О развитии креативных индустрий и создании комфортной среды для креативного класса в регионах рассказывает Марина Абрамова, директор форума “Российская креативная неделя”, президент АНО “Креативная экономика”.
– Как вы оцениваете прошедший год для креативного сектора? Какие успехи вам кажутся наиболее существенными?
– Я считаю, что 2023й – был суперпродуктивный год. Когда креативные индустрии России заняли освободившиеся после ухода западных компаний ниши, показали свой потенциал и заметно выросли в объемах. Все больше людей стали пользоваться отечественными сервисами и платформами. Аудитория стала и с интересом и удовольствием смотреть российские фильмы и сериалы. Так, сборы российских кинотеатров в 2023 году оцениваются в более чем 40 млрд рублей – причем 28 млрд из них принесли отечественные картины. В Москве развернулась огромная работа по созданию кинокластера мирового уровня – проект “Москва – город кино” стал победителем нашей ежегодной премии Russian creative awards.
Был внесен в Госдуму закон “О развитии креативных (творческих) индустрий”, в самое ближайшее время ожидается принятие закона. Он, безусловно, откроет новую главу в развитии креативных индустрий России.
– Мы видим, что в Москве креативные индустрии показывают неизменный рост. Как обстоят дела в регионах?
– Регионы развиваются неоднородно. Есть те, кто быстро включился в контекст креативных индустрий и активно занимается развитием своих ключевых направлений. Есть и те, кто еще в начале пути.
В конце года Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые выпустил “Рейтинг креативных регионов России”. Первое и второе место занимают Москва и Санкт-Петербург. В десятку входят Новосибирская, Томская области, Республика Татарстан, Ивановская, Белгородская, Нижегородская, Костромская и Свердловская области. Еще 11 регионов, где созданы благоприятные условия для развития креативных индустрий, по результатам исследования отнесены к группе «лидеров».
Задача регионов с точки зрения развития креативной экономики – создавать комфортную среду для развития креативного класса. Конкурировать по уровню жизни не только с Москвой, но и с зарубежными столицами. Когда человеку комфортно жить, работать, воспитывать детей, развиваться в профессиональном плане, общаться в кругу профессионалов в своем родном городе, он будет рад оставаться жить на родине и развивать индустрию в регионе. Создавая необходимую среду, регионы смогут выровнять ситуацию с распределением креативных кадров в стране (подавляющее большинство квалифицированных специалистов сегодня находятся в Москве).
– Какие направления вы бы выбрали ведущими среди креативных индустрий?
– Каждый регион сам определяет креативную специализацию, основанную на своем культурном коде, традициях, наиболее перспективных отраслях, на том, что определяет образ региона как бренда. Например, Якутия делает упор на киноиндустрию, Красноярский край – на гастрономию, Нижний Новгород – на народные художественные промыслы, Челябинская область – на промышленный дизайн. Каждый регион уникален, каждому региону есть чем гордиться. Поэтому в плане развития креативных индустрий – это индивидуальная история.
– Законопроект "О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации" прошел в ГД первое чтение. Почему именно сейчас появление этого закона так важно?
– Креативные индустрии в стране уже достигли определенного уровня развития – это весомый вклад в экономику, динамичные перспективные отрасли, представители власти и на федеральном и на региональном уровнях понимают ценность развития этих направлений – их экономическое и социокультурное значение. Пришло время перейти на следующую ступень. Закон установит правовые рамки для креативных индустрий, определит их как единый сектор экономики. Планируется создать единый реестр участников креативного сектора, для них будут разрабатываться специальные меры поддержки. Кроме того, станет возможна грамотная оценка индустрии, динамики ее развития. Мы ожидаем принятие закона в ближайшее время и готовы на своих площадках – на форумах “Российская креативная неделя” – обсуждать дальнейшую работу по применению, “приземлению” закона.
– Креативная неделя постоянно развивает сферу своего влияние. В третий раз форум прошел в Красноярске, в 2024 году запланированы Челябинск, Ульяновск, Нижний Новгород и другие регионы. Что дальше? Почему необходимо проводить фестивали в регионах?
– Действительно, мы видим высокий интерес со стороны регионов к форуму “Российская креативная неделя” – и расширяем географию. Форум помогает услышать друг друга бизнесу и власти, обеспечивает обмен кейсами и экспертизой, позволяет делиться знанием по рынкам. Форум – это работающий инструмент для развития креативной экономики.
Флагманской темой для региональных форумов определена тема идентичности – это развитие бренда региона, переосмысление его культурного кода.
У каждого региона есть своя сильная сторона, креативные предприниматели, которые уже создают или готовы создавать в родном регионе продукт федерального масштаба.
Классных кейсов, на самом деле, множество. Красноярск, например, уже имеет имидж гастрономической столицы Сибири. Для развития аутентичной качественной кухни в регионе созданы исключительные условия – открыт единственный в стране институт Поля Бокюза, который готовит профессиональных шеф-поваров. Рестораны города – это высокий уровень кухни, особенная атмосфера, продуманный стиль, интерьер. В регионе проходит фестиваль “Диких ужинов”, который организует ресторан авторской кухни FRESCO. На фестиваль приезжают шефы со всей страны, чтобы открыть для себя новое – сибирские продукты, сибирскую природу и творить.
В Челябинской области развивается fashion-индустрия – ежегодно проходит неделя моды, создано комьюнити дизайнеров. Бренды Kotova, Chuma, Paseshnik, Ermakovishna продаются и за пределами России. В Екатеринбурге проходит фестиваль “Уральская ночь музыки” – отличный проект, чтобы полюбить город и музыку.
Якутское кино – широко обсуждаемый феномен – известно и в мировом прокате. В прошлом году республика Саха впервые прозвучала в связи с «Оскаром». На премию был номинирован короткометражный док «Выход», снятый братом и сестрой Максимом и Евгенией Арбугаевыми, родом из поселка Тикси Булунского улуса Республики Саха.
И все эти креативные продукты несут в себе культуру, исходный код того региона, где они созданы. Именно это важно.
– Что нужно, чтобы укрепить региональный бренд и масштабировать его на федеральный уровень?
– Важно понять, что исходные данные в регионах есть – это "самость" региона и талантливые люди, которые готовы творить, создавать, развивать. Для того, чтобы креативные предприниматели оставались в регионе и развивали свои проекты, необходимы комфортная среда, профессиональное сообщество, поддержка государства. Именно поэтому так важен диалог, в котором представители власти, креативного бизнеса разных рынков, как регионального так и федерального масштаба, слышат друг друга. Важен закон, который сделает индустрию прозрачнее и понятнее, объединит креативные отрасли в единую индустрию законодательно и способствует росту ее значимости, который сделает доступными разработанные меры поддержки – образовательного, финансового, инфраструктурного характера.