Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
08 июля 2024
Поделиться

Подточить налоги под креатив

На Российской креативной неделе обсудили, как адаптировать налоговое законодательство к специфике творческого бизнеса

Подточить налоги под креатив

Фото пресс-службы Федерации интеллектуальной собственности

В дискуссиях о креативных индустриях порой забывают об их экономическом смысле. Между тем, индустрия – это бизнес, для которого предельно актуален вопрос налогообложения. Адекватна ли нынешняя фискальная система специфике творческих отраслей, основной актив которых – нематериальный? Какой налоговый режим был бы для креативных индустрий оптимальным? Этими вопросами задались участники сессии «Кто заработает на интеллекте: налогообложение креативных индустрий» на Российской креативной неделе.

Как отметил модератор дискуссии президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, развитие креативного предпринимательства в стране упирается в решение двух вопросов: источники инвестиций и модель фискальной нагрузки: «Который год мы говорим о креативных индустриях и который год мы стыдливо обходим вопрос денег. Что угодно обсудили – смыслы, ценности, идентичность. Забыли одно: в плоскости финансов развитие креативных индустрий требует добавить много денег, причем инвестиционных, а не грантовых – с грантовыми в стране все очень и очень неплохо обстоит, и не забирать их тогда, когда не нужно – то есть налоги брать в нужных фазах сбыта креативного продукта».

Креативные индустрии начинаются с работы автора. Однако на сегодня налоговое законодательство абсолютно неадекватно смыслу его деятельности. Так, по словам композитора, преподавателя НИУ ВШЭ Евгении Евпак, авторское вознаграждение, которое выплачивается композиторам, например через РАО, воспринимается государством как трудовой доход. Это означает, что в те месяцы, когда происходят такие выплаты, пожилым композиторам попросту не начисляют пенсию. Более того, с авторского вознаграждения взимается тридцатипроцентный взнос в Фонд социального страхования, как если бы это была заработная плата по трудовому договору. «Понятно, когда взносы в Фонд социального страхования вносятся с зарплаты рабочего металлургического комбината – это страхование от тех самых несчастных случаев и производственных заболеваний. Откуда страховые взносы с авторских вознаграждений? От какого случая или заболевания и кого мы страхуем, когда исполняется музыкальное произведение автора, причем без какого-либо его участия?», – возмутился Сергей Матвеев.

Из всех креативных индустрий ставка взносов в Соцфонд снижена только для программистов. «Может быть, нам, композиторам, тоже записаться в IT? В конце концов, музыка – это тоже код», – иронически отметила Евгения Евпак.

Особенность креативных компаний еще и в том, что большинство из них представляют своего рода стартапы, которые не делят прибыль между акционерами, а полностью направляют ее на развитие и масштабирование бизнеса. Деньги вкладываются в новые продукты, расширение штата, рост налогооблагаемой базы и в конечном счете повышение качества жизни людей. В этом смысле логично выглядит нулевая ставка налога на прибыль, которой пользуются IT-компании-резиденты «Сколково». Однако и они сталкиваются с досадными ограничениями. Имплементация в продукт определенной доли чужих разработок может привести к обнулению льгот, рассказал директор регионального развития Visionero Иван Брянцев: «Это выглядит так, как если бы композитор должен был бы среди прочего самостоятельно произвести рояль, на котором произведение исполняется».

Помимо взносов в Социальный фонд и высокого налога на прибыль сути креативных индустрий не отвечает и налог на добавленную стоимость. «Смысл этого налога в том, что он распределяется по всей цепочке создания прибавочной стоимости, и это хорошо, например, для деревообработки, где рубят лес, из бревен пилят доски, а из досок делают мебель. Однако уместен ли этот подход в ситуации, когда из бревна получается сразу Буратино, который становится причиной появления нового кукольного театра, причем с правильными, настоящими ценностями, в отличие от театра Карабаса Барабаса?», – задался риторическим вопросом Сергей Матвеев.

