвоить цифровую экономику в течение 10 лет. И успехи уже есть: Dubai Fashion Week стала одним из главных событий в мире моды и сделало Дубай одним из центров модной индустрии — наравне с Миланом и Лондоном, утверждают в Tecom.
Выводы:
- мировая креативная индустрия вырастет более чем в 2,5 раза в ближайшие 8 лет,
- чтобы расти такими темпами, креативная экономика использует передовые технологии вроде искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности и блокчейна,
- производители товаров для дома, автомобилей и другие традиционные индустрии включают наработки креативной экономики в свои бизнес-модели,
- возможно, к 2030 году различий между «креативной» и «традиционной» экономиками не останется: креативным станет всё.