Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
09 августа 2024
Поделиться

Креативная экономика – двигатель прогресса

Креативная экономика – двигатель прогресса

Фото: lori.ru

На днях Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) выпустила доклад «Перспективы развития креативной экономики в 2024 году» (Creative Economy Outlook 2024). В нем описаны тенденции развития экономики знаний в мире, содержатся актуальные количественные данные, описаны основные направления развития, а также меры господдержки креативных индустрий в различных странах.

Креативная экономика быстро развивается, предоставляя новые возможности для различных отраслей, особенно в развивающихся странах. Расширение цифровых платформ, рост популярности потоковых сервисов и использование компьютерных игр – все эти факторы оказывают все большее влияние на экономику в целом. Цифровая трансформация в сочетании с использованием искусственного интеллекта и вовсе, как отмечают авторы доклада, уже в ближайшем будущем сможет изменить характер производства креативной экономики и повысить ее эффективность.

Доходы креативных индустрий растут опережающими темпами

В 2022 году вклад креативных индустрий в мировой ВВП составил 3,1%, а годовая выручка достигла 2,3 трлн долл. При этом их доля в ВВП разных стран сильно отличалась: от 0,5% в Узбекистане до 7,3% на Филиппинах. Основными драйверами роста креативной экономики стали программное обеспечение, НИОКР, а также цифровизация.

Иллюстрация: IPQuorum

Все креативные индустрии авторы прогноза разделили на 7 блоков: реклама, архитектура, кино и телевидение, книги и печатная продукция, музыка, видеоигры, а также изобразительное искусство. Больше всех в 2023 году заработали рекламщики – 806 млрд долл. Их успеху сопутствовало развитие электронной торговли и тот факт, что люди все больше времени проводят в сети. На рекламу в Интернете пришлось 57,7% доходов от рекламы, а к 2026 году эта доля может превысить 60%. Продажам рекламы также способствовало продвижение товаров и услуг в видеоиграх: в 2022 году доход от них составил 70 млрд долл., а к 2027 году эта цифра может вырасти до 137 млрд долл.

Выручка от рекламы в видеоиграх за пять лет вырастет почти в 2 раза и к 2027 году достигнет 137 млрд долл.

Сектор видеоигр в 2023 году заработал 223 млрд долл., то есть больше, чем заработали производители кино и музыкальная индустрия вместе взятые. В последние годы резкое развитие получила продажа билетов на соревнования по киберспорту: с 2020 по 2022 год выручка этого направления выросла с 25 млн долл. до 100 млн долл. в год. Все большей популярностью пользуются также облачные игры. В докладе указывается, что сегмент видеоигр, «подпитываемый технологическим прогрессом и потребностями общества» перестал быть вещью в себе, но «превратился в ключевую трансграничную и междисциплинарную индустрию». Видеоигры с каждым годом все сильнее оказывают влияние на другие сегменты креативной экономики, например, на кино. Так, например, классическая игра Super Mario вдохновила киноделов на создание фильма с одноименным названием, который в 2023 году попал в список 20 самых кассовых фильмов.

Доходы других креативных индустрий в последние годы также росли, причем быстрее всего развивались сектора, связанные со стриминговыми сервисами, продажами онлайн и цифровизацией. Например, в 2023 году свыше двух третей дохода (67,3%) музыкальная индустрия получила от стриминговых сервисов, тогда как десять лет назад их доля в структуре выручки сегмента не превышала 15%. В сфере кинопроизводства наряду с ростом доходов от кассовых сборов, доходы от которых в 2023 году превысили допандемийный уровень (40 млрд долл.) и достигли 48,4 млрд долл., семимильными шагами развивались такие направления, как видео по запросу и интернет-телевидение. Традиционное же телевидение с каждым годом, напротив, теряет как доходы, так и подписчиков, и эта тенденция в будущем, видимо, продолжится.

