Уже несколько месяцев в России активно работает и развивается интернет-платформа по поиску партнеров для реализации проектов в сфере культуры – «Культурная биржа». IPQuorum пообщался с руководителем биржи Светланой Гуляевой.
Фото предоставлено пресс-службой проекта "Культурная биржа"
– Как появилась идея создания «Культурной биржи»?
– Каждый год в стране проходит целый ряд культурных событий — и среди них особой популярностью пользуются форумные площадки. Профессиональные участники со всей страны едут на такие мероприятия, потому что это для них реальная возможность обменяться опытом с коллегами и найти новые контакты, будущих партнеров, с которыми потом они организуют совместные проекты. Я сама несколько лет была частью команды крупнейшего в стране культурного форума — руководила пресс-службой и маркетингом, а затем стала его исполнительным директором. И в процессе общения с участниками этого и других дискуссионных, диалоговых площадок страны у нас с коллегами появилась идея организовать пространство для сотрудничества, которое было бы доступно всем — бесплатно и постоянно. Ну а где еще это можно сделать быстро и эффективно? Конечно же, в онлайне. Опыт пандемии заметно подстегнул процессы цифровизации в культуре, и даже те организации, которые до вынужденных ограничений мало присутствовали в интернете, стали активно себя проявлять в онлайн-среде. Так у нас появилась мысль создать постоянно действующую онлайн-платформу для поиска партнеров и создания коллабораций – «Культурную биржу».
– Какова главная цель проекта?
– Глобально – стимулировать интеллектуальный обмен в сфере культуры, создать пространство, где организации из любых регионов и городов, а также индивидуальные создатели творческих проектов могли бы найти единомышленников, чтобы вместе создавать новые культурные проекты. Такой культурный обмен способствует развитию единого культурного пространства в стране, продвижению равных возможностей для всех, кто хочет и готов создавать коллаборации. Мы хотим усилить линейные связи и прямую коммуникацию между культурными институциями, экспертами, бизнесом.
Партнеров для своих проектов на Культурной бирже могут искать как профессионалы, так и любители; как учреждения и общественные организации (коммерческие и некоммерческие), так и самостоятельно работающие деятели культуры. Разместив свои проекты на платформе, их создатели получают возможность найти партнеров как среди учреждений культуры, так и среди компаний из других секторов экономики, которые могут и хотят оказывать поддержку культурным проектам, быть их соавторами.
– Кто ваши главные партнеры?
– «Культурная биржа» открылась недавно, в этом году, и проект состоялся при поддержке мецената — крупной производственной компании, оказавшей нам финансовую помощь в целях развития культурной инклюзии и укрепления единого культурного пространства страны. Наш интернет-партнер – ВК, они поддерживают не только наше сообщество в соцсети, но и новые инициативы, такие как онлайн-эфиры на тему вопросов партнерства с экспертами, которые мы недавно начали проводить. И конечно, наши партнеры – это все проекты, которые пришли и продолжают приходить на нашу площадку, а также те участники, кто откликается на их предложения.
– Какие возможности предоставляет биржа?
– «Культурная биржа» создана для поиска партнеров и развития совместных проектов между ее участниками. Мы сделали все возможное, чтобы платформой было удобно пользоваться, поэтому она интуитивно проста и понятна. Пошаговую инструкцию, как это сделать, можно найти на сайте. Чтобы предложить свой проект к публикации, нужно пройти несложную регистрацию для того, чтобы команда поддержки и другие участники могли корректно взаимодействовать с заявителями. У нас действует премодерация, то есть заявленный проект не попадает сразу же в общедоступное пространство – сначала его проверяет модератор, и, если нужно, вносит предложения, как усилить привлекательность и понятность для других участников (чтобы получить больше откликов, конечно же, и быстрее найти партнеров). В процессе создания карточки проекта система предложит заполнить основную информацию о нем, а также указать, кого хочется найти – для этого предусмотрен целый ряд ролей, таких как «артист/художник» или «спикер» (их часто ищут фестивали и форумы, формирующие свои программы), «соавтор/соорганизатор», «исполнитель/подрядчик», «волонтер/стажер» и другие. Обязательно нужно указать сроки самого проекта и сроки, до которых можно направить отклики.
