Интеллектуальная собственность и креативные индустрии
29 мая 2024
Поделиться

Перспектива зашкаливает: ВЦИОМ узнал, что россияне думают про креативные отрасли

Перспектива зашкаливает: ВЦИОМ узнал, что россияне думают про креативные отрасли

Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Что такое креативные отрасли?

Если ваш ответ что-нибудь вроде «программирование, дизайн, архитектура, медиа» — поздравляем: вы входите в 4% россиян, которым хорошо известно это понятие.

Почему это важно?

В современной экономике без креативных профессий никуда. Посмотрите на топ самых дорогих компаний мира: Microsoft, Apple, Nvidia — сплошь пристанища программистов и инженеров — за рубежом.

Как дело с креативом обстоит у нас, в России?

Исследователи из ВЦИОМ выясняли, что жители различных регионов нашей страны знают о творческих профессиях и как к ним относятся, а потом сравнили с тем, как отвечали на эти вопросы россияне три года назад. Получилось интересно, судите сами:

  1. Впервые о креативных отраслях слышат 73% наших сограждан. Три года назад таковых было меньше, только 63%. Почему снизился уровень осведомленности? Социологи предполагают, все дело в ООН: как раз 2021 год организация объявляла «Международным годом креативной экономики в целях устойчивого развития». И продвигала в том числе и в России. 


    Иллюстрация: IPQuorum
  2. В Москве и Санкт-Петербурге о креативных индустриях осведомлены вдвое лучше, чем в среднем по стране, — ожидаемо. 8% жителей этих двух городов хорошо знают, о чем идет речь. Жители столиц почти в четыре раза чаще утверждали, что в их регионах уровень развития креативных отраслей высокий. Города-миллионники с точки зрения осведомленности о творческих индустриях мало чем отличаются от страны в целом. А хуже всего с известностью у креативных профессий на селе: там о них известно лишь одному из ста опрошенных.


    Иллюстрация: IPQuorum

  3. Но движемся мы в правильном направлении: за минувшие три года число россиян, считающих, что креативные индустрии в их регионе развиты хорошо, выросло в полтора раза. Пока происходит это благодаря все тем же столицам, в которых процент верящих в высокое развитие креативных индустрий в 2,5 раза выше, чем в среднем по стране.


    Иллюстрация: IPQuorum

  4. И, что самое важное, в два раза увеличилось число россиян, которые уверены, что могли бы найти применение своим талантам в креативных отраслях. «Определенно да» на этот вопрос ответило 9% опрошенных (в 2021 году их было лишь 5%). А 9% респондентов сами оказались представителями креативных отраслей (против 6% тремя годами ранее). Самые уверенные в креативных способностях принадлежат поколению «младших миллениалов»: среди рожденных в 1992–2000 годах «определенно да» отвечал каждый шестой (против каждого десятого в среднем среди всех). 


    Иллюстрация: IPQuorum

Какой вывод?

С известностью у креативных профессий в целом пока не очень, но тут скорее вопрос терминологии: о том, кто такой программист или дизайнер, наверняка знают все. А вот то, что мы стали выше оценивать развитие креативной сферы в своих городах и увереннее чувствовать свои возможности в этих профессиях, радует. Так и до собственной Microsoft не далеко ;-)

 

Следите за событиями в нашем новостном телеграм-канале
Читать дальше