НДС в области творческих индустрий не только не учитывает высокорисковый характер креативного производства и тот факт, что стоимость здесь возникает только на самом последнем этапе, например, на стадии проката фильма или продажи коллекции модной одежды. До этого покупка и оборот интеллектуальной собственности – всего лишь исполнение норм закона, а не генерация добавленной стоимости продукта. Само наличие этого налога затрудняет доступ граждан к культурным ценностям. Так, финансовый директор издательства «Эксмо» Светлана Цепляева заметила, что НДС чувствительно сказывается на стоимости книг для конечного потребителя: «Порой цену можно снизить за счет льготной ставки НДС, например на образовательную литературу. Но в большинстве случаев закладывать приходится стандартные 20%». Она обратила внимание, что для креативных продуктов в конце концов оплатить налог придется потребителю – гражданину.

Примечательно, что даже в Кыргызстане уже освободили креативные индустрии от уплаты НДС, введя единый двухпроцентный налог с продаж. В России от НДС освобождены лицензионные сделки в индустрии кино. Продюсер не будет платить НДС за покупку музыки для фильма. А вот если по мотивам фильма будет изготовлена детская игрушка – производителю придется заплатить налог со сделки с дизайнером.

Адекватное налогообложение «нематериально богатых» компаний – важнейшее условие перехода от промышленно-сырьевой экономики к креативной, заметил генеральный директор ООО «Агентство трансформации и развития экономики» Владислав Онищенко: «Для того чтобы доля креативных индустрий в ВВП и особенно в экспорте товаров и услуг росла, мы должны обеспечить дружелюбные налоговые режимы компаниям, ориентированным на производство интеллектуальной собственности, рост стоимости бренда, экспорт результатов творческой деятельности».

Что же приобретет и что потеряет государство, «подточив» налоговую систему под новую «нематериальную» экономику? По словам заведующей Лабораторией исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Виктории Босс, опыт IT показывает, что позитивный эффект скорее всего значительно превысит потери бюджета: «Недавно полученные цифры показали, что снижение налоговых ставок дает индустрии самый настоящий boost. При этом, по нашим подсчетам, в случае распространения «айтишных» льгот на все креативные индустрии выпадающие доходы бюджета совсем немного превысят те, что уже образовались из-за льгот для IT-cферы. Вопрос в том, станет ли это для творческих отраслей таким же мощным стимулом? Судя по воодушевлению, которое я наблюдала на недавней сессии по кинематографии, на это вполне можно рассчитывать».

Подводя итог дискуссии, Сергей Матвеев отметил, что от экстраполяции IT-льгот на все креативные индустрии не проиграет никто. «Снижение налогов с разнообразных доходов авторов, особенно – с авторского вознаграждения, отмена НДС на всех стадиях оборота интеллектуальной собственности, кроме финальной продажи, льготы на экспорт интеллектуальных прав – все это даст мощное ускорение нашей креативной экономике, цена же – не превышает статистической погрешности в масштабах бюджета, но дает шанс Министерству финансов получить новую налогооблагаемую базу. И это – справедливый размен», – отметил он.

Федерация интеллектуальной собственности (ФИС) более 10 лет занимается координированием и организацией взаимодействия обществ по коллективному управлению правами, а также формированием эффективной и прозрачной системы защиты интеллектуальных прав.

Деятельность ФИС тесно связана с индустриями, в продуктах и услугах которых высока доля интеллектуальной составляющей. К ним относятся музыкальная и киноиндустрия, анимация и компьютерные игры, мода и дизайн, программное обеспечение, биотехнологии, фармацевтика, промышленное персонифицированное производство и многие другие.

Основными задачами ФИС являются содействие формированию и распространение лучших деловых практик управления интеллектуальной собственностью в различных отраслях, совершенствование законодательных механизмов, необходимых для развития цифрового рынка интеллектуальной собственности, проведение аналитических исследований, организация профессиональных и образовательных мероприятий для повышения компетенций авторов, предпринимателей и общества в целом об интеллектуальных правах и развития креативных секторов экономики.

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше