Одной из тем форума «Российская креативная неделя – Сибирь», прошедшего в Красноярске, стало влияние музыки и в целом звукового фона на формирование городской среды, настроение и поведение жителей, на ведение бизнеса. У каждого города свой «голос». Полифония звуков, которую человек слышит каждый день, создает эмоциональный фон, постоянную атмосферу города. Для обозначения звукового пейзажа был придуман специальный термин – «саундскейп». В нем отражается и культурный код города, и особенности социальной жизни, настроение и менталитет горожан.
Музыка сегодня звучит повсюду: в крупных торговых центрах и шоурумах, в салонах красоты и фитнес-клубах, в парках, в транспорте, в ресторанах и бизнес-центрах. Многочисленные международные исследования доказывают, что аудиооформление повышает покупательную способность, чек заведения и даже может стимулировать работу персонала.
Участники сессии «Саундскейп современного города: как музыка формирует пространство и настроение» обсудили, каким образом аудиоимидж раскрывает идентичность того или иного места, бренда, кто и с какими целями его создает, какие запросы в этой сфере есть у жителей различных городов и почему важно соблюдать звуковую экологию.
«Согласно исследованиям Института Гэллапа, до 33% посетителей торговых центров могут совершить покупку под воздействием специально подобранной музыки. При этом медленная музыка увеличивает прибыль в магазинах на 38%, а ритмичная в барах – на 40,9%, низкий темп заставляет посетителей дольше задерживаться в точках продаж, а высокий – повышает интенсивность набора товаров», – отметил модератор встречи, A&R директор лейбла «Первое Музыкальное» Андриан Мельников.
Его поддержала генеральный директор ООО «ФорМакс» – разработчика интеллектуально-программного решения FONMIX для аудио- и видеооформления общественных пространств Валерия Брусникина:
«Мы озвучиваем более 45 000 общественных пространств на территории России, стран СНГ и не только ориентируемся на международный опыт, но и проводим собственные исследования о влиянии музыки на покупательную способность, настроение и поведение потребителей. Последнее было проведено совсем недавно среди миллениалов – тех, кто родился в период с 1984 по 2000 год. По его результатам 40% опрошенных сразу уходят из заведения, если им не нравится аудиосопровождение. 58% заказывают больше напитков в барах и ресторанах, чтобы послушать музыку. Также в России сейчас активно развивается сервис, позволяющий человеку менять музыку в заведении, где он находится.
Без аудиооформления любой ресторан превращается в обычную столовую, а бизнес становится безликим и неинтересным. Предпринимателям, которые раскрывают идентичность своего бренда, в том числе через звуковое оформление, удается расширять аудиторию и увеличивать коммерческие показатели. У нас есть и персональные предложения для компаний с учетом их целевой аудитории, расположения, времени суток, праздников, и готовые плейлисты в самых разных жанрах и стилях. Всего в каталоге более 15 млн композиций на любой вкус.
В приложение FONMIX встроен рекомендательный сервис, который помогает с помощью тонких настроек подобрать наиболее подходящую музыку для конкретного пространства. Вы загружаете две-три композиции, и программа предлагает похожие треки, но, например, без слов, более динамичные или медленные, звучащие в другой тональности, с другим настроением. Мы разработали и специальный инструмент, позволяющий определять, какие эмоции вызывает у клиентов то или иное аудиовизуальное оформление».
Продолжая тему результатов изучения аудитории и ее музыкальных предпочтений, директор направления стратегических проектов аналитического центра НАФИ Ирина Гильдебрандт рассказала об исследовании, которое было проведено центром совместно с АНО «Креативная экономика» специально для «Российской креативной недели» и показало, какую музыку больше слушают в различных регионах России, какую роль играет звуковое сопровождение в жизни горожан и насколько они вовлечены в музыкальную индустрию:
«Когда бизнес понимает вкусы и запросы потребителей, ему проще сделать более качественный продукт, который будет актуален на рынке. Мы собрали свою статистику в этой сфере, опираясь на различные факторы. 61% россиян старше 18 лет ежедневно слушают музыку, а каждый пятый считает ее главным видом искусства. 64% опрошенных предпочитают российских исполнителей зарубежным, при этом среди них больше всего женщин от 25 до 50 лет. Западную музыку активно слушают 23% населения, и в основном это молодежь, мужчины от 18 до 34 лет, сами имеющие отношение к музыкальной индустрии.
Сейчас самый популярный в России жанр – поп-музыка. Второе место занимает танцевальная музыка, а третье – шансон. На четвертой строчке оказался рок, а на пятой – академическая классическая музыка. Хип-хоп также есть в списке, но не вошел в пятерку лидеров. Интересно, что в различных регионах вкусы слушателей различаются. В Центральном федеральном округе чаще всего слушают рок, панк и металл. В Северо-Западном – альтернативную музыку, в Приволжском – танцевальную, инди и этническую. Дальний Восток оказался лидером по прослушиванию рока, а Сибирь – металла и шансона. Наиболее востребованные музыкальные продукты в России – это поп, классика и шансон. 6% всего взрослого населения страны имеют отношение к производству музыкального продукта. Более активными регионами по производству такого контента являются Москва, Питер и города Сибири. У среднестатистического музыкального креатора мужское лицо, и ему до 35 лет».
Генеральный директор Московского концертного зала «Зарядье» Иван Рудин, профессиональный музыкант, критически оценивает современный звуковой пейзаж большого города:
«Из-за того, что человек везде слышит музыку, он испытывает огромную нагрузку на психику. Зачастую превышается допустимый уровень громкости и, например, в ресторане она звучит так, как будто ты находишься в ночном танцевальном клубе. Это отвлекает от общения, мыслительных процессов, и в результате у людей, особенно молодых, которые потребляют больше аудиоспама, возникают закономерные последствия – трудности с концентрацией, принятием решений. Они привыкают к таким манипуляциям их сознанием и теряют способность сосредотачиваться на чем-то. Возможно, в ритейле аудиосопровождение и приносит дополнительную прибыль, но я не уверен, что агрессивная политика звукового воздействия принесет позитивные результаты в глобальном смысле. Важно выработать и соблюдать нормы звуковой экологии, так же как мы заботимся о чистоте воздуха и воды, а еще иметь возможность самостоятельно выбирать музыкальное сопровождение».
Генеральный директор Красноярской краевой филармонии Евгений Стодушный возразил коллеге по поводу способов применения музыки для реализации тех или иных целей:
«Использовать музыку в бизнесе в качестве инструмента манипуляции – это нормально, потому что весь маркетинг представляет собой манипуляцию поведением потребителей в той или иной форме. Вопрос, какую музыку выбирать. Говоря о влиянии музыки не только на личность человека, но и на развитие экономики, имеет смысл продвигать классическое искусство. В Европе есть целый город, который ассоциируется с конкретным композитором. Это Зальцбург – родина Моцарта. Ежегодный сбор Зальцбургского фестиваля составляет около 30 млн евро, а вклад в национальный ВВП – 1 млрд евро. Еще один пример – это Монтрё, небольшой городок в Швейцарии размером с деревушку, который очень сильно способствовал развитию экономики страны за счет джазового фестиваля, ставшего одним из самых известных в мире.
С помощью классической русской музыки можно развивать локальные бренды. Дмитрий Хворостовский, родившийся в Красноярске, сам стал таким брендом, прославив свой город. Сегодня его имя носит Сибирский государственный институт искусств, фестиваль искусств, проходящий в Красноярске, – событие, претендующее уже на федеральный масштаб, и даже международный аэропорт города, где в зоне ожидания звучит мягкий, успокаивающий баритон. Благодаря тому, что наш город выбрал для позиционирования правильную, качественную музыку с историческими корнями, у нас активно развивается и туризм, и местный бизнес».
Доктор культурологии, доцент, член Ассоциации искусствоведов, исполняющий обязанности ректора СГИИ имени Хворостовского Владимир Лузан продолжил тему актуализации российской классики и ее использования для формирования звукового городского ландшафта, аудиоимиджа города:
«Подобрать музыку для конкретного бизнеса довольно просто – достаточно понять цели бренда, его целевую аудиторию, то настроение и атмосферу, которую хочет создать владелец для привлечения клиентов. С выбором аудиосопровождения и созданием аудиовизитки для города все гораздо сложнее: в нем живет огромное количество самых разных людей различного возраста, вкусовых предпочтений. Однако можно работать со звуковым оформлением на более локальном уровне. В следующий теплый сезон мы с коллегами будем создавать музыкальный ландшафт в районе центрального корпуса нашего института, где будет звучать академическая и русская народная музыка».