Откликаться на проекты могут тоже только зарегистрированные на платформе пользователи – это позволяет поддерживать информационную безопасность. Но увидеть на сайте, какие культурные проекты сейчас заинтересованы в партнерстве, можно без регистрации. Если отклик понравится инициатору проекта, он его примет, и откроется доступ во внутренний закрытый чат, где можно обсудить условия и детали сотрудничества напрямую.
– Как откликнуться на проект?
– Зайти на сайт «Культурной биржи» в раздел «Проекты». Открыть карточку интересного вам проекта и нажать «Откликнуться», пройти по ссылке для регистрации, зарегистрироваться и подать отклик. Напишите, что вы можете предложить в качестве партнера и на каких условиях, если ваш отклик заинтересует организаторов, они вам ответят в закрытом чате (чат откроется для вас, только если организатор примет ваш отклик), вы сможете обсуждать условия сотрудничества напрямую и участвовать в интересных вам событиях.
– Платформа заработала в марте этого года, есть ли уже какие-то результаты?
– Сегодня на Культурной бирже зарегистрировано 136 пользователя, общее количество проектов – 90, и эти числа растут буквально день ото дня. Активных проектов сейчас на сайте 12 – их география впечатляет: тут и Новосибирск, и Хабаровский край, и Свердловская, и Московская, и Тульская области, Иркутск, Москва, Петербург…Недавно, в июне, мы запустили короткие онлайн-интервью с экспертами в группе Биржи в ВК, и они уже набрали более 200 000 просмотров. Разные проекты набирают разное количество откликов, это сильно зависит от того, кого организаторы хотят привлечь и как именно описывают проект. Ведь потенциальных партнеров надо заинтересовать. Поэтому мы регулярно публикуем на сайте и в соцсетях полезные советы, как «упаковать» проект, как сделать его более привлекательным, как работать с авторскими правами в этом контексте и др.
– Как появилось название платформы?
– Согласно значению этого слова, биржа – это площадка, где люди совершают сделки, обмениваются деньгами, товарами, а в нашем случае – услугами и контактами. Поэтому мы решили, что лучшее название для платформы peer to peer (то есть организованной по принципу «от человека к человеку») – это «Культурная биржа».
Сервис бесплатный для участников, но это не значит, что они также должны рассматривать и предлагать только некоммерческое партнерство. Нет, мы не ограничиваем их в условиях: наша задача – создать пространство, где партнеры могут встретиться и начать переговоры (для этого и существуют закрытые чаты, которые открываются после принятого отклика). А договориться о конкретных деталях сотрудничества – это ответственность самих участников. Они могут реализовать свои проекты на любых условиях, о которых договорятся сами.
– Насколько «Культурную биржу» можно считать коммуникационной платформой?
– Если под коммуникационной платформой имеется в виду площадка, где люди могут показать свои проекты, найти общие интересы и начать взаимовыгодное сотрудничество – то да, так и есть. Мы не планируем стать чем-то вроде еще одной соцсети, но хотим, чтобы со временем «Культурная биржа» стала сообществом, где участники могли бы делиться друг с другом практическим опытом реализации культурных проектов, помогать советами, а эксперты рассказывали бы о лучших практиках, позволяющих улучшать пользовательский опыт, расширять цифровую доступность и внедрять полезные технологии.
– В долгосрочной перспективе какого результата вы ждете от проекта?
– Главное, зачем мы делаем эту платформу – чтобы ее участники имели возможность выдвигать и поддерживать сильные инициативы в культуре, создавать что-то новое вместе вне зависимости от удаленности региона, города, размера и тематики своих проектов, наличия или отсутствия бюджетов. И тем самым объединять и развивать общее культурное пространство нашей страны.
Автор: Ксения ПОЗДНЯКОВА