Экспорт креативных услуг ставит рекорды

Основной объем торговли креативными услугами в 2022 году (80%) приходился на развитые страны, хотя развивающиеся страны с каждым годом все активнее расширяют свое присутствие на этом поле: их доля выросла с 10% до 20% за период с 2010 по 2022 год. Европа по-прежнему выступает крупнейшим экспортером креативных услуг (720 млрд долл.), на втором месте находится Азия (359 млрд долл.), на третьем – Северная Америка (274 млрд долл.). Всего же в 2022 году мировой экспорт креативных услуг составил рекордные 1,378 трлн долл. (490 млрд долл. в 2010 году), что почти в два раза больше, чем экспорт креативных товаров (713 млрд долл.) за тот же период.

Иллюстрация: IPQuorum

Главными поставщиками креативных услуг неизменно выступают страны с развитой экономикой. Лидером, как и двадцатью годами ранее, остаются США – в 2022 году они «наэкспортировали креатива» на 244 млрд долл. (17,7% от мирового экспорта креативных услуг). Далее следуют Ирландия (231 млрд долл.), Великобритания (87 млрд долл.), Германия (79 млрд долл.) и Китай (67 млрд долл.).

Иллюстрация: IPQuorum

Львиная доля экспорта в этой категории услуг в 2022 году приходилась на программное обеспечение – 569 млрд долл. (41,3%), далее следовал НИОКР – 423 млрд долл. (30,7%), а также реклама, исследования рынка и архитектура – 214 млрд долл. (15,5%).

Китай по-прежнему выступает всемирной фабрикой товаров

В последние годы тенденция к тому, что развивающиеся страны по-прежнему продают развитым странам в основном физические товары, а те в свою очередь экспортируют «цифру» всем желающим, никуда не делась. Так, топ-10 экспортеров креативных товаров из развитых стран в 2022 году получили доход в 231,8 млрд долл., тогда как один только Китай, относящийся по классификации ООН к развивающимся странам, этих самых товаров в 2022 году экспортировал на 249,9 млрд долл. При этом следует отметить, что развитые страны ввезли креативных товаров на большую сумму, чем развивающиеся страны: на 444 млрд долл. у развитых против 184 млрд долл. у развивающихся. Основным покупателем креативных товаров на протяжении последних десятилетий выступают США. Структура экспорта здесь также остается консервативной: развитые страны экспортируют, в основном, книги и другую печатную продукцию, музыкальные записи, а также фильмы. Развивающиеся экономики – ремесленные и дизайнерские товары: предметы интерьера, ювелирные изделия, модные аксессуары, игрушки и т.д.

Иллюстрация: IPQuorum

Китай остается крупнейшим экспортером креативных товаров в мире – в 2022 году КНР заработала на их продажах зарубеж четверть триллиона долларов.

Цифровизация и искусственный интеллект (ИИ) требуют новой нормативной базы

Важнейшими факторами развития экономики знаний в последние годы выступают цифровизация и искусственный интеллект. Именно они могут в ближайшем будущем значительно изменить креативную экономику или даже изменить ее до неузнаваемости. Искусственный интеллект призван помогать человеку в сборе и анализе данных, создании разнообразного инновационного контента: от текстов, переводов и сценариев для фильмов до готовых проектов домов. Впрочем, этим его задачи и умения не ограничиваются: ИИ используется в таких сферах, как пользовательская поддержка, программирование, выдача различных рекомендаций и т.д.

Быстрое и крайне динамичное развитие ИИ ставит перед людьми множество вопросов: о качестве генерируемого ИИ контента, его воздействии на потребителей, защите авторских прав, угрозах для рынка труда, монополизации контента и конфиденциальности.

Иллюстрация: IPQuorum

Большинство существующих норм и правил в области прав интеллектуальной собственности были разработаны до столь масштабного распространения цифровых технологий и искусственного интеллекта. Сегодня, как отмечается в докладе ООН, эти нормы и правила зачастую не соответствуют реалиям, в которых существует креативная экономика. Явно созрела необходимость в создании надежной нормативной базы, чтобы такие технологии, как искусственный интеллект (ИИ), приносили пользу всем, а также способствовали развитию конкурентоспособной и устойчивой креативной экономики.

 

Автор: Денис Жуйков

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше